Уходящий год, подаривший нам многомесячные празднования юбилеев двух российских рок-групп, ДДТ и ЧАЙФа, преподнес лично мне под занавес еще один замечательный подарок в виде 15-летия киевской группы Братья Карамазовы. Не скажу, что у себя на родине они пользуются такой же популярностью, как вышеупомянутые "монстры русского рока", но день рождения Братьев, отмеченный 12-го декабря грандиозным концертом в весьма пафосном Национальном дворце искусств "Украина", удался на славу. Было все и в избытке, в лучших традициях украинского застолья: и битком набитый зрителями зал (аналог питерского БКЗ "Октябрьский"), море цветов и масса поздравлений от друзей и коллег и даже именная грамота от главы Украинской православной церкви Московского патриархата Митрополита Киевского и всея Украины Блаженнейшего Владимира, которого месяц назад лидер Карамазовых Олег поздравлял с 70-летием. Помимо юбиляров на сцене можно было увидеть и виртуозного гитариста Серго Чантурия, и Сергея Сахно - барабанщика Воплей Вiдоплясова, вручившего Олегу букет из 15 роз - по одной за каждый год творчества, и участников первого состава группы, и местных "аксакалов" из группы Кобза, чем-то напомнивших Песняров времен покойного Мулявина.
А вот начался концерт довольно неожиданно - с выступления диакона Андрея Кураева, установившего довольно высокую планку в оценке данного мероприятия. По его словам, нынешняя массовая культура и телевидение мало способствуют развитию человеческой мысли, но концерты групп, подобных Братьям Карамазовым и их гостям, еще дают возможность умным людям увидеть настоящее искусство, помогающее не только отдохнуть, но и заставляющее думать. Вслед за этим зрителей ждал первый сюрприз - ансамбль Древо, состоящий из обычных деревенских тетушек, приехавших в украинскую столицу из-под Полтавы. Как восторженно заметил по этому поводу перед концертом Олег Карамазов: "Это такие тетки! Я когда увидел церкву, которая у них стоит в селе... У них даже одеяния века с 15-го или 16-го, которые они передают друг другу по наследству. Они такие наши! Сегодня на сцене будут две непрофессиональные группы - это ансамбль Древо, бабушки, и группа Братья Карамазовы".
Впрочем, упрекнуть в непрофессионализме ни тех, ни других рука не
поднимaется - бабушки вполне уверенно исполнили пару народных украинских песен -
одну а-капелла и другую в сопровождении группы, за что удостоились
коленопреклонения лидера Карамазовых. Ну, а сами юбиляры мастерски отыграли
почти два десятка песен в различных стилях - от рок-н-ролла до регги, от самой
ранней песни "Тили Бом, специально восстановленной в памяти по этому случаю,
до произведений с последнего альбома "В мире животных. Часть I. Бельмондо",
выход которого в России, к сожалению, опять отложился. Приятно удивил лидер
местных байкеров из мотоклуба "Silver bullets", больших друзей Карамазовых, с
оригинальной гитарой в руках исполнивший вместе с музыкантами очень красивую
песню "Железные собаки", посвященную всем погибшим на дорогах товарищам.
Впечатление от песни усиливалось еще и видеорядом, демонстрировавшим кадры
памятников на могилах с изображенными на них мотоциклами. Кстати, байкеры были
задействованы и в качестве охраны зала, и, честно говоря, более лояльного и
доброжелательного отношения к публике я не видела. В том же БКЗ, не говоря уж о
"России", приходилось наблюдать, как "люди в черном" часто вели себя гораздо
жестче, чем эти с виду грозные парни в кожаных жилетках.
