Приятно иногда вернуться во времена студенческой юности. И пусть подобное путешествие возможно осуществить только мысленно, но уже за одно только это воспоминание мне хочется сказать огромное спасибо, в первую очередь, Вячеславу Бутусову и Георгию (Юрию) Каспаряну (да простит меня барабанщик Ю-Питера Женя Кулаков!). Можно сказать, что сбылась моя давнишняя мечта - услышать песни Бутусова и Цоя, что называется, "в одном флаконе", но не на кассете, затертой до дыр, а со сцены концертного зала, пусть и не сильно приспособленного к рок-концертам, о чем я как-то уже не так давно упоминала.
Впрочем, в какой-то степени именно интерьер БКЗ "Октябрьский", где проходило недавнее выступление Ю-Питера с программой "Имя звезд", заставил меня вспомнить первый увиденный мною концерт Наутилуса, состоявшийся в 87-м году в конференц-зале гостиницы "Космос". Уж не знаю, каким образом свердловчане тогда смогли попасть в это пафосное заведение, да еще и с разогревом в виде Зеркалa мира - группы Константина Никольского, но билеты туда нам удалось достать с огромнейшим трудом, благодаря одногруппнику, входившему в профком института. Как и тогда, сейчас в подобных залах по-прежнему не приветствуется бурное проявление своих эмоций, но теперь, по крайней мере, есть фан-зона, где каждый желающий может попрыгать всласть. И если начало программы, состоявшее из последних песен Ю-Питера, еще можно было слушать сидя, то по мере углубления в историю творчества Вячеслава Геннадьича, когда зазвучали "подлодочные" хиты типа "На берегу безымянной реки", "Прогулок по воде", "Тутанхомона", "Князя тишины" и "Одинокой птицы", наиболее ярые поклонники заполнили пространство перед сценой практически полностью. А вот помнится тогда, в "Космосе", нам так и пришлось просидеть фактически до конца концерта, и лишь финальную песню мы слушали стоя, мучаясь среди рядов мягких кресел и ловя на себе недоуменные взгляды остальной публики, видимо, состоявшей сплошь из комсомольско-профсоюзных деятелей разных ВУЗов столицы.
Кстати, стоячих партеров на рок-концертах конца 80-х не было даже на стадионах, и этот факт тоже всплыл в моей памяти, когда зазвучала хорошо знакомая каспаряновская гитара, про которую сам Бутусов лаконично заметил: "В мире есть много белых гитар, но эта гитара - единственная, ибо она принадлежит Юрию Каспаряну!". "Кончится лето", "Пачка сигарет, "Звезда по имени Солнце" и "Группа крови" - пожалуй, при звуках этих песен в зале не осталось уже ни одного равнодушного человека, а больше всего "зажигал", конечно, балкон, куда охране было гораздо сложнее добираться. Я же вспомнила тот единственный раз, когда мне удалось попасть на концерт Кино, проходивший в 89-м году в ДС "Лужники" и грубо прекращенный по причине как раз того, что зрители, не желавшие сидеть на своих местах, повскакивали на хрупкие дюралевые стулья, чем, конечно же, нанесли "непоправимый ущерб социалистической собственности"... Ну, и после бессмертных цоевских хитов уже, конечно же, не могло прозвучать ничего иного, кроме таких же бессмертных "Я хочу быть с тобой" и "Гуд бай, Америка". Забавно, что примерно этот же реперутар наша дружная компания из восьми первокурсниц когда-то любила распевать под гитару, сидя на балконе общаги и радуя этим окружающих - по-моему, большинство тогдашних студентов разделяли нашу безграничную любовь к загадочному корейцу, одетому в черное, и суровому и невозмутимому уральскому красавцу, одетому в настоящие галифе и френч с приколотым крестом.
Финал же концерта окончательно "добил" меня в плане ностальгических воспоминаний, ибо вместо запланированного на бис "Триллипута" Слава неожиданно запел "Разлуку", естественно, а-капелла, после чего программа завершилась "Синоптиками" - одной из самых первых песен Наутилуса, услышанных мною почти два десятка лет назад. Единственным моим расстройством в этот вечер стала, пожалуй, неисполненная "Моя звезда" - очень красивое, мне кажется, произведение, очень логично смотревшееся в финале программы "Имя звезд". Хотя и "синоптические" слова "вселяя надежду в нас, вдыхая любовь" тоже прозвучали весьма символично.
Незадолго до концерта мне удалось получить небольшой комментарий к происходящему, как говорится, от самого "виновника торжества".
Звуки.Ru - Программа называется "Имя звезд" и составлена из песен Вячеслава Бутусова и Виктора Цоя. Это прямой намек?
