Маститому продюсеру Тиму Палмеру (Tim Palmer), работавшему некогда с
Оззи Осборном и Tin Machine, похоже, до смерти надоел финский
"киндергартен-метал". Надоел настолько, что альтернатива ему отыскалась аж в
Средней Азии. Называется альтернатива Ulytau ("Великая Гора" в
переводе с казахского) и исполняет инструментальный фолк-метал, что само по
себе довольно интересно. Еще интереснее то, что в составе команды вдруг
оказался небезызвестный рок-барабанщик Игорь Джавад-Задэ, после работы в
таких командах, как Арсенал и Наутилус Помпилиус, долгое время
обретавшийся в полупопосовых кругах.
Разумеется, как и многие группы из числа исполняющих инструментальный тяжелый
рок, Ulytau не избежали соблазна продемонстрировать миру свое знание
классической музыки. Честно говоря, это не самая вдохновляющая часть программы.
В отрывке из "Времен Года" А. Вивальди скрипачка группы
Нургайша Садвакасова, конечно, с легкостью "перепиливает" Ванессу
Мэй, но более никаких откровений этот номер не вызывает. Прямолинейные,
качающие ритмы в "Токатте И Фуге" И. С. Баха сближают группу с
уже упоминавшимися представителями финского металла последнего поколения.
Аккуратная, выверенная, но чрезмерно предсказуемая и почти лишенная настоящего
рок-драйва запись. Да и "Турецкий Марш" В. А. Моцарта в данной
версии годится лишь в качестве учебного пособия для новобранцев рок-студий -
объяснять, для чего в рок-обработках классики можно фуззи-квак использовать. К
счастью, подобных работ на диске немного. Давно
уже замечено, что с народной музыкой рок дружит куда естественнее, чем с классичееской.
Фолк-составляющая альбома гораздо интереснее. В "Кyрiшшiлер Биi" мрачная
гитарная фразировка Макса Кичигина вкупе со стилизованными под варган
клавишами Романа Адонина и перкуссионными вставками Джавад-Заде создают
особый, ни на что ранее слышанное не похожий эффект. Описать композицию словами
затруднительно. Металлизированный фьюжн с элементами нью-эйдж? Приблизительно,
но не совсем. В заглавной "Жyмыр-Кылыш" сплетаются воедино низкий
гитарный рокот и гипнотический перебор струн домбры Ержана Алимбетова, а
струнные проигрыши навевают воспоминания о лучших мелодиях Apocalyptica.
Произведение в итоге получилось не менее суровым и эпическим, нежели самые
завернутые опусы западных фолк-металлистов. Как и финальный номер
"Kokil" с его балладным настроем и местами запутанной ритмикой. "Ата
Толгауы" и "Япыр-Ай" смело вырываются из металлических рамок на
просторы, по которым до этого, пожалуй, проходили лишь Стив Вай (Steve
Vai) и Майк Олдфилд (Mike Oldfield). Впрочем, в небе то и дело виден
отблеск знаменитого серфа дядюшки Джо Сатриани (Joe Satriani). Неплохо.
Наконец, характерный сдвоенный проигрыш гитары и скрипки в "Терiскакпай"
неизбежно вызывает в памяти "Kashmir" Led Zeppelin.
Инструментальный рок - это, как правило, музыка для музыкантов. Однако в музыке
Ulytau отчетливо наблюдается приятная, а отнюдь не раздражающая, как это часто
бывает, поп-составляющая.
В общем, группа жить будет, ибо есть, ради чего.
Ronnie SCOTT (1927)
Acker BILK (1929)
Dick TAYLOR (1943)
Robert WYATT (1945)
Eddie BAYERS (1949)
JEAN-LOUIS MURAT (1952)
Henry JOHNSON (1954)
Sarah MCLACHLAN (1968)