Прежде, чем вы прочтете наш репортаж, посмотрите на гастроли Tony Levin band в России глазами самих музыкантов. Рассказ о московском концерте глазами Тони Левина и Пита Левина. Первое, с чего музыканты начали концерт, представив группу, - это бросились снимать собравшихся из портативных камер...
Бывают такие концерты, на которых все
слушатели - молчаливое суровое братство.
Люди, пронесшие свою любовь к группе сквозь годы, выстрадавшие
последние дни ожидания и очередь за билетами, дорвавшиеся, наконец,
до источника счастья. По моему убеждению, таковы все поклонники King
Crimson: знакомые лица можно встретить почти на всех концертах "King
Crimson festival". Разумеется, все мы не могли пропустить концерт бас-гитариста
Тони Левина (Tony levin).
Тони Левин - человек-брэнд. Он известен публике по своей работе с такими
гигантами, как Фрэнк Заппа
(Frank Zappa - с группой Mother's Of Invention), Джон Леннон
(John Lennon), Пол Саймон
(Paul Simon) Дэвид Боуи (David
Bowie), Питер Гэбриел (Peter Gabriel) King Crimson, Genesis, Pink
Floyd, Yes, Liquid Tension Experiment и California Guitar Trio, -
но я уверена, что все эти музыканты по праву гордятся участием Тони в своих
проектах. Если Тони стал однажды членом вашей группы, вы будете записывать
его в credits даже тогда, когда он, фактически, не играет и не записывается в
ее составе в течение шести лет - как это сделал Роберт Фрипп. Стоит ли
удивляться тому, что уже второй номерной альбом Tony Levin Band
претендует на "Grammy"... В этот вечер мне неоднократно думалось: самим своим существованием Tony Levin Band доказывает, что деление музыки на жанры - безнадежный атавизм. Что играет группа? - рок! Но тогда почему вступление к концерту представляет собой веселый квартет а капелла в стиле Barber Shop? Почему сразу вслед за плавной "Pieces Of The Sun" и динамичной гэбриеловской "Peter Gunn" звучит "Танец с Саблями" Хачатуряна - да в такой зверски-веселой хардовой обработке, что только держись?.. Новичок на таком концерте, видимо, вообще не знает, что и думать о происходящем. А мы привыкли: ведь музыканты уровня Левина никогда не играют "по линеечке". От них можно получить и невероятной красоты инструментальные импровизации("Jam Back at the Red House', "On The Air"), и обманчиво простую "народную" балладу Ivano Fossati "L'Abito Della Sposa", которую Тони исполняет несильным, но глубоким голосом, аккомпанируя себе на стике... И уж точно никого не удивляет, что вместе с братом Питом (Pete levin) он играет красивую слоу-джазовую композицию "Belle", посвященную матери.
Все музыканты Tony Levin Band - тоже люди-брэнды. И всем им во время шоу
предоставляется возможность "высказаться", причем иногда - в буквальном смысле
слова: например, исполняющий в большинстве композиций
роль вокалиста барабанщик Маротта (Jerry Marotta) берет на себя роль
конферансье и без видимого смущения отвечает на подначки зала: В какой-то момент Тони прерывает шоу с целью дать остальным участникам отдых и садится за архаичный синтезатор Пита, чтобы спеть песенку о взаимопонимании с шимпанзе. Очень простая, незамысловатая мелодия... но именно они трогают зрителей так, что Тони устраивают настоящую овацию. И вот - последняя, ударная часть концерта, в которой состав демонстрирует лучшее, на что он способен: звучат "Black Dog" Led Zeppelin, знаменитая "Back in NYC" Genesis, снова Хендрикс и "Elephant Talk" King Crimson.
Был ли это вечер кавер-версий? - Нет. Был ли
это исполнительский марафон? - Нет. Можно ли считать это авторским вечером Тони
Левина? - Тоже нет. Соня СОКОЛОВА. |
Писать о Тони Левине (Tony Levin)
очень трудно, говорить - легко. Трудно писать, потому, что все, что о нем
пишется, тут же, по написанному, оказывается либо неполным, либо неверным. Ну,
вот, например, Левин считается... далеко не технарем. Он, как Клэптон -
"slowhand", скорее "душевный", чем техничный. На своем сайте www.tonylevin.com Тони ведет онлайн-дневник,
в котором общается со сушателями, называя сам себя PapaBear. И вот видишь его
на сцене - он лепит такие пассажи на стике, да и на бас-гитаре, настолько
естественно, что их даже не замечаешь. Их и не надо замечать - Левин не
"bassist's bassist", он играет для себя ("for fun") и для зрителей, которые для
него, скорее, единомышленники и собеседники. И поэтому о нем очень легко
говорить - если говоришь не от мозгов, а от души. Потому, что, на мой взгляд,
для него музыка и вообще все его творчество - от рисунков до виртуозного
владения кофеваркой - это способ жить и делиться своей жизнью. Так живут дети и
поэты. Кто собственно, Левин и есть. Я пришел на его концерт слушать музыку, и с первых нот понял, что "концерта" не будет. Нет, не потому, что звук, как обычно, был ужасен (все знают, что звукорежиссер Б2 - бывший эсэсовец, палач-маньяк, бежавший в Аргентину и вернувшийся в Россию мстить с особой изощренностью), а его друзья из Аль-Каиды, дорвавшись до пульта управления кондиционером, вымораживали зрителей. Не оттого, что концерт начался с опозданием на час и закончился как раз к закрытию метро: возможно, в клубе решили, что заплатившие по полторы штуки за билет ездят исключительно на своих авто. Но ведь солидные ребята не потерпят звук, качеством соответствующий панк-команде из школы, где директор - жмот. Неувязочка.
