Покаянное предисловие:
Репортаж этот чудовищным образом задержался
со своим появлением на свет Божий -
аж на полтора месяца. Виной тому были разные обстоятельства, от нерадивости
автора до коварных сетевых обломов. Автор нижайше просит прощения у всех
заинтересованных сторон, но замечает вдобавок, что буквально перед
окончательной отправкой в редакцию произвел некоторый рерайт - и понял, что
задержка оказалась даже полезной: впечатления утряслись, дефиниции
отформатировались, чуть ли не отлились в чеканную форму. Может быть, та,
первая, свежая версия была непосредственней - как знать.
Intro
На рок-фестивалях я не был лет, наверное, 14 - на фестивалях в том еще, старом,
постперестроечном их понимании, когда они не были парадами приоритетов
популярных радиостанций и манифестами рок-гламура, а были, грубо говоря,
отчетом о проделанной работе, смотром достижений. Удивительно, что стоило мне
подумать об этом, как немедленно подвернулась оказия посмотреть именно на такое
мероприятие - в Екатеринбурге на рубеже предпоследнего и последнего летних
месяцев в течение двух дней должен был пройти фестиваль "Старый новый рок на волне", с довольно мощным пулом
хедлайнеров от Пятницы до Воскресения и большим количеством локальных
групп. Избежать такой возможности - просто-напросто себя не уважать, да и
что-то закис автор в первопрестольной.
День 1
Ночной Екатеринбург встречает нас чистым ночным небом, которое наутро
превращается в "хмарь ужасную" - так пел некогда герой перестроечных фестивалей
Дима Ревякин: Впрочем, кажется, собравшихся на турбазе "Волна"
(собственно, откуда название фестиваля) в живописном лесу на берегу Белоярского
водохранилища (напротив одноименной АЭС), это не смущает. База пестрит
палатками разной степени изношенности, кишит рок-фанатами разных стилей и
направлений (что также определяется визуально), в этих палатках проживаюших и в
данный момент направляюшихся к трем сценам фестиваля.
...У "Старого нового рока", взявшего на себя ответственность за при- и
зауральский регионы, довольно мощный спонсорский пул. На открытие, которое
было ознаменовано выступлением членов
оргкомитета фестиваля Владимира Шахрина и Владимира Бегунова, мы
по независящим от нас причинам не попали, но познакомиться с человеком-взрывом,
на тот момент времени (у него есть и несколько других ипостасей) президентом
"Старого нового рока" и лидером группы Топ Евгением
Горенбургом не преминули. Евгений Львович, улыбчивый и приветливый,
кажется, успевает все на свете - общаться с приезжей прессой, решать
одновременно несколько десятков оргвопросов, отвечать на досужие приставания
музыкантов и сокрушаться о том, что "эх, не повезло с погодой - вот прошлым
летом жара стояла адская, все из воды не вылезали!" .
Ваш покорный слуга
делится с ним одним из старых своих рок-н-ролльных переживаний - с этим городом
у меня связана личная рок-н-ролльная инициация. Ровно 19 лет назад я вез на
такси из аэропорта Домодедово на фестиваль в Черноголовке прилетевшего позже
всех остальных участников Наутилуса Помпилиуса клавишника того, золотого
состава - Алексея Хоменко.
- Да ты что? - удивляется Евгений Львович. - А ну-ка оглянись назад!
И точно! Вот он, за столом, нарезает хлеб - член оргкомитета фестиваля и
одновременно завхоз, ветеран свердловской рок-сцены, участник концертного
состава барда Александра Новикова, неунывающий Алексей Павлович Хоменко. На
главных сценах страны играть или хлеба нарезать - небольшая разница, главное -
дело делать хорошо. Позиция понятная, а главное - очень симпатичная, жаль,
редко встречается...
Все группы на всех трех сценах одновременно отследить невозможно. Мимо главной
сцены маршрут лежит к сцене "Улет фестиваля", где собрались, по мнению
организаторов, наиболее интересные молодые экспериментирущие группы. Финал
выступления челябинской группы Встреча рыбы: трип-хоповая прихотливая
ритмика, неплохой вокалист, отменная солирующая скрипка - группа вполне могла
бы совершить небольшой московский клубный тур, а там, как знать, и перспективы
какие-то открыться могли бы.
