Для FUZZA эта весна ознаменовалась двойным юбилеем: в марте журнал справил 15-летие и выпустил в свет 150-й номер. Да и нынешняя Премия FUZZ, состоявшаяся 2 апреля, стала тоже юбилейной - десятой. Не удивительно, что редакция решила провести этот фестиваль с приличествующим случаю размахом: впервые были задействованы обе арены Дворца спорта "Юбилейный" - Большая и Малая, - и приглашено рекордное количество коллективов, общим числом 18. Внушает уважение число посетивших фестиваль зрителей: по официальным подсчетам, их было около 14-ти тысяч. Такой наплыв народу объясняется, прежде всего, изобилием присутствовавших в афише и на сцене топовых групп. Можно до хрипоты спорить о весомости вклада любой из них в отечественную рок-историю, не нельзя отрицать, что почти каждая может и самостоятельно собрать стадион. Немудрено, что "Юбилейный" в этот вечер трещал по швам.
Напомню, что Премия FUZZ - не просто фестиваль, а церемония награждения музыкальных коллективов по итогам прошедшего года, своего рода "Грэмми" российского значения. Лауреаты определяются советом экспертов (состоящим из программных директоров радиостанций, редакторов ведущих музизданий и Интернет-порталов, продюсеров, директоров лейблов и т.п.), но результаты их голосования не всегда совпадают с мнением народа. Чтобы утешить несогласных, в прошлом году была введена новая номинация - Приз читательских симпатий, который вручается строго по результатам опроса читателей FUZZA. Нынче призовую бронзовую статуэтку в виде знака "forte" во второй раз получила группа Пилот. Хорошие шансы были и у Земфиры, но до высшего балла ее работы не дотянули, несмотря на номинации аж в четырех категориях (Лучшая группа, альбом, песня и видеоклип). Зато вполне оправдались надежды публики в отношении DDT и Мельницы: команда Юрия Шевчука получила сразу два "forte" - как Лучшая группа 2005 года и Лучшая live-группа, А "Мельница" стала, соответственно, Лучшей новой группой (тут имеется в виду не факт появления команды на белый свет, а достижение ею широкой популярности). Другие победители: Лучшей песней была названа "Ресницы" Братьев Грим, а Лучшим видеоклипом - сольное творение Михаила "Горшка" Горшенева "Соловьи"; почетную премию За Вклад (в рок-культуру) получила Агата Кристи. Были также вручены два свежеучрежденных приза: За достижения на клубной сцене - Кирпичам и За мелодизм - Сплину. Лучшим новым альбомом был признан "Слияния и поглощения" Мумий Тролля, однако сей коллектив, занятый зарубежными гастролями, на Премии FUZZ не присутствовал.
Теперь, собственно, о концерте. Он начался в 18:30 звуками "фирменной" песни
FUZZA - "Satisfaction" (как известно, именно в этом творении The
Rolling Stones была впервые использована гитарная примочка, давшая название
журналу) и показом забавного клипа, совмещавшего кадры с танцующими туземцами и
беснующимися хунвейбинами с концертной хроникой эпохи зарождения рок-н-ролла.
На этот же видеоряд потом накладывались все списки номинантов; в нужные моменты
он перемежался отрывками из клипов выступавших артистов и съемками с предыдущей
Премии. В общем, сочетание приятного с полезным.
Первой на Большую сцену вышла группа Чайф, которая, сообразно духу юбилея, выдала подборку кавер-версий знаковых русских рок-песен: "Пригородный блюз" Зоопарка, "Рок-н-ролл мертв" Аквариума, "Мама-анархия" Кино, "Гудбай, Америка" Наутилуса и собственную "Поплачь о нем". Впечатления остались весьма позитивные. Далее перед собравшимися предстал Ю-Питер. Поначалу коллектив Бутусова звучал довольно-таки меланхолично, но в песне "Дыхание" внезапно расцвел и заиграл музыкальными красками, а исполнение "Князя тишины" можно даже охарактеризовать словцом "попёрло". Концерты "Ю-Питера" мне всегда хочется сравнить с внезапным падением на голову глыбы льда: мощный удар чем-то тяжелым и ослепительно-холодным. И в этот раз ощущения были абсолютно такими же.
