...Открывавший концерт Дживана
Гаспаряна и Анны Маилян ведущий
Дмитрий Дибров рассказал, как в Ростове-на-Дону нахичеванские
друзья говорили ему: "Да Гаспарян давно уже не единственный, у нас сейчас
много кто лучше него играет!" Дибров предложил: давайте, я Гаспаряну сам и
расскажу об этих талантах, - никто не вызвался. Вряд ли это в самом деле
означает, что "дядя Дживан" (обращение фамильярное, но
невероятно подходящее музыканту) действительно один такой на белом свете. Но это
лишний раз подтверждает: чистая армянская музыка, в ее каком-то изначальном,
рассветном виде - это сейчас именно то, что играет Дживан Гаспарян. Как это
сложилось - уже неважно. И надо признать, что невысокий
улыбчивый дедуля с белоснежными волосами и небольшим брюшком (дай бог всем
так выглядеть в 80 лет) свою задачу выполняет со всей душой.
Концерт армянских исполнителей в Московском Международном Доме
Музыки (ММДМ) был разбит на два отделения, что, в общем, идеально отображает
два типа музыки, которую исполняет музыкант. С одной стороны, дудук можно очень
изящно сочетать
с любыми другими инструментами - вплоть до электрогитары с дисторшном. Такой
вид этно для
нынешнего времени более традиционный - т.е. более
соответствующий современному восприятию. Однако подобный нью-эйдж - не то,
чтобы упрощение, но лишь
некая надстройка к тому, что на самом деле играет Гаспарян - традиционной
армянской музыке в том виде, в каком ее исполняют последние полтора
тысячелетия (а может и больше, просто дальше проверить трудно).
В первом отделении на сцене было только три человека - сам Дживан и двое
аккомпаниаторов - Армен Казарян и Вазген Макарян. Они также были
вооружены дудуками, однако по большей части играли роль "человека-ноты" - их
задачей было тянуть через каждую композицию эти невыразимо долгие звуки,
которые не столько даже слышатся, сколько улавливаются, воспроизводя скорее
не звуки гор, а горное безмолвие. Время от времени музыканты переходили к
более развернутым партиям, показывавшим, что мастерства им не занимать, но
это случалось нечасто. Да в общем, и музыка не предполагает насыщенности.
Гаспарян играет свои партии весьма активно, фактически не повторяя ни одной
фразы и не зависая подолгу на одной ноте, да и темп формально держит вполне
динамичный. Тем не менее, дудук не флейта и не скрипка: он помогает творить не
песни и
мелодии, а настроение в чистом виде - и даже не настроение, а что-то
большее, куда более простое, чистое и фундаментальное. Описать это, строго
говоря, нельзя, потому что и слушать это нельзя - под это можно размышлять и
медитировать. Все впечатления слушателя будут связаны не с мелодией и
аранжировками, а исключительно со своим внутренним миром, мыслями и
образами, на которые он настроится при помощи "дяди Дживана". Можно сказать,
например, о том, что освещение верхней части сцены Большого зала напоминает
свет в лесу в летний день, а потолок зала - паруса каравеллы Колумба, и
много еще чего можно сказать - что уже не имеет прямого отношения к дудуку.
Настроиться на восприятие подобной музыки не так просто, и кажется, не всем
в публике, заполнивший зал на три четверти, это удавалось. Многие, как
представители армянской диаспоры, так и россияне, пришли на концерт скорее за
культурным впечатлением, чем за музыкальным - т.е. не то,
чтобы просто для галочки, но не готовыми воспринять то, что им
предложили. Внимание многих зрителей было явно рассеяно, кто-то и кемарил -
хотя вряд ли это всерьез смущало Дживана и его музыкантов. В кельтской традиции
так вообще прямо проговаривалось, что музыкант должен
уметь вызывать своей игрой слезы, смех и сон - и по ходу концерта Гаспаряну
сотоварищи удалось выполнить и то, и другое, и третье.
Об Анне Маилян, выступавшей с Гаспаряном, стоит сказать отдельно. Строго
говоря, не очень понятно, почему на афишах заявлялось только ее имя: она
участвовала не во всем концерте, только в определенных композициях, как и
большинство прочих музыкантов. Впрочем, ее исполнение действительно
впечатляет: Маилян - выпускница Ереванской консерватории, и голос у нее
мощный и звонкий. Вряд ли традиционные армянские песнопения V-XV веков
исполнялись с оперным размахом, однако это им отнюдь не повредило.
Классический подход не забил их традиционной основы, и Маилян,
певшая и а-капелла, и с дудуком, все-таки воспроизводила то же медитативное
настроение, что и сам Гаспарян.
Зато второе отделение концерта оказалось настолько же насыщенным и
разнообразным, насколько плавным и задумчивым было первое. Перечислить здесь
можно многое - и гитариста Погосяна с лицом Будды, исполнившего
заодно впечатляющее соло на таре (армянском струнном инструменте). И
Гаспаряна, с сильным акцентом (и улыбкой) объявившего: "Я хочу для вас...
петь" - и спевшего две песни, от которых дородная армянка в партере
действительно расплакалась, тихо, но неудержимо. И улыбчивого барабанщика
Роберта Дурунца с его бешеной, электрифицирующей ритмикой. И мелодии
из "Последнего искушения Христа" и "Гладиатора", в живом
исполнении приобретающие какой-то уж совсем уж невероятный эмоциональный
накал. И опять-таки Гаспаряна, взявшегося за какую-то такую хитрую свистульку,
что услышь ее в лесу, примешь только за птицу, и никак не за человека
(конечно, при отсутствии поддержки из гитары и барабана). При желании
Гаспарян и его музыканты способны, как оказалось, сотворить такое
восхитительное шоу, что позавидовали бы и многие из тех, кто на такие действа
тратит бешеные деньги и годами их разрабатывает. И при этом все - в рамках
той же народной музыки (пусть в нью-эйджевых обработках), с дудуком в
качестве ведущего инструмента.
...Современные композиторы-экспериментаторы все чаще пишут музыку очень аскетичную, скупую на ноты и аранжировки. Софья Губайдулина, например, любит писать подобные пьесы для фагота, который по звучанию похож на дудук. К такому подходу приходит и не-классическая традиция с ее эмбиентом и пост-роком. Круг замыкается - и оказывается, что в итоге все вновь приходит к тому, на чем вот уже не первый десяток лет стоит Гаспарян. И слава Богу, что стоит, а у нас есть возможность его слушать - ведь кто-то должен говорить со сцены о вечном. А пока с этим мало что справляется лучше, чем звук дудука - особенно в руках мастера.
1956 – Восходящая звезда Элвис Пресли дал свой первый концерт в Лас-Вегасе. На широкую ногу карьеру певца поставил его менеджер - полковник Том Паркер, предприимчивый нелегальный иммигрант из Голландии »»
1964 – Образована фирма граммофонных пластинок "Мелодия", впоследствии ставшая государственным монополистом в области записи и распространения музыки в СССР. Одна из звукозаписывающих студий "Мелодии" находилась в здании англиканской церкви в Вознесенском переулке в Москве »»
2000 – Умер Александр Косорунин («Неприкасаемые») »»
Maria CALLAS (1923)
Calvin OWENS (1929)
Roy ORBISON (1936)
Ray PETERSON (1939)
Alan BROADBENT (1947)
John MILES (1949)
Narada Michael WALDEN (1952)
ARASH (1977)
Taio CRUZ (1983)