Такой плотности благородных профилей, смоляных кудрей и подернутых поволокой
глаз на душу населения, как у входа в Театр Эстрады вечером 20-го февраля,
наверное, в это время не было по всей Москве. Казалось, что 90 процентов людей,
собравшихся на Берсеневской набережной, состоит друг с другом если не в
родстве, то в хороших товарищеских отношениях. Ну а что еще можно предположить,
слыша вокруг себя радостные возгласы "Георгий-джан! Ара, дорогой!" и видя
теплые объятия, каковыми потчуют друг друга давно не видевшиеся добрые друзья.
А объясняется все очень просто - в зале Театра Эстрады в тот вечер давал
концерт Armenian Navy Band, славноизвестный коллектив под
управлением перкуссиониста Арто Тунчбояджана.
Смею предполагать, что зрители-компатриоты пришли бы на концерт в ничуть не
меньшем количестве, даже не зная, что "Оркестр армянского военного флота"
на сегодняшний момент находится в пятерке лучших в мире групп, работающих в
стиле world-music, что в составе коллектива играет один из лучших
исполнителей на дудуке, или что группа недавно стала
тесно сотрудничать с мега-популярной System Of A Down.
Очень приятно, что практически любое более-менее стоящее выступление
соотечественников вызвало бы в рядах армянской диаспоры ажиотаж.
Национальные связи в этом случае работают почти так же интенсивно, как
родственные. От чего, черт подери, жутко приятно и тепло
становится на душе. Но еще приятнее - что одной диаспорой слушательский состав
не ограничился: коллектив заочно любят многие ценители хорошей музыки в России.
Вернемся к концерту.
Спешка и нервозность традиционной
проверки ручной клади, с которых
начался вечер, на поверку оказались совершенно неоправданными. При заявленных
девятнадцати часах начала выступления зрителям, уже было расположившимся на
креслах, в двадцать минут восьмого предлагается погулять еще какое-то время.
"Аппаратура завезена в зал не вовремя, - гости еще даже
не успели провести саундчек". Не вопрос - ради первого и единственного
концерта "Armenian Navy Band" и погулять не грех.
В результате действо стартует в двадцать нoль-нoль, публика несколько напряженно аплодирует, призывая музыкантов к выходу на сцену. Поднимается занавес. На сцене одиннадцать мужчин и женщина. Одежда простая - светлые и неярко-оранжевые футболки, брюки. Перкуссионист-вокалист, лидер коллектива Арто Тунчжбояджан - в кепке, в народе называемой "вертолетной площадкой". (Забавно - ведь Арто, хоть и армянин, но родился в Турции и проживает в США, - казалось бы, зачем ему следовать таким "национальным преференциям" в стиле одежды...)
Слева духовые; чуть дальше, на
возвышении - секция национальных
инструментов; по центру басист, клавишник, барабанщик (замечаю, что
альтовые барабаны установлены непривычно высоко); Тунчбояджан справа.
"Успокойтесь, дорогие, музыка уже началась - словно проговаривает тихой
попевкой-колыбельной Арто, знаком приглашая своих коллег присоединиться.
Напевная и простая мелодия звучит ровно столько, сколько нужно для того,
чтобы настроить аудиторию на единую волну восприятия.
Немедля грянули
медные трубы, - с этого момента будь внимателен, слушатель.
Поначалу незаметно для самой себя веду внутренний диалог:
- Что это звучит, скрипка?
- Нет, кяманча.
- А это? Похоже на гитару с использованием процессора.
- Нет, что ты. Это дудук.
- Какое удивительное звучание. Необычно, но в то же время мне кажется, что я
его слышала не один раз.
- Это женские руки щипками трогают струны кануна. Похоже на гусли.
Проходит пара минут, и стадия первичного анализа происходящего сменяется качественным его пониманием. Это хорошо - на данной стадии становится совершенно неважным, как именно Арто добивается надрывно-призывной мелизматики вокала, какое назначение у склянок, стоящих по левую руку от него или насколько сложно Нораиру Карташьяну выдувать на блуле мелодии боковой стороной рта.
Поначалу дублировавшие ритмический рисунок ударные и перкуссия разделяются и не возвращаются к единой сетке до окончания концерта. Произведения, резко отличающиеся по эмоциональному напряжению и напору, сменяют друг друга чередой, без единой паузы. В совершенно прозрачную, воздушную, эфирную кантилену дудука, мягкого баса и синтезаторного "pad"-а, набалдашников на барабанных палочках и редких ударов по крохотным перкуссионным тарелочкам врывается мощнейший джаз-рок пост-бопового толка.
>Нет, что это я. Не только переходы настроений - решительно ВСЕ неожиданно в
"Armenian Navy Band".
