Термин "клезмер" или "клейзмер" обычно связывают с миром восточноевропейского еврейства - того самого, что поэтически запечатлен на картинах Шагала и окончательно исчез с лица земли во время Второй мировой войны. Поэтому клезмерские коллективы воспринимаются зачастую как архаисты, занимающиеся исторической реконструкцией - разумеется, с самой благой целью не дать исчезнуть, сохранить память и т.д. Но между тем клезмер-бенды появились задолго до черты оседлости и далеко от нее: если верить Википедии, музыканты, играющие светскую (не литургическую) музыку выделились в ашкеназских еврейских общинах с XV века, а традиция этой музыки уходит в библейские времена. И действительно: кем был тот "начальник хора", которому царь Давид-псалмопевец указывал: "Начальнику хора. На духовых орудиях", как не лидером клезмер-бенда?
Впрочем, японский секстет Komatcha Klezmer, ведомый кларнетистом и
саксофонистом Кадзутоки Умезу
(Umezu Kazutoki), на происхождение от аккомпанирующего состава царя
Давида особенно и не претендует. Это стало ясно, как только в первой же пьесе,
энергичной и плясовой, дошла очередь до соло. Миниатюрная хрупкая Ёко Тада
(Tada Yoko), похожая своим задорными глазами и лихо сдвинутой набок
черной мужской шляпой на Мазину-Джельсомину из феллиниевской "Дороги", пульнула в
Кадзутоки на своем альт-саксафоне таким свингом, который "начальник хора" тут
же подхватил и вернул ей обратно, что стало ясно: новоявленные "ашкенази"
исторически-музыковедческими реконструкциями заниматься и не пытаются. Кроме
того, сразу выяснилось и то, что все музыканты имеют нешуточную джазовую
подготовку. Мощные и ритмичные тутти с тщательно прописанными аранжировками
сменялись виртуозными соло: саксофон и кларнет (или два саксофона) устраивали
яростные дуэли, переливы аккордеона переходили в сложные дроби ударника, а туба
ловко подхватывала тему скрипки. Мало того: тубист Секидзима Такеро
(Sekizima Takero) время от времени откладывал свой громоздкий
инструмент, брал маленькие блок-флейты и выдавал ураганные соло с форшлагами и
переливами, способные вызвать зависть у Яна Андерсoна
(Ian Anderson). А кроме того, постепенно выяснилось, что Komatcha
Klezmer не только опытные исполнители, но и композиторы: половина исполняемых
пьес была сочинена Кадзутоки и Секидзимой.
В первом отделении звучали довольно плясовые мелодии, в которых собственно еврейское начало мешалось с цыганским, румынским и прочими "балканами". Bидимо, можно сказать, что это был взгляд на южно-европейскую музыку с другого конца Земного шара. Музыканты явно получали удовольствие от происходящего: прыгали по сцене, устраивали что-то вроде канканы (56-летний Кадзутоки, не теряя ритма, легко задирал прямые ноги выше пояса!). Объявляя перерыв, бенд-лидер обещал, что второе отделение будет более спокойное и вдумчивое. Однако природная живость взяла вверх. Во втором отделении не было таких ураганных плясовых ритмов, но были театрализованные эпизоды: музыканты то устраивали игры в замиралы (застывали на полуфразе с поднятыми руками), то "подставляли" скрипачку: все вдруг бросали играть, так что ей приходилось "отдуваться" в одиночестве.
Под конец основного сета была припасена "Хава Нагила", причем совершенно необычная: начав ее с традиционной "всхлипывающей" скрипочки, Komatcha Klezmer вдруг переложили эту заезженную донельзя квинтэссенцию еврейской скорби в лихой мажор с рокотом ударных, как в "Болеро" Равеля. Но это было не все: выйдя на бисы, японские духовики вдруг запели. Сначала Кадзутоки исполнил песню на идиш, а потом и того дальше: саксофонистка Ёко Тада спела тоненьким голоском... песни Чебурашки и Крокодила Гены! Так, видимо, и происходит рождение безымянного фольклора: мы-то еще помним, что это песни Владимира Шаинского, а для слушателей всего мира эти песни уже встали в одном ряду с Хава-Нагилой.
Ну а для финала была заготовлена еще одна вечнозеленая песня: "Тум-балалайка". Из-за известных проблем японцев со звуком "л" в исполнении Кадзутоки Умезу припев этой всем известной песни звучал как "Тум-бара, тум-бара, тум-барарайка".
Слух это совершенно не резало. Наоборот, радовало. Потому что свидетельствовало: клезмер - полноценное направление мировой музыки, такой же как блюз или зайдеко, со своим ярко выраженным языком, способный развиваться и видоизменяться, а не раритет, всунутый навсегда в европейские сюртучки и штиблеты начала XX века.
Дата образования:
1 января 1991
1881 – Родился Бела Барток - венгерский композитор, пианист и музыковед-фольклорист. Представитель экспрессионизма в музыке. В честь Белы Бартока назван кратер на Меркурии »»
1942 – Родилась Арета Франклин - американская певица в стилях ритм-энд-блюз, соул и госпел. Она стала первой женщиной, чьё имя было занесено в Зал славы рок-н-ролла. В ноябре 2008 года журнал Rolling Stone объявил её величайшей вокалисткой эпохи рок-н-ролла »»
1947 – Родился Сэр Элтон Джон - популярный британский рок-певец, композитор и пианист. Рыцарь-бакалавр и кавалер ордена Британской империи. Элтон Джон, введённый в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году, до сих пор остается одним из самых успешных поп-исполнителей Великобритании »»
1988 – Начался Арт—Рок—Парад в честь премьеры фильма «АССА» в Москве. Участники: «Аквариум», «Кино», «Звуки Му», «Зоопарк», «Браво», «Наутилус Помпилиус», «Центр», «Калинов Мост», «Лига Блюза» и… »»
Hoyt AXTON (1938)
Aretha FRANKLIN (1942)
Elton JOHN (1947)
Nick LOWE (1949)
Владимир БЕГУНОВ (1959)
Makoto OZONE (1961)
Jeff HEALEY (1966)
Jonas "Joker" BERGGREN (1967)
Cathy DENNIS (1969)