Дмитрий Сафонов - необычный
представитель московской гитарной сцены.
Необычен он, в первую очередь, своим исключительным исполнительским
мастерством (Дима - один из наиболее серьезных стилистов фламенко в России). А
кроме него - еще и
тем, что
разрушает стереотипные представления о соло-гитаристах - тщеславных любимчиках
публики,
заботящихся не столько о качестве коллективного результата в создании музыки,
сколько о том, сколько было издано нот в единицу
времени, да о том, насколько весома их персона в коллективе.
В отношении
последнего Сафонов... просто исключение. В свои 34 года Дмитрий не представил
публике ни
одного
собственного сольного проекта. И не потому, что нечего было представлять,
отнюдь; Дмитрий -
мастер своего дела, замечательный композитор и исполнитель. Просто - то ли
природная
скромность, то ли обстоятельства нужным образом не складывались...
Дмитрий приехал в Москву из Амурской области. После обучения в Московском
университете
культуры и сотрудничества с группами "Пластилин" Игоря Джавад-Заде (с
1998),
"Мегаполис" Олега Нестерова, "Детский панадол", "Манка",
кельтским проектом
"Si Mhor" (с 2001), и "Moscow Grooves Institute" (в качестве
сессионного
музыканта), присоединяется к группе Ивана Смирнова. Собственно,
большинство тех,
кому вообще известна фамилия "Сафонов", знают Диму как участника именно этого
прославленного
квратета.
За несколько лет совмеcтной работы Дмитрий стал настоящим alter ego
Смирнова, -
музыканты научились понимать друг друга с полувзгляда. Без Сафонова коллектив
никогда не
гастролирует, даже если принято решение выступать малым составом. Сравнивая
построение
авторских композиций Ивана и Димы, можно с уверенностью утверждать, что эти
люди
по-настоящему сроднились в своих представлениях о том, какой должна быть
музыка.
И тем не менее: несмотря на то, что квартет Смирнова уже трудно себе представить без Сафонова-аккомпаниатора, Сафонова без квартета Смирнова представить вполне можно: Дима остается оригинальным и самодостаточным музыкантом. Подтверждением тому служит премьера его этно-джазового проекта, которая состоится 2-го апреля в Центральном Доме Журналиста.
Проект представляет трио Дмитрия Сафонова. О существовании этого трио давно ходили слухи, но ни на репетициях, ни на выступлениях его не были даже самые преданные фанаты "Дугласа"-Сафонова. В его составе - исполнитель на народных духовых инструментах Талгат Хасенов, - на афишах его имя превращено в Тальгата Хусинова - и Павел Аксенов (гитара, вокал, перкуссия). Кроме них, к концерту в качестве гостей привлекаются коллега Сафонова по смирновской группе Сергей Клевенский (калюка, волынка) и перкуссионист Евгений Билый. Об этом "Звуки.Ру" узнали на репетиции трио, проходившей в первом павильоне ВВЦ, в тесной комнатушке, принадлежащей, не соврать, Театру Дружбы Народов. Интервью было решено брать у Аксенова и Хасенова - если о Сафонове еще худо-бедно можно встретить информацию в сети, то об этих персонажах нам хотелось бы рассказать поподробнее.
Звуки.Ру: Давайте начнем по порядку: с того, кто где родился, учился и как случилось, что вы познакомились.
Павел Аксенов: Я родился в Алма-Ате, в 1963 году. До семи лет прожил там же, после - лет девять пробыл на Севере, - знаете, город Дудинка - это сто километров от Норильска? Потом - два года в Москве, затем снова в Алма-Ате. Сейчас постоянно в Москве проживаю - город Лобня.
Дмитрий Сафонов: Адрес точный дай, что ли. Девчонки, заходите.
Звуки.Ру: А в музыкальном отношении как биография складывалась?
Павел Аксенов: Да я всю жизнь сочиняю. Сколько себя помню - сочиняю. С шестого класса, как только первый раз гитару в руки взял. Дома такой уже кассетный архив собран - вещи складывать некуда.
Дмитрий Сафонов: А Паша - лауреат Грушинского фестиваля за аранжировку.
Павел Аксенов: Ну, в общем, да. Общая стезя у меня - бардовская. Я - бард! (смеется)
Звуки.Ру: Талгат, теперь твоя очередь.
Талгат Хасенов: Родился под Алма-Атой.
Дмитрий Сафонов: Да, В горах.
Талгат Хасенов: Учился в Алма-Ате, закончил музыкальную спецшколу, консерваторию в Казани по классу флейты. Строил даже карьеру классического солиста - работал в симфоническом оркестре, лауреат международных конкурсов... традиционный путь классического музыканта. А в Москву приехал по приглашению Рената Ибрагимова - позвали меня в театр в качестве аранжировщика. С тех пор со многими сотрудничал, работал с Алсу, если это кому-то интересно... татарской диаспоре, разве что (улыбается). На данный момент основная работа связана с этническим направлением в музыке, играю на аутентичных деревянных духовых инструментах. Занимаюсь личным проектом - есть такая группа Jazzia, "джаз Азии", ну, Вы понимаете. Кстати, в конце апреля в Казани состоится большой фестиваль этнической музыки, мы там будем выступать. Скоро стану исполнительным директором звукозаписывающей студии "Шелковый Путь" - будем продвигать тюркскую культуру в массы. Пол-России, понимаете ли, тюркские корни имеет, а о музыкальной культуре почти никто не знает.
