Как-то раз я высказал мысль, что рока сегодня в Армении нет. То есть
приблизительно так же, как и "не было секса в СССР". Он (в данном случае -
рок), конечно, был и есть, но нету рок-движения, нет той среды, которая создает
настоящих рок-музыкантов и саму рок-музыку. Может, когда-то это все и было, но
в последние лет-10-15 точно нет. Помню, однажды мне здорово досталось от
рок-фанатов за подобные мысли, высказанные вслух. Но, к сожалению, нету у меня
оснований менять его и сегодня
Cлучай предоставил мне возможность еще раз порассуждать на эту тему. На сей раз
на конкретном примере.
Самый, пожалуй, именитый рок-коллектив сегодняшней Армении - Bambir-2 -
образовался несколько лет тому назад. Он наполовину состоит из детей участников
коллектива первого Bambir. Когда-то очень давно, тогда еще в Ленинакане
(сейчас второй город Армении именуются своим старинным названием Гюмри), была
образована группа Bambir. Она играла фолк-рок очень высокого качества (типа
беларусских Песняров или польского No To Co). Потом эстафету у
отцов перехватили дети и продолжили генеральную линию предков. Получается у
ребят очень даже неплохо, они пользуются большой любовью у публики. На
последней церемонии вручения наград Armenian Music Awards, прошедшей в конце
мая в Лос-Анджелесе, альбом группы получил первый приз в номинации 'Лучший
рок-альбом'. Кроме того, группа является обладателем массы призов локального
значения, типа "Песня года", "Крунк". Ребята выступают на всех молодежных
концертах республики, трижды выезжали с концертами в США. Там же, в Штатах,
группа записала свой дебютный альбом "The Second Beginning", но, к
сожалению, он так и не увидел свет -финансовые трудности встали на пути творчества.
Сегодня группа играет как свои авторские композиции, так и песни своих кумиров
- Beatles, Jethro Tull, Jimmy Hendrix...
И вот при поддержке общественной организации "Антенна", занимающейся поддержкой
и развитием рока в Армении, была реализована новая работа
группы.
Безусловно, это фолк-рок. Его приятно слушать, особенно если ты
интересуешься подобного рода музыкой. А хороший фолк-рок - вообще удобоваримая музыка. Особенно если ты отождествляешь себя с фолк-культурой. И
вот тут, то и возникает главный вопрос - а чей фолк-рок играет четверка
"Бамбира"? Я хорошо помню, что когда я впервые услышал старый "Bambir", то меня
поразила схожесть его со знаменитой группой с британских островов "Jethro
Tull". Почти тот же инструментарий, манера аранжировки... Мне тогда объяснили,
что основатель и руководитель группы Гагик 'Джаг' Барсегян очень любит
эту группу и, очевидно, подспудно работает в том же стиле. Очевидно, любовь эта
передалась по наследству детям музыкантов. В результате, Бамбир-2 - тоже армянский вариант
'Jethro Tull'.
Я не говорю, что музыканты плохо играют или пишут плохие песни - послушайте и
создайте свое собственное впечатление. Просто я постоянно ловил себя на мысли,
что где-то все это уже слышал. А когда я копию их диска дал послушать друзьям
из России, мало знакомым с армяснким роком, реакция пришла незамедлительно -
"Клон 'Jethro Tull' с исполнением песен на армянском языке". Вкрапления музыки
великого армяснкого композитора начала XX века Комитаса только
усугубляют это впечатление. Ну, а еще цитаты из Баха, каких-то шотландских
напевов, включение в альбом шотландской народной песни и собственной песни на
стихи Роберта Бернса без перевода - музыканты словно делают все для того, чтобы
максимально дистанцироваться от национальной основы. Кроме, того, на подобное
впечатление работают инструментарий ансамбля (уж очень проигрыши флейты
ассоциируются с Яном Андерсоном) и аранжировка песен.
И тем не менее, я далек от мысли, чтобы поставить бамбировцам "двойку' за эту
работу. Все сделано очень добротно, песни мелодичные, запоминающиеся, альбом
слушается на одном дыхании. Это не самодеятельный гараж-рок, где музыканты
овладев парой-тройкой аккордов, бьют что есть силы по струнам. Работа
достаточно серьезная по технике исполнения, мысль чуствуется. Вот только не
совсем свое это, и уж точно не армянское. Хотелось бы, что новые поколения
армянских музыкантов знали - глобализация и братство народов мира штука
замечательная, но каждый, а человек искусства, в особенности, интересен своим
собственным 'я'.
Ronnie SCOTT (1927)
Acker BILK (1929)
Dick TAYLOR (1943)
Robert WYATT (1945)
Eddie BAYERS (1949)
JEAN-LOUIS MURAT (1952)
Henry JOHNSON (1954)
Sarah MCLACHLAN (1968)