Внезапные подъемы в устоявшемся в пределах произведения мотиве - небольшие,
но дающие особый оттенок музыкальной картине. Уменьшенные и увеличенные
интервалы, вроде бы и характерные для национальной музыкальной культуры, но все
равно изумляющие при каждом использовании.
Страсть, с которой на вид вполне сдержанный клавишник Ваган
Айрапетян,
дождавшись своего часа, обрушивает на слушателя умопомрачительнейшее органное
соло. Восторженные вопли Арто и мерное покачивание в такт музыке
Анахит Артушьян, слышавшей программу собственной группы тысячи раз и
испытывающей искреннее удовольствие от извлекаемых коллегами звуков.
Радостное удивление, с которым сами музыканты глядят друг другу в глаза,
стоит им вместе достичь особенного звучания.
Еще? Пожалуйста.
Петушиные крики и куриное квохтанье Арто, гармонично (да, гармонично!)
вписывающиеся в монотонную одноаккордовую канву духовых и наложенные поверх
нее свободные вариации синтезатора и национальных инструментов.
Поразительно удачная рокировка рваного и более традиционного 16-битного
размера в режиме нон-стоп. Безукоризненное в отношении техники и наполнения
десятиминутное соло дудукиста, после которого он практически до окончания
отделения сидел без сил, отстраненно глядя мимо товарищей.
(Концерт длился два отделения, каждое - по часу с небольшим, я же теперь,
видимо, могу рассказывать о нем куда дольше.)
Вы хотите знать, как Арто играет на
белой эмалированной кастрюле с выбоинами? - Наливает в нее воду, приближает к
микрофону и отстукивает
пальцами ритм, время от времени шлепая ладонью по дну и подсыпая вовнутрь
что-то наподобие гороха. Примерно такие же звуки производят металлические
тарелки знаменитого перкуссиониста Трилока Гурту (Trilok Gurtu), будучи
погруженными в воду и раскачиваемыми там при ударе молоточком. Только кастрюля
Тунчбояджана еще и разговорные интонации воспроизводит.
А как Арто использует бутылку
из-под колы, наполовину наполненную водой? -
Правильно, дует в нее, и уподобляет этот незамысловатый инструмент
пан-флейте. А кроме выдувания тона, одновременно сам пропевает интервалы. И
еще зрительным залом управляет - какой его части кричать "Бу!", какой
"Хей", а которой "Вай!"
Что напоминает музыка Navy Band-а? На ум пришли имена Фрэнка
Заппы
(Frank Zappa), Карлы Блэй (Carla Bley), Shibusashirazu
и Pink Floyd. Блюз, звучавший на концерте, до боли напоминал
"Обратную сторону Луны". Такой же внушительный, убедительный и роскошный.
Только вместо трансцендентной гитары звучал армянский рожок, не дававший
забыть, где ты находишься и кто перед тобой.
Еще был рэгги. Был R&B.
Были совсем танцевальные вещи - впору в пляс
пускаться, что и делали соотечественники "Navy Band"-а, буквально
подпрыгивая на стульях, заманчиво изгибая кисти, прищелкивая пальцами и
вертя в воздухе бусы/шнурки мобильных телефонов...
И последнее. Не имея откровенного лидера в отношении чисто музыкальном,
"Armenian Navy Band" нашла в Арто скорее идеолога. Поэтому и не тем
Арто берет за душу, что искусно подражает птичьим крикам или живописно
комментирует жестами то, о чем поет. И не игрой на перкуссии - хоть и
достаточно изобретательной. Арто берет - верой. Уверенностью.
Горящим взором. Видя, какое впечатление производит его музыка на людей, он
понимает, что лучшего случая напомнить братьям о том, для чего все мы
здесь, не будет. Он говорит о человечности и добре. Ему есть что сказать.
P.S. К концу концерта, от которого, как вы уже поняли, я нахожусь в
полнейшей эйфории, я пришла к ряду заключений.
В этно-основу можно вплести Что Угодно, и это будет хорошо. (При наличии
харизмы и технической подготовки, конечно). Этника - обволакивающая плацента,
естественное питание для творчества, она естественным образом заново рождает
то, что уже живет тысячелетиями - живую, от сердца, музыку.
Поэтому не за квази-интеллектуальными мудрствованиями будущее, нет...
1979 – В 1979 Элтон Джон открыл концертом в Ленинграде свой первый тур в СССР. Он стал первым западным рок-музыкантом, выступившим в Советском Союзе »»
Henry GLOVER (1921)
Bill HOLMAN (1927)
Ronald ISLEY (1941)
Bill CHAMPLIN (1947)
Leo SAYER (1948)
Arthur RUSSELL (1951)
Mutya BUENA (1985)
KATY B (1989)