Челябинцев сменяют томские DikoBrothers. Ребята одеты в одинаковые
красные футболки с логотипом группы.
Настройка закончена, и томичи начинают лихо нарезать банальный, но веселый и
боевой ска-панк с истошно солирующим саксофоном. Дождь тем временем все
усиливается, но никого это не смущает, в том числе и музыкантов.
На сцене "Энергия" тем временем сменяют друг друга кузнецы тяжмета - только отыграли магнитогорцы Sarcophagus, выбравшие для общения с окружащей вселенной death-metal (а солирует у них, и играет на бас-гитаре, заметим, невысокая веснушчатая девчушка лет девятнадцати - по внешнему виду типичная веселая троечница), и на сцене происходит демонстративно-мрачное шоу екатеринбуржской группы D.N.O. Наблюдать за ним, честно говоря, непросто человеку, находящемуся вне "тяжелой" культуры. А дождь тем временем льет все сильнее, и поэтому знакомство с "Энергией" на этом прекращается. Надо бы где-то погреться, чем Бог послал.
Бог послал комнату отдыха со сдвинутыми койками и настенным обогревателем. На
одной из коек спит Горенбург. Насквозь мокрая куртка определяется на просушку,
хозяин пристраивается рядом, но ни высушиться, ни согреться не удается -
Евгений Львович мгновенно просыпается и тащит на главную сцену смотреть
выступление московской группы Звезда полынь, к которой очевидно неровно
дышит. Ваш покорный слуга - что делать! - бредет следом за этим неуемным
человеком практически под стеной рушащейся с небес воды и оказываюсь рядом с
ним, под навесом пульта. Поэтому есть возможность и видеть, и слышать, не
обращая внимание на погодные условия. А в поле зрения - отличное, сценически
убедительное трио (вокалист, гитарист и барабанщик), которое выдает мощную,
мелодичную и осмысленную рок-музыку с весьма - временами - поэтичными текстами.
Если озаботиться какими-то сравнениями, то в 1996-м похожее впечатление
производил Сплин - с той только разницей, что корни "Звезды Полынь" не так
глубоко уходят в знаменитое прошлое русского рока - группа куда более актуальна
сейчас, чем "Сплин" - тогда. У парней очень серьезное будущее - если, конечно,
не оступятся на каком-нибудь повороте.
Следом - прогремевшие по весне местные рок-герои КедрыВыдры. Выглядят вполне
эффектно, но по накалу и подаче своих вполне милых песен, легко вписывающихся
в стандарты рокапопса, сильно уступали "Полыни". Михаила Лузина, конечно,
встречали восторженно, но, на мой взгляд, с некоторым преувеличением.
Презрев стихию, на сцену поднимаются люди в агрессивно летних одеяниях -
полосатых и белых пиджаках, в легких брюках и темных очках, а за ними -
стройные длинноногие барышни в мини-юбках! Это группа Корпорация V дает
погоде понять, что ей, группе, погода нипочем - и начинает свой безумно
энергичный, эклектичный и немного разухабистый сет, чем-то напомнивший мне
выступление Бригады С на Подольском фестивале 1987 года: все красиво и
профессионально, никакой лажи... а зачем - непонятно. Одна только мысль мучает
вашего покорного во время выступления "Корпорации": девчонкам ведь холодно...
Но и эта мысль уходит, поскольку начинается пресс-конференция группы
Наив, и
на веранде уже слышится голос Чачи Иванова:
- Дорога-а-а-я! А вот и я!
Пресс-конференция проходит в приподнятом настроении: прирожденный шоумен, в
иных географических условиях наверняка избравший бы для себя вовсе не клуб
CBGB, а жанр стэндап-комеди, держит пишущую братию в тонусе. И даже прорыв в
пресс-центр и явление пред очи группы в дым пьяного фаната градуса не сбило.
