Сюрпризов, подобных тем, что обнаруживаются порой на сборниках лучших вещей
многих заслуженных производителей поп-рока, от Фила Коллинза (Phil
Collins) ждать не приходится. В его сольном творчестве не отражена смена
музыкальных эпох, подходов к звуку и аранжировке, как у Элтона Джона или
Криса Де Бурга. Сольный Фил Коллинз - это восьмидесятые и немножечко
девяностых. Эпоха стиля электропоп, стерильного звука, живых ударных,
напоминающих нынешние ритм-компьютеры, духовых секций, звучащих подобно
нынешним библиотекам сэмплов для синтезаторов, а также синтезаторов и
ритм-компьютеров, звучание которых сейчас можно воспроизвести даже на
игрушечной детской "расческе". Забавно, но почему-то именно в работах Коллинза
все эти игрушечные по нынешним временам инструменты, звучат наиболее
убедительно. А сборник лучших вещей музыканта таким образом становится для
нынешнего слушателя как бы энциклопедией пресловутого "саунда 80-х" в его
наименее уродливом из воплощений.
Вас интересует диско в его поздней форме? На сборнике есть хороший образчик
такого рода музыки - знаменитая "You Can't Hurry Love". Вам нужно знать,
с чего начинался стадионный рок? Послушайте "Easy Lover" с его увесистой
гитарой, прямолинейными ритмами и дополнительным вокалистом в лице Фила Бейли
(Phil Bailey) из Earth, Wind & Fire. Жаждете понаблюдать
уверенное шествие вчерашнего арт-рокера по поп-просторам? Богато аранжированная
духовыми группы The Phoenix Horns "Something Happened On The Way To
Heaven" к вашим услугам. Нужна типичная восьмидесятническая рок-баллада с
проникновенной гитарой и фоновыми клавишами? "I Wish It Would Rain Down"
давно стала бесспорной классикой жанра. На гитаре здесь солирует великий Эрик
Клэптон (Eric Clapton). Интересно, что где-то на рубеже 80-х и 90-х
Коллинз выступал в составе группы Клэптона в качестве ударника, и иногда,
где-нибудь в середине концерта, пел "In The Air Tonight" со своего
дебютного альбома. Начинал за клавишами, ближе к концу перемещался за ударные.
Клэптон, разумеется, солировал. Жалко, что этому варианту на сборнике не
нашлось места: стандартная альбомная версия сейчас впечатляет существенно меньше.
Наиболее интересна с точки зрения звукового решения композиция "Both Sides
Of Story". Ее Коллинз записал в гордом одиночестве, используя лишь
клавишные и ударные. Притом, что это отнюдь не баллада, а боевик с довольно
заковыристым ритмом. По отдельности клавишные эмуляторы тяжелых гитар образца
1993 года вкупе с закольцованными партиями ударных и конгов, а также пресетами
волынок, конечно, могут вызвать улыбку. Однако в целом звучит все это
пластиковое великолепие даже по нынешним временам чертовски убедительно. Просто
потому, что у автора хватило вкуса использовать упомянутые инстументы и их
заменители как надо. Полная противоположность этому номеру - "Susudio" с
ее безумным по нынешним временам сочетанием духового оркестра и драм-бокса, а
также чудовищным перебором в звучании и того и другого по высоким частотам.
Однако и эта крайность себя оправдывает - номер обладает своеобразной
привлекательностью, пускай и несколько гротесковой. Самое забавное, что в 1996
году, экспериментируя на "Dance Into The Light" с концептуально
усложненным регги, Коллинз неожиданно залез в те дебри, по которым за десять
лет до этого шарились Стинг (Sting) и бывший коллега по Genesis в
лице Питера Гейбриэла (Peter Gabriel). Оба, кстати, исполняют партии
бэк-вокала в имеющейся здесь же "Take Me Home".
Трудно сказать, что в творчестве Фила Коллинза превалирует - "рок для взрослых"
или "поп с человеческим лицом". Скорее, оба ингридиента находятся в равновесии.
В любом случае, песни этого музыканта слушать и не напряжно, и не стыдно. А иногда - даже полезно для общего развития.
Дата рождения:
31 января 1951
Johnny MANDEL (1925)
R.L. BURNSIDE (1926)
Jerry BOCK (1928)
Ray DRUMMOND (1946)
Bruce HORNSBY (1954)
Владислав ПОСПЕЛОВ (1973)
Joe SUMNER (1976)
Макс КОРЖ (1988)