Теплые внимательные глаза Полин Оливерос
(Pauline Oliveros), кажется,
видели все в мире: в них навсегда поселилось понимание и мудрое всепрощение.
Представить себе, что эта 73-летняя женщина играет самый невероятный
медитативный авангард, успешно используя самые современные технологии для
формирования и оформления звука, тем более сложно, что в России ровесники Полин
никогда не ведут концертной деятельности - и тем более никогда не играют т.н.
"сложную" музыку. Между тем, Полин употребила свое академическое композиторское
образование на то, чтобы
последовательно и методично развивать имровизационное направление в современной
музыке, и заслуженно считается классиком XX века.
В 1957 году Полин вместе с Терри Райли (Terry Riley) образовали первую
группу коллективной
импровизации, корни которой лежали в традиции музыкальных
медитаций. До этого импровизации всегда считались прерогативой джаза, и в этом
качестве привлекали музыкантов преимущественно возможностью продемонстрировать
свою блестящую исполнительскую
технику. А Полин развивала собственное направление, которое отчасти
перекликалось с
экспериментами минималистов (Райли, Райха, Гласса) и получило собственное
название - "Deep Listening" ("Углубленное слушание").
Очень давно, в середине 90-х, мне довелось услышать игру Полин на мастер-классе
танцевальных импровизаций, устроенном почему-то за пределами Москвы силами
нескольких энтузиастов. Тогда два хореографа и аккордеонистка сотворили с
небольшой группой народа маленькое чудо: буквально на глазах за два дня
фестиваля люди, пришедшие на занятия, начали будто светиться изнутри и красиво
двигаться, словно сбросив невидимые оковы. Впечатление было сильнейшим.
Тогдашний визит Полин Оливерос, похоже, стал некоторым толчком к развитию
подобного направления и у нас: русские музыканты поначалу даже использовали
композиции Полин в качестве базиса для своих импровизационных экспериментов.
Наиболее удачной из них можно назвать программу, исполненную на одном из
фестивалей "Альтернатива", когда в качестве основной темы была взята композиция
Полин "Восторг троглодитов".
В этом году выступление живой легенды авангарда стало одним из ключевых (но,
наверно, не самых массовых) концертов фестиваля "Длинные руки", проходившего в
клубе "ДОМ". Поскольку вокалистка Шелли Хирш (Shelley Hirsch) не смогла
приехать, чтобы выступить в первом отделении, программа Полин началась раньше.
Зато длилась дольше, и вместила в себя "бисы" (признаться, ожидать, что публика
оценит непростую музыку Полин и даже будет требовать продолжения, было поначалу
сложно).
Перед началом концерта в рядах много шептались, обсуждая: ты слышал ее? На что ее
музыка похожа? А это кто, впереди? Неужели сам Терри Райли?! - действительно,
сам партриарх минимализма пришел послушать свою соратницу. На сцене посреди
клуба стоял стол, на нем -веселенький эппловский лэптоп, рядом - аккордеон. Полин
решительным шагом взошла на сцену, взяла аккордеон, раздула меха - и аккордеон
задышал, словно мифический Левиафан...
Замечательной особенностью музыки Полин для меня всегда была ее способность
быстро и не встречая никаких препятствий проникать прямиком в подкорку. Звук
мееееедленно, томииииииительно, словно зонд, движется куда-то вглубь, в те
закоулки сознания, о которых вы и не подозревали. Мозг капитулирует и начинает,
подчиняясь командам Полин, рисовать метафизические картины мироздания, в
котором все
происходящее - жизнь, все живое - звук. Пропущенный через микшер, звук
претерпевает невиданные метаморфозы, оставаясь все таким же кристально чистым,
а потом вдруг начинает извиваться, меняться, множиться и растекаться в разные
стороны тысячью ртутных стрел.
Кстати, программа, которую использовала Полин, была очень интересно оформлена
графически: на экране в рамках черного круга (основной темы) перемещались два
маленьких, зеленый и розовый. Периодически пересекаясь и сталкиваясь, они
воздействовали на звуковоспроизводящую аппаратуру - звук то начинал перемещаться
от колонки к колонке, то вибрировать, то волнообразно нарастать, или, наоборот, гаснуть.
В принципе, если оценивать ее с точки зрения составляющих, музыка Оливерос
проста и незамысловата. Но именно с точки зрения составляющих оценка - дело
бессмысленное. Технология "углубленного слушания" предполагает, что слушатель
проживает каждую звучащую ноту. А композиция течет, как река, как
жизнь, - спокойно и неотвратимо приближаясь к тишине.
Я не помню, когда и как закончился концерт. В какой-то момент в клубе вдруг
стало светло и тихо, люди куда-то делись. Но в голове продолжала
разворачиваться успешно
имплантированная в мое сознание мелодия...
1813 – В Лейпциге родился Вильгельм Рихард Вагнер - композитор, создатель цикла опер на сюжет германской мифологии, драматург и автор либретто своих опер, музыковед, философ и революционер »»
2003 – В 2003 году сэру Полу Маккартни вручили диплом почетного профессора Петербургской консерватории. После этого события в сети появились карикатуры на битла "Профессор консерватории, не знающий нотной грамоты" »»
Charles AZNAVOUR (1924)
Al BROWN (1934)
Jerry RICKS (1940)
Bernie TAUPIN (1950)
David DUNN (1953)
Jerry DAMMERS (1954)
Mary BLACK (1955)
MORRISSEY (1959)
Юрий ЦАЛЕР (1973)