Когда-то наша страна считалась
самой читающей в мире. Говорят, что в
последнее время мы несколько уступили свои позиции в этом вопросе. На прошлой
неделе мне пришла в голову мысль - может, это связано с тем, что все больше
читателей сами становятся писателями? Ну, как в известном анекдоте про чукчу...
Шутки-шутками, но 7-го сентября в магазине "Библио-Глобус", что на
Лубянке, и 8-го числа на ВВЦ, в рамках 19-й Московской международной книжной
выставки-ярмарки, была презентована книга лидера группы ЧАЙФ Владимира
Шахрина "Открытые файлы", выпущенная в Екатеринбурге издательством
"У-Фактория". Таким образом, часть моей библиотеки, состоящая из книг наших
рокеров, пополнилась еще одним томом. Некоторые комментарии к событию удалось
получить у самого новоявленного литератора на пресс-конференции (а точнее, в
дружеской беседе за чаем), состоявшейся незадолго до автограф-сессии в
магазине.
Звуки.Ru - Как возникла идея подобной книги? В чем ее особенность?
Владимир Шахрин: Сразу скажу, что это не мемуары, это не история
группы ЧАЙФ и не моя биография. Идея книги начала формироваться в конце зимы. Я
начал эту пресловутую чистку своего компьютера, решив разобраться, наконец, что
там в нем лежит. Какими-то долгими морозными вечерами делать особо было нечего,
и я стал открывать, смотреть все эти файлики и папочки и просто их читать.
Оказалось, что там есть материалы во всех жанрах, абсолютно разных, файлы,
которые существуют с начала 80-х и до 2006-го года. Там все начинается,
по-моему, с 83-го года, когда я пришел домой после концерта Майка и
Цоя, проходившего в архитектурном институте, в красном уголке общаги,
который был в три раза больше этой комнаты, где мы сейчас находимся. Они играли
просто под гитару, и на меня это произвело такое впечатление, что я, придя
домой, написал такой своеобразный репортаж с концерта. Вот в этом виде он и
вошел сейчас в книгу - это реальный репортаж 83-го года! Жаль только, что не
получилось сделать при оформлении, чтобы было именно как в компьютере: когда
показывает, сколько в файле килобайтов и когда он был создан.
Когда я вдруг понял, что я немножко взрослею, у меня появились первые
нотки ностальгии, я вдруг начал вспоминать наш двор, первых парней с
гитарами... Сейчас я читаю, и это все так наивно, очень трогательно, очень
трепетно, и я понимаю, что я был в гораздо меньшей степени циничен, чем сейчас.
Например, есть там какие-то рассказы о современном мироздании - кажется,
называется "Чем это все закончится", где я делаю свой прогноз, куда будет
дальше развиваться человечество. И я понимаю, что это как раз все в меру
цинично, поскольку достаточно зрелый мужик обо всем пишет.
Там есть еще такой жанр: когда только появился Интернет, мы делали свой
сайт, и для того, чтобы на сайте было людям интересно, я сам начал писать там
от лица мифического персонажа по имени Терентий Самохвалов. Сайт у нас появился
в 89-м или 90-м, кажется, - в общем, уже больше 15 лет. Условно говоря, этот
вот Терентий Самохвалов каким-то образом знал о группе больше, чем другие
поклонники: он бывал на каких-то концертах, попадал на рыбалку с членами
группы, например, и потом он, "типа подпольно", рассказывал все это посетителям
сайта - эти рассказы разных лет в книжке тоже присутствуют.
Есть элементы какой-то частной переписки - например, письма Анатолию
Чубайсу. Есть переписка с системным администратором книги. Как только мы
поняли, что все это так или иначе связано с моим компьютером (а там бардак
страшный!), то я попросил своего друга Андрея Матвеева, профессионального
литератора, писателя, которого я очень давно знаю, чтобы он со всем этим
разобрался. Во-первых, сказал бы, хорошо это или плохо - он сказал, что хорошо
(довольно улыбается); во-вторых, чтобы он просто исправил какие-то
орфографические ошибки и расставил запятые, а в-третьих, чтобы он это все
расположил с литературной точки зрения так, чтобы было интересно читать. Мы
придумали ему должность "системный администратор книги", с чьего вступительного
слова она и начинается. И еще в книге есть, как я уже сказал, наша с ним
переписка: он мне пишет по электронной почте, мол, он нашел что-то, но не
понимает, про что это, и думает, что читатель тоже не поймет. А я ему отвечаю:
"Друг мой сердешный Андрюха...", - и далее объясняю, что к чему. Мы
взяли эти письма просто так туда и бухнули!