Звуки.Ру: Раз уж мы заговорили о культурном ликбезе, расскажите о своих инструментах: вот это, к примеру, что такое?
Талгат Хасенов: (демонстрирует игру на разных духовых) Это - башкирский курай, звук его контролируется объемом воздуха в щеке. Это казахский сыбызгы, он звучит нежней. Вообще у меня масса и монгольских, и татарских инструментов; практически все они - подарки мастеров, достались мне бесплатно.
Звуки.Ру: Мастера и учили игре на инструментах?
Талгат Хасенов: Нет, что Вы! Сам учился, по записям, стараясь имитировать услышанное, путем проб и ошибок, что называется. А мастера способы игры в тайне держат, у них бесполезно расспрашивать.
Звуки.Ру: Да это же почти невозможно! Догадаться самому, что эта дудка при игре вставляется в верхний зуб-резец, а эту нужно щекой регулировать... Невероятно. А как у тебя вообще происходило развитие музыкального вкуса? Кому становлением в музыке обязан?
Талгат Хасенов: Становлением в музыке... обязан Паше Аксенову. Нет, правда! Именно Паша меня познакомил с творчеством Джако Пасториуса (Jaсo Pastorius). А вообще - еще в школе я мечтал собрать биг-бэнд. С пятого класса - вот, думаю, доучусь до десятого и соберу школьный биг-бэнд. И с ума сходил от Луи Армстронга (Louis Armstrong). Потом, когда поступил в училище, встретил Павла. Вообще, он поменял все мое мировоззрение. Познакомил меня с фьюжн... Словом, этот тот человек, который меня направил. Я услышал его произведения и, честно говоря, настолько проникся, что он меня просто повел за собой. А Джако Пасториус стал моим кумиром. Когда я его услышал в первый раз, я хотел даже переходить на бас-гитару. Серьезно занимался - местные алма-атинские басисты ко мне приходили и спрашивали - а как ты делаешь то, как - это? Пэт Мэтини (Pat Metheny) тоже очень сильно повлиял. А вообще я, как уже говорил, готовился к карьере классического музыканта, флейтиста. И встретил Пашу. И он меня совратил.
Звуки.Ру: Паша, а вот если
ты себя считаешь бардом, то почему именно
такое
влияние оказывал на товарищей? Фьюжном, джаз-роком соблазнял?
Павел Аксенов: Я просто люблю красивую музыку, а уж бард, не бард - это не существенно. Одному ведь под гитару легче что-то исполнять, чем кого-то найти, научить, показать, чего ты хочешь... Тем более, что я очень увлекался поэзий, много читал, а как у музыканта - у меня, разумеется, при чтении стихов возникали какие-то образы. Где я мог показать то, что выходило из-под пера? В бардовской среде. Там люди под гитару поют стихи. Я это и делал. На меня в композиторском плане очень сильно повлиял, как это ни странно может прозвучать, Давид Тухманов, его диск "На волне моей памяти". Там я услышал тексты, которые звучали в 18-м веке, вагантов, Шарля Бодлера... меня сильно поразил его подход, то, как он взял древние стихи и спел на современный лад. Ну и Пэт Мэтини для меня до сих пор - непревзойденный музыкант и композитор, человек с другой планеты, и Джако Пасториус - человек, который взял и все перевернул.
Звуки.Ру: Такой вопрос. Сегодня в одной комнате собрались одни из лучших представителей алма-атинской музыкальной среды. А кого эта среда еще дала московской сцене?
Павел Аксенов: Ну вот Талгата и дала... Он выше меня уровнем на пять голов, я честно говорю.
Талгат Хасенов: (перебивает) Павел Аксенов вышел из той среды, как же.
Звуки.Ру: А если серьезно? Без взаимных восхвалений? Разве больше никого не было - вы ведь, наверное, в курсе того, кто из молодых музыкантов приезжает из Алма-Аты в Москву?
Талгат Хасенов: Да нет, никто. О молодых что-то не особо слышно оттуда.
Звуки.Ру: Хорошо. Вернее, не очень хорошо... Давайте перейдем к истории вашего трио. Талгат, как ты познакомился с Димой?
Талгат Хасенов: Говорю же, Паше я всем обязан (улыбается) Он и познакомил. Я пришел на концерт Ивана Смирнова, там увидел и послушал Диму, мы сдружились, ездили друг к другу в гости, играли что-то на кухнях, а потом подумали: а не сделать ли нам вместе что-то серьезное. Вот и пытаемся сейчас делать.
Д.С.: Да, я шел к этому проекту 10 лет, вместе с Талгатом и Пашей - года два идею вынашиваем. Наконец что-то получится.
Получится, непременно. И Дмитрий, и его соратники по трио этого заслуживают.
2-е апреля, 19-00
Центральный Дом Журналиста,
Никитский бульвар, д.8а (м.Арбатская)
Премьера сольного проекта Трио Дмитрия Сафонова.
Warren SMITH (1933)
King CURTIS (1934)
Dieter BOHLEN (1954)
Алексей МОГИЛЕВСКИЙ (1961)
Garth BROOKS (1962)
J DILLA (1974)