Итак, концерта, в привычном понимании, не было. С первого момента стало ясно,
что музыканты просто живут и приглашают пришедших на концерт в свой мир. Вроде,
начали с прикольного распева в стиле barbershop. Но чувствовалось, что они
вовсе и не думают о том, чтобы повеселить зрителя ("сделайте нам смешно"). Им
прикольно (fun) - и зрителям неизбежно становится прикольно (fun). Все, что бы левинский бэнд ни играл, у всех в зале мгновенно вызывает отклик. И серьезные композиции, и даже левинские песни, о которых надо сказать особо. Левин в одиночку, аккомпанируя себе на клавишах, спел песню про взаимопонимание. Рассказал, что она навеяна встречей с обезьянами шимпанзе в зоопарке, куда его в свое время пригласил Питер Гэбриел для музыкального эксперимента. Обезьяны, на мой взгляд, спели бы не хуже. Это о пении Левина. Его пение мне напомнило мою дочь, с зажмуренными глазами завывающую песни группы Пилот. Но Левина хотелось слушать. Он просто делился чем-то, для него важным. И совершенно явственно чувствовалось, что то, как, в какой форме он это делает, уже несущественно. Здесь и не пахло "артистизмом". Ничего специального. Смесь всего со всем. Сам Левин говорит о своем творчестве так: "Это эклектичная инструментальная музыка для нового века - смешанная с тем, что я больше всего люблю в мировой музыке и классической, в возможностях великих инструменталистов, - все это в страстной, преисполненной смысла музыке, которая откликнется в самых разных людях". "Black Dog" c четвертого альбома Led Zeppelin, причем вместо голоса - бас. Вокальные распевы. Мощные инструментальные композиции. Все - без какой-либо мысли о том, как слушатели воспримут, или как музыканты выглядят. И еще одна деталь, обратившая на себя внимание. Невероятная тонкость владения инструментами всеми участниками группы. Наверное, это их и объединяет в первую очередь - тонкость. Джерри Маротта (Jerry Marotta), приоткрывающий хэт на доли миллиметра, что заставляет звук и ритм по-особому вибрировать. Кстати, хэт нестандартного размера. Значит, ему так надо. Значит, он хотел такой звук. Но как жаль, что этот звук слышно лишь в определенные моменты, когда бэнд не вступает на полную катушку, и в ушах еще не появилась вата. А как у него настроены барабаны! А как он вкладывает чувство в каждый звук! Каждая нота почувствована, как будто она единственная на весь концерт! А хрусталь в гитарном звуке! А как тонко гитарист использует фидбэк, заводя гитару! Уровень таких мастеров, как Фрипп или Ривз Гэбрелз, играющий у Боуи. И это почти никогда НЕ СЛЫШНО!!! Явно, те, кто держат в Б-2 этого звукорежиссера - пособники фашистов. Клавишники подразумеваются. То есть видно, что они играют, и даже слышна гармония. Но то, что проявляется в отдельные более тихие моменты - их звуковое гурманство... Это буквально физическое наслаждение. Я начал с того, что писать о левинском бэнде трудно, и наговорил тут впечатлений. Вряд ли стоило засушивать впечатления умным анализом или рассуждениями. А я все хожу под этими впечатлениями, и думаю о том, что такой концерт - это одно из тех событий, на которых происходит что-то такое, после чего вся жизнь понимается немного по-другому. Но это так, настроение. Впечатление.
Борис ЛАБКОВСКИЙ . |
Дата рождения:
6 июня 1946
Nat TARNOPOL (1931)
Михаил ЧЕРНОВ (1941)
David BRIGGS (1951)
Lucinda WILLIAMS (1953)
Eddie Van HALEN (1955)
Шура БОНДАРЕНКО (1963)