И еще там есть, например, такая история. У нас вообще очень немного
скандалов, связанных с группой ЧАЙФ, а каких-то публичных и громких - еще
меньше. Было понятно, что в такой книге должны присутствовать "соль и перец",
иначе все это будет так сладко и елейно, что даже на жизнь реальную и не
похоже. Поэтому там есть, в принципе, история некоего скандала с Юрием
Юлиановичем Шевчуком - в том виде, как это было: два открытых письма,
которые мы написали в свое время, и комментарий, из-за чего все это,
собственно, и началось, и чем это все закончилось. А закончилась эта история
вполне нормально, мы общаемся, у нас хорошие отношения, но был такой период:
двое мужчин, так скажем, "с кризисом среднего возраста", друг на друга
обиделись из-за ерунды... (улыбается)
Звуки.Ru - То есть любителям "клубнички" можно не обольщаться?
Владимир Шахрин: Понятно,
что "пиво, девки, рок-н-ролл" или "секс,
наркотики и рок-н-ролл" в жизни присутствуют в каком-то виде, но в книгах
этого практически нет - не принято об этом ни говорить, ни писать, потому что
будет это все как-то куце, и лучше совсем эту тему не задевать. Я понимаю, что
эта вещь табуирована у нас где-то на подсознательном уровне! Вот западные
артисты, известные люди с удовольствием об этом пишут, вспоминают, сколько у
них было там - 138 или больше, все подробности - и это нормально воспринимается
западным обществом. У нас, слава Богу, не так пока! Мое личное ощущение: чем
больше люди об этом говорят, тем меньше у них этого было на самом деле.
В принципе, там и так есть, что читать. Книжка не "пустышка" - мне кажется, что
там достаточно интересное содержание.
Звуки.Ru - Сейчас очень часто в метро можно увидеть людей, читающих не книги, а текст на мониторчиках мобильников или карманных компьютеров. У тебя есть планы на этот счет относительно твоей книги?
Владимир Шахрин: Не знаю. Скорее, этот вопрос к издательству, к "У-Фактории", потому что права сейчас у них. С этой книжкой, на самом деле, все проще, потому что это и так уже все есть в виде компьютерных файлов.
Звуки.Ru - Не кажется ли тебе, в связи с этим, что обычные книги отжили свой век?
Владимир Шахрин: Не-е-ет, я так не думаю. Мне кажется, что существуют единицы людей, читающих на наладонниках - как раз это очень временная мода, которая скоро отойдет. Книга дает совсем другое ощущение! Точно так же было, когда появились CD-диски, и все стали говорить о том, что виниловые пластинки можно выбросить в мусорки, потому что это уже никому не понадобится. А я говорил, что надо подождать, потому что это - вещь (уважительно)! И вот теперь они появились снова, только стоят раза в четыре дороже, и это чрезвычайно модно стало опять. Книга - это все равно другая история! Вот ты ее берешь - и р-раз!.. (пролистывает) Это какая-то абсолютно интимная вещь! Вот ты берешь наладонник и понимаешь, что там еще присутствуют японские инженеры, программисты и т.п. - они все там сидят и так или иначе присутствуют при твоем разговоре! (смеется) А книга - это совершенно другое. Книга гораздо больше заставляет людей фантазировать.
Звуки.Ru - Есть еще такое новомодное веяние - аудиокниги. Что, если "Открытые файлы" зачитать голосом автора?
Владимир Шахрин: Не знаю,
если честно. Пожалуй, единственный раз мне
было интересно, когда Миша Козырев читал. Он сейчас пишет книгу большую и всем, кто ему на пути встречается, особенно если те ничего не делают, маниакально предлагает (пародирует интонацию М.К.): "Давай я тебе
почитаю!" Сразу достает компьютер и начинает тебе читать фрагменты своей
книги. Надо сказать, что он очень хорошо читает, интонирует просто
замечательно, и его интересно слушать. Несколько моих попыток купить и
послушать аудиокниги закончились для меня совершенно печально - неинтересно! И
это притом, что я брал известное произведение, любимого мною автора... И
казалось бы, тот же Коля Фоменко - прекрасный чтец, но мимо! Даже до конца не дослушал.
