"Вы можете себе представить свою группу с другим барабанщиком?" -
частенько спрашивают Джека Уайта (Jack White) из White Stripes.
"Могу, но не эту", - неизменно отвечает Джек. Его, похоже, уже стали
забавлять непрекращающиеся атаки на тот самый вызывающий примитивизм, который и
прославил его сочинения. Дескать, ну стань же, наконец, как все! А ну, как при
полном инструментальном составе никакой оригинальности в твоих опусах не
останется. И тогда мы легко сможем подыскать тебе замену.
А вот фигушки! - решил Джек, и сделал изящный шаг в сторону, реализовав-таки
представление о "другой группе с другим барабанщиком". Плод его
кооперации с ритм-секцией команды The Greenhornes получил название
The Raconteurs. Хотите звука без "брешей" - получите. Но это все равно
мой звук!
Материал альбома "Broken Boy Soldiers" обманчиво похож на модный
ретро-рок. По-крайней мере, на то, что часто принимают за ретро-рок на альбомах
какого-нибудь Ленни Кравитца. Есть здесь и некий привкус "гаража",
ставшего в новом веке столь же общим местом и удобным способом оправдывать
халтурную работу звуковыми изысками. Однако, в случае с The Raconteurs подобные
обобщения не проходят. Вещички вроде "Hands" или "Intimate
Secretary" обладают весьма завернутыми мелодиями и насыщенными
аранжировками, и никакой халтурой тут не пахнет. Интересно, что группа
ненадолго воскрешает здесь ту раннюю разновидность раннего хард-рока с
гармониями позднего бита, которая приказала долго жить вскоре после
трансформации The Move в ELO. Выжила лишь блюзовая разновидность
хард-рока, и с тех пор считается, что иная просто невозможна. А вот,
оказывается, и нет!
Также способно удивить слушателя звуковое решение программы. Барабаны и бас
имеют здесь объем, но не эхо. Гитары и электроорган - драйв, но не вибрато (это
особенно хорошо слышно в "Store Bought Bones"). Преимущество отдается
низким частотам. Стереораскладка инструментальных партий ультимативна до
предела. Эстеты последних поколений без колебаний назовут ее смелой и
авангардной, забыв, что давно уже заклеймили точно такое же звуковое решение
битловского "Magical Mystery Tour" как примитивное и морально устаревшее
- большая часть соло-партий и вокальных линий намертво прописались в
каком-нибудь одном канале из двух возможных. Фуззовая гитара в "Steady As
She Goes" будет упорно дырявить лишь ваше правое ухо. А ее акустическая
сестра всю дорогу пробренчит в левое. Жаль, что в большинстве mp3-версий
альбома этот примитивистский шик будет неизбежно утерян. Открою небольшой
секрет: по умолчанию в большинстве конвертеров (включая профессиональные) стоит
параметр "joint stereo".
К сожалению, не все вошедшие в этот альбом песни одинаково хороши. Наряду с
настоящими шедеврами здесь есть и откровенно занудные номера. Тем не менее, диск
стоит того, чтобы хорошенько в нем покопаться.
Евгений КРЫЛАТОВ (1934)
Johnny WINTER (1944)
John GREAVES (1950)
Brad WHITFORD (1952)
Howard JONES (1955)
David SYLVIAN (1958)
Олег ГАРКУША (1961)