В. Б.: Да нет, в данном случае нужно акцентировать внимание на том, что программа составлена, исходя из возможностей Вячеслава Бутусова и Юрия Каспаряна, и я не претендую на вокальные партии Виктора Цоя ни в коем разе! Я всего лишь хочу дать возможность Юрию Каспаряну блеснуть перед публикой, потому что публика, в первую очередь, такие вещи воспринимает на одиозном уровне. Ну, и потом, могу сказать, что я получил массу удовольствия, когда мы начали эти песни разучивать. Я никогда в жизни, если не считать такого робкого эксперимента с песней "Звезда по имени Солнце", не пытался их разучивать. Они мне всегда нравились, но я никогда так, "обиходно" - у костра или за столом - их не исполнял. Поэтому я могу сказать, что я сохранил необходимую девственность для того, чтобы просто набраться сил и уверенности и спеть, наконец, эти песни.
Звуки.Ru - Ну, вот лично у меня когда-то так и было, году этак в 88-м, когда мы пели под гитару вперемешку песни Кино и Наутилуса. Почему-то тот год у меня ассоциируется с расцветом именно этих групп...
В. Б.: Ну, у Кино он начался гораздо раньше все-таки. Вот я точно это помню по себе, потому что я эту ситуацию наблюдал изнутри - расцвет Кино начался раньше, 100 процентов! Точно так же, как и расцвет Алисы Я приезжал в Питер, и группа Кино играла, например, в ДК пищевиков, что считалось уже очень крутым "экшеном" по тем временам, когда все еще на кухнях собирались через какие-то конспирированные записки (улыбается). А группа Алиса была звездой общаги текстильного института на тот период. Ну, это уже были состоявшиеся коллективы, известные в Питере и Москве, а мы еще приезжали как делегаты художественной самодеятельности с Урала.
Звуки.Ru - Вам ведь доводилось выступать в совместных концертах с Кино?
В. Б.: Нет, мы с Цоем пересекались только на концерте памяти Башлачева на Рубинштейна, 13 (адрес Ленинградского рок-клуба - прим.) и потом, естественно, на разных фестивалях, где все в куче выступали - ну, это само собой. Еще мы встречались с Цоем и Каспаряном, когда они работали в Поп-механике у Курехина. Вот такие встречи... Но такого, чтобы мы вместе выступали не на фестивальных площадках - такого и не было. Впрочем, тогда это и не принято было - либо все в куче, либо по одному, да и то очень редко. Чаще происходили фестивали, где выступало много коллективов, чем, например, концерты одной группы.
Звуки.Ru - В Москве с вами выступали еще "две звезды" - Александр Ляпин и Андрей Васильев - представители Аквариума и ДДТ, можно так сказать...
В. Б.: Да, Саша Ляпин у людей, не вникающих в эту среду,
ассоциируется в большей степени, конечно, с Аквариумом, хотя он человек
универсальный, я считаю, и как гитарист, и как музыкант вообще. А Андрей
"Худой" - это человек, к которому я испытываю какую-то закодированную симпатию.
Как только я увидел его первый раз на сцене - это было в Таллинне, когда он
вместо штанов надел тельняшку - я сразу его полюбил (смеется). И с того
момента, всякий раз, когда мы с ним встречаемся, я чувствую какую-то
родственную близость. Другое дело, что мы все мрачнее и мрачнее становимся с
годами, но, в целом, когда нас расшевелить, мы очень весело проводим время
(улыбается).
Знаешь, у всех у нас, конечно, бывают просветления, бывают помрачения, и
во мне это очень явно выражено. Я в этом смысле эгоист очень жесткий - если
радуюсь, то радуюсь по полной программе. Если мне плохо, то я делаю вид
отвращения в такой же степени - поэтому я стараюсь не расплескиваться в
последнее время. Вот недавно, после рождения сына, у меня случилась какая-то
неожиданная трансформация сознания. Я очень долгое время был в таком обреченном
состоянии, и произошла совершенно мистическая вещь - я оживился, я взбодрился,
а это главное!
Вячеслав Бутусов - советский и российский рок-музыкант.
Дата рождения:
15 октября 1961
Подробности из жизни:
Вячеслав Геннадьевич Бутусов родился 15 октября 1961 года в поселке Бугач Красноярского края. После множества переездов, обзаведясь магнитофоном, любовью к "Led Zeppelin" и первыми поэтическими опытами, в девятом классе Бутусов с семьей переезжает в Свердловск, аккурат к зарождению уральского рока. После школы Бутусов поступает в Свердловский архитектурный институт, пишет для студенческой газеты "Архитектор", благодаря чему и знакомится с лидером легендарной свердловской группы "Урфин Джюс" Александром Пантыкиным и вокалисткой не менее легендарной группы "Трек" Настей Полевой. В институте же Бутусов познакомился с Дмитрием Умецким, который до конца учебы и стал источником дефицитных пластинок и верным музыкальным товарищем, с которым Бутусов начинает играть на студенческих дискотеках англоязычные рок-н-ролльные хиты. Скоро появляются и песни собственного сочинения, и в 1983 году под чутким руководством Пантыкина Бутусов и Умецкий, а с ними еще пара студентов - барабанщик Игорь…
Paul DESMOND (1924)
Matthew GEE (1925)
Nat ADDERLEY (1931)
Bev BEVAN (1944)
Amy GRANT (1960)
Mark LANEGAN (1964)
Tim FREEDMAN (1964)