Звуки.Ru - Коллеги по группе уже читали?
Владимир Шахрин: Нет еще. Они, конечно же, не ожидали такого, потому что никто ж меня не видел "пишущим" - мол, не звоните мне, я книгу пишу (смеется). Это произошло как-то само собой, я не приложил вообще никаких усилий для этого! Оно как-то само собой получилось, а я очень ценю такие вещи. Я, например, очень люблю песни, при создании которых ты не прикладывал никаких сил - они появляются сами, вырастают как сорняки. Эта книга появилась сама, и я понимаю: значит, так угодно природе, чтобы это случилось. Я думаю, что ребятам тоже будет интересно, потому что они понятия не имеют, что там и о чем. Конечно, что-то они читали раньше, потому что я писал это для Интернета или сайта - возможно, они это видели. Ну, тексты песен, скорее всего, они знают все-таки... (улыбается) Хотя бывают очень забавные случаи. Мы записывали "Оранжевое настроение-4", писали все живьем, но несколько подпевок надо было спеть "сверху". Валера со Славой зашли в песне "Хей-хей" спеть эти подпевочки, и вдруг я говорю: "Что вы там поете?" Слава говорит одни слова, не совпадающие с оригиналом, а Валера - другие, но тоже не те. И я понимаю, что они между собой не совпадают, не говоря уж о моем голосе! (смеется) То есть, я думаю, что им даже тексты будет интересно почитать.
Звуки.Ru - Много еще осталось материалов, не вошедших в книгу?
Владимир Шахрин: Ну, мне
кажется, что из компьютера я вытащил
практически все интересное. Как ни странно, помимо компьютерного архива, у
меня еще есть пара пыльных коробок, где лежат какие-то общие тетради, залитые
водой (видимо, при переезде), с размазанными текстами непонятными... Однажды
мы так делали альбом, когда нашли у меня на балконе коробку с бобинами, на
которых оказались старые песни, которые я даже не помнил - мы их восстановили,
в итоге. А тут я нашел всевозможные тетради, блокнотики, где от руки записаны,
во-первых, тексты с совершенно другими словами, во-вторых, какие-то
воспоминания. Например, когда я работал в МЖК на стройке, чтобы квартиру
получить, то нужно было участвовать в общественной жизни. Так вот, я пытался
для ребят-строителей делать некий "ликбез" - рассказывал о джазе, о рок-музыке.
И вот сохранилось те записи, которые я делал от руки, готовясь к этим "лекциям"
- о нью-орлеанском джазе, например (смеется).
Звуки.Ru - А продолжение книги будет?
Владимир Шахрин: Я не знаю пока. Если оно и будет, то оно возникнет
так же спонтанно. Во-первых, должно пройти время, чтобы еще что-то накопилось,
чтобы все, о чем я говорил сейчас, нашел и перетащил в компьютер. В принципе,
можно еще порыться у моей мамы, у нее много чего хранится - например, она
очень бережно хранит мои дневники, а в них на каждой странице записка ей от
учителей. И это вся чушь невероятная - начиная с "опять пришел в 40-градусный
мороз в кедах и без пионерского галстука" и заканчивая "во время уроков
носился по коридору на плечах у товарища, говоря, что играет в таксиста" - на
каждой странице (смеется)!
Может быть, когда будет уже совсем понятно, что людям интересно, а что
нет, тогда вторая часть и появится - пока рано говорить об этом.
Мне осталось лишь добавить, что книга состоит из трех разделов: "Байки.doc", о содержании которого подробно рассказано вначале, "Тексты.doc" - ясно и без комментариев, и "Слова.doc", о котором практически не было упомянуто и который меня лично особенно порадовал. В предисловии к этому разделу сказано: "Интервью - жанр удивительный, порою он говорит о герое намного больше, чем любой высоколобый рассказ, и потому вполне закономерно, что лучшие образцы жанра нашлись и в компьютере Шахрина". Было очень приятно увидеть среди "лучших образцов" и свое интервью с Володей, сделанное для Звуков.Ru по поводу 10-летия акции "Все это рок-н-ролл" . Что ж, пора, видимо, еще одному "чукче" задуматься не только о "соавторстве" - ну, "раз уж пошла такая пьянка"...
Дата рождения:
22 июня 1959
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)