Группа Neuro Dubel образовалась в Минске летом 1989 года и в короткий
срок завоевала статус
культовой команды. Выход каждого нового альбома, участие группы в
республиканских и международных фестивалях становились для белорусских
меломанов Событиями с большой буквы. В музыке этой
уникальной во всех отношениях группы можно отыскать панк и фолк, рок-н-ролл и
хардкор, индастриэл и реггей, даже отголоски советской эстрады и много-много чего
еще...
Но c июля 2004 г. творчество группы нaxoдитcя в Белоруссии пoд зaпpeтoм. Гocyдapcтвeнным издaниям, paдиo и TB зaпpeщeнo yпoминaть дaжe нaзвaние и фaмилии yчacтникoв. Коммерческие радиостанции и телеканалы также опасаются санкций, поэтому музыку группы в эфир не ставят.
"Танкi" - 14-й по сквозной нумерации и первый полностью
белорусскоязычный альбом Neuro Dubel, во многом неожиданный для поклонников
группы. В оформлении и ряде композиций вольно или невольно обыгрывается по
канонам постмодернизма многозначность названия: здесь вам и жанр японской
поэзии, и боевая машина как символ характерной для менталитета
среднестатистического белоруса тоски по сильной руке. В "Танках" реализуется развернутая
метафора: несмотря на географическое
положение, Беларусь культурно и ментально более тяготеет к Востоку, нежели к
Западу. Герой песен Александра Куллинковича занимает далеко не
бесспорную, но
достойную уважения позицию: он находится по ту сторону разделительной черты с
госвластью, и в то же время далек от заигрываний с оппозиционными политическими силами.
В коротком "Intro" тяжелая маршевая поступь в сочетании с
ориентальной мелодией создают образ тоталитарного государства,
принципиально далекого от европейской цивилизации. В песнях "Танкi",
"Палiто" и "Салдаты" группа мастерски сочетает приемы реализма,
сюрреализма и "киномонтажа" a la Эмир Кустурица: через нарочитый эклектизм,
алогичность, воссоздание обстановки легкого сумасшествия подчеркивается
абсурдность, нелепость происходящего в Стране Непобедимого Президента,
воспринимаемая на уровне общественной психологии как нечто нормальное и
естественное. "Сёма", "Таварыш Чэ" и "Belarus Uber Alles" - образцы
поразительного сочетания патетики и иронии. "Гузiк" - хит, в котором текст
особого значения не имеет. Бытовое и метафизическое начала уравновешивают друг
друга в песнях "Беларусь", "У.е." и "З новым годам". Куллинкович травестирует
актуальный для соцреалистической эстетики миф о комсомольцах, способных
героически переносить любые муки и страдания: для этого он кладет стихотворение
классика белорусской советской поэзии Аркадия Кулешова "Камсамольскi бiлет" на
мелодию "Варшавянки", придав ей характер зажигательной плясовой. Бесконечно
трогательная "Вольга" - одна из лучших страниц белорусской рок-лирики.
Пронзительная, драматически насыщенная "Жиццё" посвящена памяти журналистки
Вероники Черкасовой, обстоятельства гибели которой остались невыясненными.
К
явным неудачам я бы отнес "Папау!" и "Пацалунак": антиамериканизм
настолько выпирает наружу, что кажется противоестественным.
Bonus органично дополняет альбом и может быть рассмотрен как его продолжение:
регги "Забi амэрыканца" (в переводе - "Убей американца") в
комментариях не нуждается.
Композиция Лявона Вольского "Марскi чалавек",
известная в исполнении его группы Крамбамбуля, интонационно восходит к традиции
застольных песен. "Tut.by" - не посвящение известному белорусскому
серверу, как может показаться на первый взгляд, а всего лишь песня о любви к Родине.
В альбоме много интересных музыкально-драматургических находок. Пришедшие в
группу молодые музыканты привнесли в саунд традиции тяжелых стилей: особенно
это ощутимо
в композициях "Сёма", "Папау!", "Пацалунак", "Салдаты", "Belarus Uber
Alles"). Куллинкович пригласил на запись волынщика и дударя Константина Трамбицкого,
скрипача и исполнителя на губной гармонике Александра Хавкина (Крамбамбуля),
бэк-вокалистов Лявона Вольского (N.R.M., Zet, Крамбамбуля),
Олега Хоменко
(Палац), Гюнеш Абасову (Крамбамбуля) и эстрадную певицу Нину
Линник. Благодаря
их участию, а также великолепным аранжировкам, музыка Neuro Dubel приобрела
неповторимый колорит; иногда группе удается достигать звучания ансамбля
народных инструментов ("Жиццё", "Папараць кветка").
Мультимедийное приложение к альбому интересно само по себе: оно содержит
историю группы, тексты песен и аккорды к
некоторым из них, около 30 фотографий и 10 полифонических мелодий.
В краткой аннотации к альбому Александр Куллинкович советует
послушать "Танкi" тем, кто мало знаком с творчеством Neuro Dubel... Пожалуй,
это единственный абзац, к которому следует прислушаться всерьез. От себя
добавлю: альбом стоит прослушать и тем, кто хорошо знаком с творчеством группы.
Время не будет потрачено впустую.
1860 – Французский изобретатель Эдуар Леон Скотт де Мартинвилль сделал первую звукозапись за изобретенном им самим же устройстве — фоноавтографе. Эта историческая запись сейчас хранится в парижском архиве, правда прослушать её, скорее всего, не удастся. Фоноавтограф предполагал только запись… »»
1970 – Пол Маккартни объявил, что больше не собирается писать песни совместно с Джоном Ленноном. Это заявление Пола положило конец существованию группы The Beatles »»
George David WEISS (1921)
Carl PERKINS (1932)
Terry KNIGHT (1943)
Richard SUPA (1944)
Gene PARSONS (1944)
Albert HAMMOND JR. (1980)
Jazmine SULLIVAN (1987)
Jackie EVANCHO (2000)