Jimmy Page & Robert Plant Unledded
No Quarter
Warner Music Vision, 2004
Переиздание на DVD видеофильма не только неминуемо сопровождается
ремастерингом, но обязано содержать всяческие бонусы. Это вроде как правило
хорошего тона. Однако же в данном случае бонусов могло бы и не быть. Во-первых,
потому что они довольно-таки неинтересны: "Black Dog", сыгранная на American
Music Awards, раздражает небрежностью исполнения и костюмами на грани буффонады
(конечно, еще во времена Led Zeppelin Пейдж с Плантом любили повыеживаться, но
тут им как-то изменило чувство меры); клип на "Most High", снятый в рамках
раскрутки альбома "Walking Into Clarksdale", совершенно дурацкий; "Moroccan
montage" - рабочие и случайные моменты, не вошедшие в окончательный монтаж
фильма, - тоже смотреть совершенно не обязательно.
Единственный полезное и
интересное дополнение - пространное черно-белое интервью с субтитрами на семи
языках (включая английский, но исключая русский), где Роберт и Джимми подробно
объясняют, почему для "No Quarter" они решили исполнить именно эти песни Led
Zeppelin, как им работалось с арабскими музыкантами и т. д. Впрочем, и без него
тоже можно было бы легко обойтись, - как мы прекрасно обходились без этих
пояснений все 10 лет, прошедшие между выходом в свет видео- и DVD-версий
фильма.
И в этом пункте заключается как раз все то, что "во-вторых": "No
Quarter" настолько хорош, что не нуждается ни в каких довесках. И коллекционная
ценность DVD, с одной стороны, стремится к нулю (поскольку, кроме ремастеринга,
в нем, по сути, нет ничего нового), а с другой, - абсолютна и несомненна:, ибо
иметь этот фильм на долгоживущем носителе, с безупречной картинкой и звуком
просто необходимо всем, кто неравнодушен к наследию Led Zeppelin и
экс-участников великой группы.
Если кто-то забыл или прежде не знал, напомню: "No Quarter" смонтирован из материалов концерта на MTV, который Пейдж с Плантом сыграли с симфоническим оркестром и марокканскими музыкантами в рамках серии "Unplugged" в конце 1993 года, и из натурных съемок в Уэльсе и Марракеше. Сыграли внезапно, через 13 лет после распада Led Zeppelin, выпустив за это время по несколько сольных альбомов, редко встречаясь на немногочисленных мемориальных концертах и практически никогда не исполняя публично более одной-двух песен Led Zeppelin, - и то скорее "по долгу службы" (как на 40-летии из бывшего лейбла "Allantic records"), нежели по собственному желанию. Казалось бы, ничто не предвещало такого феерического камбэка, да и Пейдж с Плантом в вышеупомянутом интервью не особо подробно останавливаются на том, что конкретно заставило их вспомнить и исполнить в таком изобилии старый материал. Путешествия в Марокко, связь музыки Led Zeppelin и особенно работ Планта с ориентальным фолком, относительный неуспех сольников Пейджа - причины уважительные, но не вполне достаточные, а уж о ностальгии и, тем паче, возрождении Led Zep и вовсе речи не шло. Недаром проект был назван "Unledded": тут не только обыгрывается сочетание "Unplugged" + Led (Zeppelin), но, напротив, присутствует толстый намек на то, что это не-Лед (Зеппелин); и недаром среди музыкантов, аккомпанирующих Планту с Пейджем, отсутствует Джон Пол Джонс (John Paul Jones), который, кстати, на это неприглашение всерьез обиделся...
Но оставим попытки объяснить внутреннюю химию проекта, - гораздо более важен
результат. А он превосходен. Парадоксальный, на первый взгляд, подбор песен для
исполнения на фоне валлийской природы (среди серых скал и зеленых лесов более
уместно, кажется, звучали бы сказочные "Gallows Pole" или "Battle of Evermore",
нежели жесткая "Nobody's Fault But Mine" или написанная словно на берегах
Миссисипи "When the Levee Breaks") на проверку оказывается совершенно
органичным, более того, - песни, которые стали уже каноном на пластинках Led
Zeppelin, вдруг заиграли неожиданными и интересными красками. А новый материал
- "Wah Wah", "City Don't Cry" и особенно "Then the Truth Explodes" - будто
создан для исполнения в двориках и на площадях Марракеша. Если игровые натурные
вставки в концертное видео 1976 года "The Song Remains the Same" еще вызывали
нарекания, то здесь упрекнуть музыкантов и техперсонал не в чем: и спонтанные,
и явно срежиссированные эпизоды сняты со вкусом и тактом, и выглядят совершенно
естественно. Однако же главная прелесть фильма - все-таки в unledded-эпизодах,
составляющих большую часть "No Quarter", то есть в самом полуакустическом
MTV-концерте. Понятно, что все вещи, сыгранные здесь, звучат иначе, нежели на
концертах Led Zeppelin, но Пейдж с Плантом и не стремились к самокопированию. И
если можно пожалеть, что бэк-вокал в "Battle of Evermore" исполняет Наджма
Ахтар (Najma Akhtar), а не Сэнди Дэнни (Sandy Danny), если иной раз Пейдж
играет чуточку проще, чем в юности, если иногда явно не хватает Джонса,
которого все ж таки не заменишь даже симфоническим оркестром, - то это те
допустимые погрешности, которые неизбежны при смене людей и времен, и которые
искупаются зрелой мощью исполнения, особенно заметной в вокальной манере
Планта. А версии "Since I've Been Loving You", "Kashmir", "Gallows Pole" по
мастерству и экспрессии даже, пожалуй, превосходят классические.
Нельзя также
не отметить на редкость чуткую работу видеооператоров и монтажеров, искусно
подобравших ракурсы и подчеркивающих красоту и драматизм отдельных моментов
удачно пойманными кадрами: "Кашмир" был бы не так внушителен без серьезного
лица солирующего скрипача, а "Since I've Been Loving You" звучала бы не столь
проникновенно без влажного взгляда и летящих волос белокурой альтистки...
Конечно, этот концерт можно с удовольствием слушать и в аудиоформате (благо, он давным-давно издан и на CD), но видеоряд делает процесс гораздо более захватывающим. Как Led Zeppelin были главным образом "живой", концертной группой, там и Пейдж с Плантом производят гораздо более серьезное впечатление, если наблюдать их на сцене. И даже если сценическое действо впечатано в лазерный диск и посему пребывает неизменным, его все равно стоит смотреть. И не один раз, - особенно если вы прежде по каким-то причинам "No Quarter" не видели. Но даже при многократном и многолетнем просмотре свежие впечатления и неожиданные открытия вовсе не исключаются.
1942 – Родился Джими Хендрикс (настоящее имя - Johnny Allen Hendrix, далее - James Marshall ) - виртуоз, признанный величайшим гитаристом всех времен »»
1953 – Родился Борис Гребенщиков - лидер группы Аквариум »»
Al Jackson, JR. (1934)
Jimi HENDRIX (1942)
Борис ГРЕБЕНЩИКОВ (1953)
Maria SCHNEIDER (1960)
Richard Kennedy MILES (1969)