Когда в 80-е армянская эстрада обрела второе дыхание - стало можно танцевать на
сцене, выходить в том виде, какой тебе
нравится, и петь то, что хочется и на каком языке хочется, наибольшую
популярность приобрел певец Артур Испирян. Как однажды сказали про него злые
языки, "Артур жалеет, что родился белым, а не черным". Действительно,
певец это исполнял все песни из репертуара Стиви Уондера, Эла Джерроу, Пибо
Брайсона, Лютера Вандросса и других звезд соул-музыки. Благодаря качественному
вокалу и прекрасному вкусу он завоевал большую популярность в Армении, стал
обладателем всех мыслимых на то время наград. Потом наступили темные и холодные
времена, и Артур уехал в Америку за
лучшей жизнью. Но несколько лет тому назад вернулся и занялся своим
любимым делом на родине. Два года назад выпустил прекрасный альбом "Три
свечи", составленный из авторских композиций на армянском языке. В прошлом
году вышло сразу два альбома - "Говорят, что...", состоящий из старых
армянских эстрадных песен 50-60 годов, а второй - с экпериментальной
электронной музыкой. Насколько тепло был принят первый, настолько холодно -
второй альбом. И вот новая работа - "JazzAVANS".
Уже во второй раз Испирян обращается к старому, проверенному временем
музыкальному материалу. Но если на альбоме "Говорят,
что", он исполнил песни армянских авторов почти в их оригинальном
эстрадном облике, то на сей раз он дал им новую жизнь - джазовую. На это
намекает и название альбома.
На мой взгляд, это не просто альбом. Это веха в армянской музыкальной жизни.
Как ни странно, но до сих пор у в Армении не было полноценного альбома
вокального джаза. То, что записывали певцы работавшие с оркестром
Орбеляна, очень трудно назвать джазом. Записи советского периода
Татевик Оганесян
сплошь состояли из джазовых стандартов американских авторов. Ее же, самая
удачная работа "Прислушайся к биению моего сердца" выполненна в стиле
этно-джаза. А вот рассматриваемая работа - классический вокальный джаз. Нет,
это конечно, не тот джаз, что исполняли Элла Фитцджеральд или Джо Уильямс.
Артур Испирян тут выступает в качестве настоящего, ортодоксального крунера.
Фишка крунерской манеры пения заключается в том, что они исполняют популярные
темы в легкой джазовой манере, одновременно ублажая и почитателей джаза и
любителей красивой элегантной манеры пения. И тут Испирян показал себя с самой
лучшей стороны. Он и его партнеры отличились тонким подбором исполняемого
материала и полистиличностью (правда, в умеренном масштабе). Для альбома были
выбраны прекрасные работы классиков армянского песенного жанра - Эдуарда
Багдасаряна, Роберта Амирханяна, Александра Аджемяна, Артемия Айвазяна, Арно
Бабаджянана и Константина Орбеляна (Для читателей, мало знакомых с армянской
эстрадой скажу, что это песни в стиле "Московские окна", "Я
шагаю по Москве", "Русское поле"). Это знаменитые и давно
любимые многими поколениями армян песни "Карине", "Им майрик", "Ереван" и
другие. При этом необходимо отметить, что весь звуковой образ альбома,
создаваемый певцом, находиться ближе к эстрадным стандартам звука, нежели к
педантичному и выхолощенному звучанию джазовых записей. Великолепно
аранжированы и красиво, если хотите, интеллигентно исполненны.
И тут мы подошли ко второй, тоже, без сомнения, ведущей фигуре рецензируемой
работы. Пианист, аранжировщик и бэнд-лидер, а с недавнего времени и певец Ваагн
Айрапетян сделал титаническую работу, представив эти эстрадные хиты 60-х годов
в в качестве классных джазовых номеров. Как аранжировщику Айрапетяну удалось
избежать обычной ошибки для всех тех, кто пытается вдохнуть новую жизнь в
мелодии прошлых лет - в погоне за оригинальностью извратить суть, душу песни, а
новомодными приемами попросту опошлить ее. Он идеально справился с задачей.
Песни остались такими же нежными, романтичными, и главное, несмотря на
серьезный процент в аранжировке классического джаза, истинно армянскими. И еще
- очень добрыми, пасторальными и светлыми, то есть именно такими, какими их
создавали авторы. Мягкая, вкрадчивая манера игры пианиста ласкает слух, а
яркие, изобретательные импровизации заставляют с интересом следить за ходом
исполняемой темы. Самое главное - ему ни разу не изменил вкус при работе над
альбомом и удалось избежать насилия, и, как это
часто бывает - надругательства над авторским видением изложения темы. Сложная
задача и великолепный результат.
Нет нужды говорить, что альбом был создан Артуром и Ваагном, не в
одиночку, а в сотрудничестве с их тремя давними партнерами и замечательными
музыкантами - басистом Никогаесом Варданяном и барабанщиками Арманом Джалаляном
и Александром Агамяном. Они участвовали в работе над альбомом и продемонстрировали, что они тоже равноправные участники
проекта (чего стоит, например, короткое, но очень впечатляющее соло Варданяна
в первом треке). И наверное, не случайно, что альбом называется JazzAVANS.
Посмотрите внимательно - вторая часть слова составлена из инициалов музыкантов
- Артур, Ваагн, Арман, Никогаес, Саша. Прекрасная находка! Музыканты достойны
того, чтобы их имена были вынесены на обложку альбома.
Уверен - альбом этот станет своеобразным толчком для развития в Армении
вокального джаза. Это тот самый альбом, который не стыдно показать миру. И,
наконец, он может быть замечательным подарком любому гостю Армении, наряду с
альбомом картин Мартироса Сарьяна и бутылкой коньяка.
Прекрасные песни с душой
Еревана в эффектной элегантной поп-джазовой оболочке!
Captain BEEFHEART (1941)
Pete WATERMAN (1947)
Duke ERIKSON (1951)
Mark MORRIS (1963)
9TH WONDER (1975)
Александр ИЛЬЧУК (1987)
SKRILLEX (1988)