Далее сцену оккупировал - всерьез, но ненадолго, - питерский экстремальный
молодняк в виде группы Вакцина. За ними последовал сеанс манерного, но
драйвового декаданса от "Агаты Кристи", помянувшей в своем песенном блоке почти
все существующие виды наркотиков. "Готишные девушки" из зала были в восторге,
но, в общем, и в объективном профессионализме "Агате" никто бы не смог
отказать. Заслуженных вкладчиков сменила молодая группа Znaki - не
вполне понятного происхождения, но весьма симпатичная, хоть и сильно
напоминающая местами "Сплин". Лауреаты же вышеупомянутой спецпремии выдали на
гора вещи вовсе не мелодичные, а довольно-таки жесткие; обросший бородой
Александр Васильев внешне смахивал на Шнура, да и в финальной
хип-хоповом речитативе позволил себе использовать инвективную лексику. Хитов не
играли вообще, отдав предпочтение новым песням ("они короткие, это чтоб вас не
загружать"). В общем, "Сплин" слегка удивил, но не разочаровал.
Очередные молодые дарования из петербургской группы Nikel, напротив,
удивили сильно, поскольку играли довольно-таки старообразную музыку а ля
"филармонический" хард и отличались удивительным пафосом в подаче - вплоть до
выкриков "Я не вижу ваши руки!" от вокалиста Никиты Алексеева. После
этого патриархи отечественного хард-рока из Арии смотрелись просто-таки
свежачком-бодрячком. "Ария" исполнила предсказуемый набор боевиков, помянув и
море, и небо, и беспечных ангелов, и улицу Роз, - в общем, все как доктор
прописал. Однако наивысшего градуса слушательский угар и тащилово достигли во
время выступления Короля и Шута. Родные-народные панки-раздолбаи сыграли
неожиданно плотно и четко, порадовав поклонников хитами: "Ели мясо мужики",
"А ну-ка, выбей, брат...", "Северный флот", "Проклятый старый дом" и так далее.
Завершали концерт на Большой сцене, естественно, DDT. Всякий волен
по-своему относиться к творчеству и личности Шевчука, но вот звук его
группа генерирует однозначно лучший в стране, и качество игры музыкантов также
превыше всех похвал. И только за это "DDT" заслуживают безусловного почтения.
Ну, а на улице тех, кто просто любит русский рок "с активной гражданской
позицией", тем более царил праздник.
Параллельно всему только что описанному царило веселье и на Малой арене, где
играла отнюдь не мелкая шушера, а коллективы довольно-таки разнообразные и
популярные. Первыми на сцену поднялись Сонце-Хмари (сборный состав
питерских музыкантов, возглавляемый известным фотографом/автором-исполнителем
Алексом Федечко-Мацкевичем), оттянувшиеся по полной программе: огненное
шоу в исполнении Александра Ярового (Пикник), танцы ансамбля
Тугуш и настоящего индейца, клоунада Михаила "Бабая" Новицкого,
залихватские кавер-версии песен "Ели мясо мужики" (КИШ) и "WWW"
(Ленинград) на украинской мове и прочие радости. Дальше концертная программа
являла собой нечто вроде контрастного душа: меланхоличные Мертвые
Дельфины, ожесточенно рубившиеся "Кирпичи", полуготические
Кукрыниксы, изысканный "зарубежный" Brainstorm, фолковая
Мельница, спровоцировавшая хороводы в зале, поп-роковые "Братья Грим" и
отчетливо социальный "Пилот"... Практически все перечисленные сыграли "the best
of мы" и были соответствующим образом приняты публикой. Кстати, зрители могли
свободно перемещаться внутри Дворца спорта от Большой арены к Малой и обратно,
успевая насладиться искусством и там, и сям, - что понравилось всем, кроме
музыкантов, которые были отделены от поклонников меньшим, чем обычно,
количеством внутрикулуарных барьеров и вытерпели несоразмерное количество
фанатских атак. Но это, в общем, издержки производства.
В целом же можно,
не кривя душой, сказать, что праздник удался. Юбилей и должен быть таким:
размашистым, в меру хаотичным, пестрым, полным милых сердцу именинника гостей,
которые дарят ему свои наилучшие, проверенные временем произведения. А для
новых открытий и неожиданных явлений существуют обычные трудовые будни. Это
если понимать, в чем заключается ежедневная работа музыкантов и музыкальных журналистов...
Спасибо Phil'у за полезную информацию.
Shorty ROGERS (1924)
Gene AMMONS (1925)
Morton SUBOTNICK (1933)
Николай ПЕТРОВ (1943)
Ritchie BLACKMORE (1945)
Sonja KRISTINA (1949)
Петр МАМОНОВ (1951)
Михаил ПЛЕТНЁВ (1957)
Егор ТИМОФЕЕВ (1976)