В минувшие выходные у москвичей был беспрецедентный выбор развлечений на свежем воздухе. Кто-то отправился на пикник "Афиши", кто-то - на праздник в Лужники, самые экстремальные любители живой музыки и концертов предпочли всем рафинированным и не очень мероприятиям поход на двухдневный, не побоюсь этого слова, рок-фестиваль "Крылья". История этого фестиваля такова, что он мог бы стать одноразовым, но было принято решение его сохранить и превратить в реального конкурента не чему-нибудь, а "Максидрому". Задача довольно непростая - "Максидром" проводится в закрытом зале - самом подготовленном к крупным концертам "Олимпийском", а на "Крыльях" зрителей ожидают нескончаемо долгий проход на поле - в очереди приходится стоять не один час, непредсказуемые погодные условия и не менее непредсказуемые отношения с милицией и ОМОНом, которых на Тушинском поле по двое на каждого зрителя. Кто может захотеть этих боданий с псевдоохранителями порядка - совершенно непонятно, но при этом каждый год находятся 30 тысяч (или около того) человек, которые, несмотря ни на что, приходят на "Крылья". И если раньше они приходили, чтобы слушать русских рокеров, то в этом году отечественные мучители гитар отступили на второй план и в качестве хедлайнеров выступили европейские и американские коллективы, по три штуки на каждый день фестиваля.
В первый день подкачала погода - прохладно и не солнечно - для пикника на
выезде не очень-то подходит. Фестиваль имени пива рисковал сменить его на имя
чая или кофе - любого горячего напитка, который расходился легче, чем пиво, и
к трем часам дня вообще закончился. А на сцене царило такое вполне себе лето -
открывал "Крылья" блок этно-реггей в виде Гандураса, Сакмаров Бэнда и
группы Гоnja, которые если и не зажигали, то настраивали публику на
нужный, расслабляющий лад. Пиво помогало. Выступления ТТ-34 и нового
проекта Армена Григоряна 3 Ангел обозначили новую тенденцию в русском
роке - все пытаются звучать как Korn, даже если это совершенно не в их
силах. ТТ-34 при этом хотя бы подобающе выглядят, чего нельзя сказать о
Григоряне, который появился без шляпы, но в кожаном пиджаке. Пожалуйста,
скажите ему кто-нибудь, что образ Нео - не для него. Спасибо, что хотя бы в
этот раз обошлось без волчиц с клубникой в жесткой индастриал аранжировке.
Вопрос "сколько можно?" возникал на сетах Калинова Моста, Чижа и
Пикника - не меняются ни образы, ни музыка. Все отличия их выступлений
на разных фестах исчерпываются декорациями. Это было бы объяснимо общим
забвением старого поколения, но это не так - Машина Времени тоже
подпадает под эту "Сколько можно?"-категорию, но играют они с душой и очень
светло, а не просто "нас пригласили - мы приехали", хотя они-то имеют на это
полное право.
Идея с приглашением шотландцев Mystery Juice и французов
Matmatah, несмотря на то, что мало кто их знает в наших широтах,
отличная. Народ нужно образовывать. Желательно массово - всех сразу в одном
месте. Пока Mystery Juice драли глотки и скрипки на первой сцене, главные гости
"Крыльев" Bloodhound Gang давали пресс-конференцию. Выглядело это так -
музыкантами была принесена бутылка водки и установлены правила - вопрос
задается только при выпивании стопки вместе с Джимми Попом (Jimmy Pop).
Надо сказать, что соглашались не все. Одну барышню нимфеточного вида Джимми
долго пришлось уговаривать словами "don't be a PIZDA". Что вы думаете?
Уговорил. Вся веселуха началась тогда, когда они захотели повторить, но уже
вместе в фанатами - выйдя на сцену и потрепав немного свою гитару, басист
ринулся в толпу с водкой и стопкой пластиковых стаканчиков. У омоновского
офицерья сценической охраны, не говоря уже о самих фанах, глаза на лоб
полезли. Отмочил и сам Джимми, вопросив у публики "Who thinks Mr. Putin is
sexy?", на что сам и ответил, что, да, он сам, Джимми Поп Али считает его
очень даже sexy, и незамедлительно пожелал отсосать у главы государства. Но на
этом останавливаться счел неверным. Гулять - так гулять. Заметив, что на поле
милиции больше, чем фанов, Джимми выразил желание "do a blowjob" им всем
вместе взятым сразу. Очень жаль, что не было перевода. А что они там пели - это
неважно. И так ясно, что в их шоу важно другое, а именно, свобода самовыражения.
На второй день, гораздо более располагающий к распитию пенного уровень
нетерпимости к ментовскому брату повысился. И было за что. Если посмотреть на
то, как у нас менты прессуют 15-летних мальчиков, пришедших слушать FAQ,
то становится понятно, что Россия - страна дикая. И так будет всегда, пока
одетые в серые робы стражи непонятно какого порядка не начнут уважать тех, кого
охраняют. Люди пришли на рок-концерт. Это не сборище экстремистов. Не нужно
устраивать здесь концлагерь. Нам всем нужно понять, что вот эти самые люди в
камуфляже с надписью "ОМОН" и есть самые главные террористы нашего времени.
Если вы прочли это, то расскажите об этом товарищу.
И музыкально все сильно утяжелилось. Программа второго дня была смесью
коммерческого рока с роком альтернативным. Не в пользу первого. Сладенькие
мальчики Brainstorm очень выбивались из мощного потока Пилота и
Здубов (Zdob si Zdub). Здубы, которых мы давно не видели в столице,
оказались в отличной форме. Приятно было поглядеть на косящих под Blur и
Franz Ferdinand одновременно OK Go. Отличное открытие этого
фестиваля группа N&SK - эдакий Ленинград по-французски. Большие
претензии к Вакарчуку, который чуть не убил бутылкой воды нашего
фотографа Надю Лебедеву - смотри, чувак, куда бросаешь!
Но ждали все не этого.
Ждали все Макса Кавалеру (Max Cavalera) и Soulfly. Когда тот
появился в своем привычном образе шамана Voodoo, вот тогда на поле начался
невообразимый слэм. Еще немного - и ментовский заслон, наверное, смели бы.
Кавалера в Москве - гость частый. На "Крылья" он привез свежую программу "Dark
Ages" и гитару, раскрашенную в бразильский флаг. Хорошо так, что становится
страшно, и слова исчезают.
Последней мыслью этого вечера стало "STOP Чайф". После Кавалеры престарелые сибирские блеяния не тянут. Уж простите.
Manu DIBANGO (1934)
Roberta FLACK (1939)
Nigel OLSSON (1949)
Robbie NEVIL (1961)
Poli GENOVA (1987)