Стив Вай (Steve Vai), великолепный
гитарист и отличный шоумен - один из немногих, кто способен не только сыграть,
но и красиво подать инструментальную музыку, дал мастер-класс в Горбушке.
Вай был в России дважды. В Питере на одном из фестивалей "Белые Ночи"
произвел фурор, в Москве все прошло менее удачно и почти незаметно. Странное
мероприятие под крышей "Нашего Дома Россия" в полупустом зале было омрачено
отвратительным звуком: какой-то умник за пультом выстроил баланс под
стандартную рок-группу с вокалом, благополучно задвинув феерическую гитару в
кучу с остальными инструментами...
На этот раз Стив Вай приехал без ансамбля, с минусовой "фанерой", и целью
миссионерской: провести clinic (мастер-класс) по приглашению заказу фирмы
Ibanez, гитаростроителем которой он является.
Сидячий зал Горбушки забился почти полностью. Были замечены и мастера
отечественной гитары - Дмитрий Четвергов и Виктор Зинчук, и
множество старинных поклонников, и огромное количество совсем желторотой
длинноволосой молодежи, которой, наверное, и на свете-то не было, когда 18
летний Стив Вай был приглашен в группу Фрэнка Заппы (Frank Zappa), и
даже когда он сыграл роль дьявольского гитариста-виртуоза в культовом фильме
"Crossroads".
По сравнению с прошлогодним мастер-классом своего "друга и учителя" Джо
Сатриани (Joe Satriani), Вай меньше играл и много говорил. Показал
несколько упражнений для развития техники, отметив при этом, что ни в коем
случае не надо их заучивать а надо наоборот:
а) самому придумывать себе упражнения в зависимости от того, чего ты хочешь добиться;
б) никогда не пилить их тупо, а стараться постоянно импровизировать (многие из
неожиданно возникших идей стоит записать они потом пригодятся);
в) главное - играть ОЧЕНЬ МЕДЛЕННО, добиваясь, чтобы каждая нота звучала идеально.
Для развития же слуха посоветовал, играя на гитаре, пропевать каждую
извлекаемую ноту голосом. "Неважно, умеете вы петь или нет - это очень
полезно!"
Мастер также отметил, что скоростная игра на гитаре - давно уже не является
его целью, что полно музыкантов, играющих гораздо быстрее. И кстати, " не
знаю, как у вас в России, а у нас в Америке, если ты просто быстро играешь,
тебя считают идиотом"! А такие великие люди, как Хендрикс, Стив Рэй Вон
или Джимми Пейдж, особенно не спешили...
Что самое главное для музыканта - любить свой инструмент, что нужно не просто
играть красивую музыку, а наполнять ее образами, эмоциями, что гениальные
идеи рождаются в голове в самый неожиданный момент (и неплохо бы всегда иметь
под рукой рекордер, чтобы успеть их зафиксировать!)
Признался в бесконечном уважении Роберту Фриппу (Robert Fripp) и
рассказал, как в туре G3 во время выступления Фриппа стоял с гитарой
за кулисами и пытался играть вместе с ним, получая таким образом бесценный
опыт!
Естественно, поговорил о своей знаменитой семиструнке JEM 777 (Ibanez,
собственная разработка, - впрочем, вряд ли кто-то из присутствующих этого не
знал), сказал, что практически не пользуется другими инструментами,- ну, еще
только акустикой Gibson, Ibanez Euphoria (опять же своей разработки) и
ситаром Coral. Что усилители и примочки тоже разрабатывает сам (одна из них -
"Bad Horsie" носит название ну очень страшной композиции, в которой его
безумная гитара то ревет паровозом, то ржет лошадью).
Сидячий зал Горбушки реагировал бурно и, пожалуй, немного неадекватно - встречая дружным ревом и продолжительными аплодисментами каждую реплику fртиста. "Вы хлопать не устали?" - намекнул он, но публика завыла еще громче. Человек, попавший в зал случайно, решил бы, что оказался на вечере юмора.
Время пролетело быстро и незаметно, помимо упражнений, Стив сыграл всего три
композиции - "Lotus Feet" (предварив ее историей о девушке, пришедшей
молиться к озеру и воспарившей в состоянии эйофрии - "воспарение", как и
многие образы в его музыке ощущалось буквально кожей), "For The Love Of
God" и, если не ошибаюсь, "Crying Machine".
Четвертым номером программы был замечательный джем с Александром
Филоненко (барабаны) и Виктором Левченко (бас) - Вай явно получил
удовольствие от игры с такими прекрасными музыкантами.
По окончании мастер-класса Вай заявил, что после такого приема непременно
предложит Сатриани включить Россию в график очередного G3 Tour!
Будем ждать с нетерпением.
Дата рождения:
6 июня 1960
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)