ЧЕРНОЗЕМ  Паводок

Эта тюменская группа за более чем 15 лет своего существования записала два полноценных альбома (не считая двух сборников и нескольких бутлегов, разошедшихся по рукам), которые издавались официально...

Эта тюменская группа за более чем 15 лет своего существования записала два полноценных альбома (не считая двух сборников и нескольких бутлегов, разошедшихся по рукам), которые издавались официально на кассетах. Все это время Чернозем прочно удерживает устойчивую репутацию одной из культовых в России клубных команд. "Паводок (Непонятный Праздник)" - третий по счету официальный диск группы. В его основу был положен концерт Чернозема в клубе "Форпост" 7 ноября 2003 года (отсюда, собственно, и второе название). Почти весь материал знаком фэнам группы по предыдущим альбомам.
Музыкальная составляющая и уровень исполнения свидетельствуют о приверженности группы старым добрым сибирским традициям (что не удивительно - в состав Чернозема большей частью входят музыканты неумоевско-летовского эшелона; лидер группы Евгений "Джексон" Кокорин сам продолжительное время играл в составе Инструкции По Выживанию, Гражданской Обороны и Великих Октябрей), а от скрежещущего звучания гитары Лели Южаниновой попахивает Сиэттлом. Все перечисленное плюс по-юношески дрожащий вокал Джексона, давно ставший своеобразным "фирменным знаком" "Чернозема", плюс клавишные Максима Шаркова, вытягивающие группу на качественно новый уровень, делает ее легко узнаваемой.
Этот альбом, как, впрочем, и предыдущие, от и до укладывается в концепцию "Чернозема", которую наиболее точно определил Сергей Гурьев: "...это маргинально-романтическое неприятие объективной реальности и попытка что-то увидеть в щелях между ней" (С. Гурьев, А. Волков. Перпендикулярная реальность, или Восстание машин. // "Окорок" (Могилев), 14-2004). Все тексты Джексона потрясают своей глубиной и смысловой многоплановостью - будь то сюрреалистическая "Горько", скорбно-патетическая "Если Бы Мы Знали", исполненные отчаяния "МаМаМа" и "Паводок", социально заостренная "Антисанитария", драматически напряженная "Б/П", ироничные "Романс" и "Серенада", проникнутые острым ощущением неизбежности смерти "Налегке", "Нет Дома", "Над Заборами (Медведица)" и "Ненавсегда" (без Альбера Камю не обошлось!) При этом Джексон умело и к месту вплетает в свои стихи чужие цитаты - от Цветаевой до Ремарка.
В записи впервые зафиксирована "Тюмень" на слова Дмитрия Колоколова - сооснователя "Чернозема" (вплоть до своей гибели Дмитрий был редактором самиздатовского журнала "Чернозем" и лидером другой тюменской панк-группы Мертвый Ты). В музыке иронически обыгрываются клише советской массовой песни. Приятно было услышать гимн тюменских музыкантов "Памяти Крученых" в лирической интерпретации Джексона cотоварищи.
Не могу не выделить композицию "Мы Падаем Вниз". Пронзительный, исполненный беспросветного отчаяния текст бывшего басиста "Чернозема" Аркадия Кузнецова в сочетании с развеселой музыкой и зажигательным припевом обладает убойной силой. Картинка дополняется истошно-восторженным воплем Джексона "Ништяк!" в конце песни.
Условия, в которых проходил концерт, были далеки от идеальных: клуб "Форпост", как известно, располагался в жилом доме. Такое соседство не позволяло музыкантам развернуться во всю мощь. Поэтому концерт был в основном "камерным". Однако когда звучали хиты, и музыканты, и публика стояли на ушах.
Лажа для подобных концертов вполне характерна. Однако ее допустимый предел иногда превышается. Создается впечатление, что запись открывающего альбом "Романса" была сделана не на концерте, а во время репетиции. Впрочем, уже со второй песни группа звучит более-менее сыгранно. А к середине альбом увлекает настолько, что о каких-либо ляпах напрочь забываешь...
Диск запечатлел и теплую, непринужденную атмосферу концерта. Джексон демонстрирует здоровое чувство юмора. На настойчивые просьбы публики исполнить песню "Холодно Под Солнышком" он отвечает: "Нам здесь не холодно, а наоборот жарко". В другом месте в качестве характеристики темпа исполняемой песни звучит его красноречивое сравнение: "Быстро, как е...ущиеся зайцы"... Диск дополнен студийной версией "Паводка", которая, при всей своей филигранной отточенности, звучит вяловато.
Хороший альбом хорошей группы, в силу своей концертности, впрочем, не отражающий ее реальных возможностей. Всесторонне группа раскрывается в студийной ипостаси, в особенности, в альбоме "Ненавсегда". Который остро нуждается в переиздании на CD.

12.10.2005, Геннадий ШОСТАК (ЗВУКИ РУ)