Фанат почему-то начал рассказывать о настойке боярышника, на что Чача бодро ответил:
- Так наливай!
Но фаната увели, и дегустация не удалась.
Отыграл "Наив" так же, как и пообщался с прессой - весело, настойчиво,
предсказуемо, в общем, ничего неожиданного, разве что вот один из особенно
активно слэмовавших в грязи юнош умудрился сломать ногу. Юношу увезли в
больницу, и на ходе дальнейшего веселья этот инцидент не сказался.
Дальше были "Торба-на-Круче", "Lumen"; и новые местные харизматики "Клан Марио Санти";, но от них вашему корреспонденту вновь пришлось сбежать - инстинкт, знаете ди, самосохранения: греться и сушиться. Остались в памяти только кадрики трогательно-акустической 5'nizza в резиновых сапогах - приехав на площадку в кедах, Запорожец и Бабкин развернули транспорт в сторону ближайшего города Заречный и там нашли себе довольно изящную водонепроницаемую обувь (к слову сказать, не одни они такие умные оказались - автохтоны потом говорили, что в Заречном начался резиново-сапожный дефицит). "Постмодернистское КСП с ямайским уклоном", как ни странно, не выглядело потерявшимся на большой сцене фестиваля и было принято на ура - впрочем, кто бы сомневался.
Завершало фестиваль монструозно-архаичное образование Черный кофе. Еще на
пресс-конференции Дмитрий Варшавский поразил коллег тотальным отрицанием
внешних влияний и заявлением о том, что музыку он практически не слушает,
играет то, что ему хочется, на поводу ни у кого не идет, и, значит, так тому и
быть. С дорожки этой сворачивать не намерен. Уловленные вашим корреспондентом
полторы композиции показали - да, так и есть, с 1986 года мало что поменялось.
Посему ваш корреспондент в сумраке ночи на авто, за рулем которого оказывается
все тот же Алексей Павлович Хоменко, отбывает во локальные свояси - заниматься
профилактикой гриппа и прочих потенциальных вирусов.
ДЕНЬ 2
Почти весь второй день ваш покорный слуга восполнял потери дня первого - занимался
гигиеной и осмотром ранее незнакомых ему достопримечательностей Екатеринбурга.
Весьма милый город, знаете ли. То напоминает Москву - гигантомания торгового
центра "Гринвич" сродни "икейному" комплексу, только стоит прямо посреди города
- то оборачивается к тебе почти что древним деревянным домиком из серии
"охраняется государством" (в двух шагах от того же "Гринвича". Город меж тем
отмечает день военно-морского флота, по улицам ездят автомобили с Андреевскими
флагами, ну и тельняшечного народа тоже вдоволь (этот праздник еще аукнется на
фестивале, уже почти ночью). В какой-то момент ваш корреспондент осознает, что
еще полчаса - и на Белоярку можно не ехать. Незачем потому что будет. Стыд и
осознание ответственности перед потенциальной аудиторией выгоняет его с
поднятой рукой на площадку близ памятника основателям города, и вот, спустя
всего лишь пару часов, он оказывается около главной сцены - чистый, теплый и
довольный. Коллеги осуждающе смотрят на него и рассказывают отом, что он
пропустил - речь прежде всего идет о проекте Anatomy Of Soul с новым фронтменом
- он же актер Гоша Куценко. Отзывы разноплановы: от "ему даже петь не
нужно -
просто выходит, и публика его" до "лучше бы и не выходил - какой он, нафиг,
певец!". Вторых, замечу, больше.
А на сцене - Алексей Романов, Андрей Сапунов и Алексей Коробков, то есть
Воскресение. Ваш корреспондент слушает эту группу вот уже 26 лет, а
видит на
разнообразных сценах и в разнообразных инкарнациях полных 17 - и не устал
покамест. Непонятно, что тому причиной, но уж точно не ностальгия. Наверное,
дело в том, что Алексей Дмитриевч Романов не стоит глыбой в стороне от процесса,
не соглашается с тезой "новые песни пишет тот, у кого старые плохие", но и не
торопится. А на выходе - невероятно качественный, выверенный, за-душу-берущий
рок-н-ролл. Не нужно ни героических поз, ни заигрываний с публикой -
"Воскресение" держится на сцене абсолютно естественно, откровенно получает
удовольствие от того, чем занимается - и публика это настроение подхватывает.