И, конечно же, все ждали финальной части концерта с участием "братьев" из
России, чей состав слегка поредел из-за не прилетевшего Евгения
Маргулиса, у
которого возникли непредвиденные проблемы с вылетом. Зато его бывшие коллеги по
Воскресению и все остальные отыграли, что называется, "за себя и
за того парня". Олег Карамазов
осуществил, наконец, свою давнишнюю мечту - совместное исполнение с Андреем
Сапуновым и Алексеем Романовым его "Киевского блюза",
написанного когда-то под
немалым влиянием творчества "воскресников". Надо сказать, это было полной
импровизацией (и какой!), и московские гости показали свой класс, на ходу
подстроившись к игре киевлян - такое единение бывает только у очень близких друг
другу людей, что и подтверждают слова Алексея, сказанные перед началом
концерта: "Как-то сразу оказалось, что мы как будто всегда друг друга знали. Я
про них и сказать-то толком ничего не могу - это как про себя говорить. Это,
конечно, необычные люди - в них удивительно сочетается профессиональное
служение и абсолютно подростковая преданность этой порывистой стезе
рок-н-ролльной. И что еще интересно, эта группа - в умственном и душевном
отношении - с очень мощным православным уклоном, что для Украины большая
экзотика, как и для России, впрочем. И, опять же, при всем при этом они не
какие-нибудь религиозные фанатики, а нормальные городские рок-н-ролльные
деятели - стиляги, пьяницы (в хорошем смысле)... (улыбается) На самом
деле, я не
видел никогда, чтобы они были на работе в невменяемом состоянии, а после работы
- пожалуйста, все в пределах нормы. Самое главное, что я хочу сказать - это
одни из самых обаятельных музыкантов на нашей современной сцене. Это киевляне,
которые живут здесь, которые здесь любимы и востребованы - на самом деле, это
удивительное явление! Мы еще несколько десятилетий будем наблюдать их
возрастающее влияние на украинскую, становящуюся "щирой, самостийной" и
отдельной, культуру - влияние киевской русскоязычной группы! А это будет
происходить, безусловно, потому что они же энтузиасты, а не просто одержимые
рок-н-ролльщики".
Кульминацией же вечера стало выступление человека, которому Братья
Карамазовы обязаны своим названием - я имею в виду, конечно же, Юрия Шевчука. Внезапно
появившись еще в начале концерта на сцене на словах "А генеральный конструктор
Юре сказал..." из песни "Космос мертв", Шевчук, как заправский
шоумен, заставил
весь зал терпеливо ждать своего следующего выхода. И ожидание не было
напрасным! Уже весь зал хором затянул "Ты не один" и
"Просвистела", несколько
по-другому зазвучавшие в исполнении Братьев и двух солистов - Шевчука и
Карамазова. Ну, а песня "Родина" с инструментальной вставкой на духовых в виде
гимна Украины совершенно точно никогда не могла бы быть услышана на российских
концертах. На прощание все гости вышли на сцену, чтобы хором
исполнить "Маленькую стаю", в какой-то степени, ставшей уже визитной карточкой
группы. Завершилось же все и вовсе на грустной ноте - Братья Карамазовы
распрощались со всеми песней "В облаках" с нового альбома:
А утром снимают с неба звезды и складывают их в чемодан,
Аккуратно складывают в чемодан Землю и остальные планеты,
Потом сворачивают небо в рулон и прячут его туда же:
Вот и все. До свиданья!
Что ж, юбилей состоялся, но группа вовсе не ушла по этому поводу в многодневный загул. Уже на следующий день музыканты вплотную занялись подготовкой к всеукраинскому миссионерскому туру по 25 городам Украины совместно с фестивалем православного кино 'Покров', цель которого - широкие показы православных фильмов для жителей различных городов Украины, организация концертов православных исполнителей и выступлений известных богословов, артистов театра и кино. Участники тура будут посещать с концертами и показами фильмов больницы, детские дома, места лишения свободы и другие учреждения, которые нуждаются в миссионерской помощи. Можно с уверенностью сказать, что слова Олега Карамазова: "Мне было лет, наверное, 18, когда я говорил, что рок-н-ролл для меня в жизни номер один. Но потом для меня "номер один" стали другие вещи. Мы парни, которые идут по улице, потом - раз, взяли гитары, сыграли и побежали дальше!" - не являются "рисовкой". Доброго пути вам, братушки!
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)