Понятно, что статус легенды автоматом подстегивает активность слушателей, но
даже отстранясь от этого статуса видно и слышно, что по части владения
инструментами и одновременно словом с ними мало кого можно поставить рядом.
Ухо, знаете ли, не спотыкается.
Романов на "Старом новом роке" отошел от практики последних лет - играл и пел
стоя, чем немало радовал публику. На открытой сцене, стоящей среди не высохшей
после вчерашнего глины, он выглядел примерно так же, как в каком-нибудь JVL -
делал свое дело. Особенно он разошелся в "Волчьей", которая, казалось, никогда
не кончится, а нежный парафраз Жака Бреля "Не оставь меня" снискал слезы и
овации, и это было правильно.
Правильно, надеюсь, поймет автора и читатель этого репортажа - автор не злой человек и не предубежден против уже упоминавшейся "тяжелой" культуры. Но выступление закрывавшей фестиваль группы Ария он перенес с трудом, все время напоминая себе, что да, Артур Беркут - это тот самый человек, который пел в Автографе. Потому что тот неприятный тип, который кричал со сцены "Привет, братва!" и "Поздравим с праздником наших морячков!", не очень-то напоминал человека, певшего в 1983-м песню памяти Леннона в московском ДК им. Владимира Ильича, под которую взметнулось ввысь несколько сиротливых зажигалок. Честное слово, в Кипелове было (и есть) что-то живое, не просчитанное, не вульгарное - при всей его манерности. Беркут же дает "своего в доску", и выглядит это малопристойно. Ну, а музыкальную специфику жанра обсуждать нет смысла - на вкус и цвет, сами знаете. Публика на поле осталась "своя", и была довольна.
Но было ведь еще и закрытие фестиваля, которое растрогало и растопило пост-арийный лед. Дело все в том - и сейчас ваш корреспондент напишет то, ради чего он, собственно, и мотался в опорный край державы - что в фестивале этом есть какая-то малоуловимая, но отчетливая при этом искренность и свежесть, которой уже давно не пахнут околостоличные open-air'ы сходной направленности. Есть здесь и определенного рода "домашнесть", потому что не приходится с километровой дальности разглядывать сцену в поисках вокалиста: все здесь, все как на ладони. Теплота и домашнесть были в том, как Горенбург озвучивал результаты фестиваля, как награждал дипломантов разными примочками и музинструментами, как, в конце концов, пел традиционную песенку "Соня любит Петю" - фестивальный гимн. Потому что это было то, что нужно - там и тогда.
О Горенбурге вообще стоит спеть отдельную песню - и прологом к ней стали бы ночные посиделки в лучшем екатеринбуржском пабе, где генеральный продюсер "альтернативного" телеканала A1 долго убеждал Евгения Львовича в том, что сейчас всем рулит маркетинг и социология, которых здесь, при всей теплоте и приятности, нет и в помине. Горенбург слушал, кивая головой, с чем-то соглашался, с чем-то мягко спорил, но стоял на своем, не забывая посмеиваться и поддевать собеседника, а также поддерживать общую беседу. С ним хочется соглашаться, и не столько из-за обаяния, сколько из-за его правоты. Потому что далеко не все может быть просчитано, сложено и разделено - у публики есть право на искренность события, и на "Старом новом роке" оно реализуется в полной мере.
Ваш покорный хочет туда вернуться.
1935 – В Чикаго, Иллинойс, родился Рэй Манзарек - музыкант, продюсер, автор песен, один из основателей и клавишник группы The Doors »»
1999 – Первый концерт группы «Люмен» »»
Mel POWELL (1923)
Red ALLEN (1930)
Gene MCDANIELS (1935)
Ray MANZAREK (1939)
Steve HACKETT (1950)