Четвертый день фестиваля "Длинные руки" был отдан тому, что сами организаторы назвали "Новой академической музыкой": заслуженный авангардист, организатор фестивалей "Альтернатива" Алексей Любимов вместе с собранным специально к этому случаю альтистом Михаилом Березницким струнным квартетом исполнял сочинения Александра Кнайфеля, Александра Рабиновича, Павла Карманова, Владимира Мартынова и Алексея Айги.
Название "Новая академическая музыка" - не самое точное. "Новая" - это понятно: авторы всех исполненных опусов, слава Богу живы-здоровы и почти все присутствовали в зале; определение "музыка" тоже сомнений не вызывает (пожалуй, кроме сочинения Мартынова, выходящего за собственно музыкальные рамки); но что значит - "академическая"? То, что звучали деревянные струнные и рояль? Но их давно освоили и джазмены, и рокеры, и эстрадники. Строгость антуража? Но никто из музыкантов, мягко говоря, не облачился во фрак или концертное платье, да и атмосфера в зале была самая непринужденная. Наконец, стилистическая выдержанность самих сочинений? Тут-то академизмом пахло меньше всего!
Первое исполненное произведение, которое сам автор - петербуржец Александр Кнайфель - назвал (в вольном переводе с французского) "Три взора", написано на стихи Тютчева. Но эти стихи не поются и не читаются: музыкант должен проговаривать текст про себя во время исполнения и выражать эмоции в музыке. Трудно сказать, следовал ли сам Алексей Любимов этому указанию (представляя пьесу, он затруднился процитировать хоть несколько строк), но, видимо, со стихами Тютчева он всё-таки хорошо знаком: напряженные медитации поэта-философа оказались хорошо выражены в минималистической музыке питерского авангардиста, полной пауз и одиноких нот. Кстати сказать, Александр Кнайфель - не такой уж витающий в эмпиреях философ от музыки: в 1971 году он сочинил "Языческий рок" для хора басов, ударных и инструментальной рок-группы - то есть натуральный "наш ответ" знаменитому "Концерту для рок-группы с оркестром" Deep Purple. Мало того: он - автор сочинения под названием "Argumentum de jure, письмо Владимира Ленина членам ЦК для 12 (!!! - МВ) хоров". Причем написал он его не в 90-е, когда Ленина за бороду дергали все кому не лень, а 1969 году, когда на такие авангардистские штучки могли посмотреть очень и очень косо. Так что "академическим композитором" Кнайфеля можно назвать с большой натяжкой.
С именем живущего на западе Александра Рабиновича (Рабиновича-Бараковского) связан один из самых громких "консерваторских " скандалов последних лет. Пришедшая на концерт статусной пианистки Марты Аргерих (Martha Argerich) почтенная публика не врубилась, когда партнер и бывший муж звезды Рабинович стал в качестве "разогрева" исполнять свой минималистический опус, построенный на "репетитивной технике", то есть, попросту говоря, на бесконечном повторении одной и той же музыкальной фразы с небольшими изменениями, и принялась свистеть и шикать, пока дирижер не швырнул свою палочку и не ушел со сцены. Ни кто иной, как Алексей Любимов вышел тогда на сцену и громко заявил публике: "Сами выставили себя идиотами"!, что было совершеннейшей правдой. В "Доме", конечно, ничего подобно произойти не могло. Наоборот, части искушенных зрителей сочинение Рабиновича, умело сочетающее эту самую "репетитивную технику" с романтической эмоциональностью, показалось слишком уж слащавым и "голливудским" - особенно после напряженной музыки Кнайфеля. И звучащая вместо рояля челеста этому только способствовала.
"А теперь, - с юмором заявил Любимов, когда отзвенела нежная челеста, - от авангарда перейдем к настоящей классике новой музыки: Павел Карманов, "Форель-квинтет". Юмор здесь заключался в том, что по возрасту "классик" годится в ученики "авангардистам". Но это не мешает "Форель-квинтету" действительно быть если не классическим, то уж точно культовым. Карманов взял навязшую в зубах тему одноименного сочинения Шуберта и соткал на его основе плотное и пестрое музыкальное полотно с прямо-таки джазовым свингом, если не с рoковым драйвом. "Парадное" исполнение этой пьесы сопровождается обычно жаркой этой самой пойманной в постмодернисткие сети форели на сковородке, стоящей на плиточке прямо посреди музыкантов, но на сей раз обошлось воспроизведением записи звука шипящей сковородки.
Второе отделение началось с центрального сочинения концерта: "Смерти дикого воина" Владимира Мартынова на стихи Даниила Хармса. Как теоретик, Мартынов, как известно, отличается крайним радикализмом: проповедует "конец эпохи композиторов" и неизбежный возврат к пониманию музыки как архаического ритуала, в который непременно должны быть вовлечены все присутствующие. "Смерть дикого воина" наглядно эти утверждения иллюстрирует. Струнный квартет расширился до квинтета, а пианист взял в руки барабанную палочку и стал, отбивая ею как метрономом такт на крышке рояля, декламировать странные стихи Хармса: "Часы стучат, часы стучат, летит над миром пыль...", причем квинтет несколько раз повторял вслед за ним каждую строфу. Но когда наконец музыканты взялись за смычки и клавиши, музыка, во-первых, обнаружила сильное родство с барочной, а во-вторых, все-таки доказала: пока существует такие яркие творцы, как Мартынов, говорить о "конце эпохи композиторов" явно преждевременно. Недаром закончилась пьеса ритуальным бормотанием: "умер человек - родился воин... умер человек - родился воин..."
Завершился концерт переложениями для струнного квартета с фортепиано трех пьес Алексея Айги. После сумрачных ритуалов Мартынова его хорошо узнаваемая, живая и бодрая, в меру минималистическая, в меру пост-роковая музыка оказалась как нельзя кстати.
Современные джазовые критики, устав спорить о том, что считать джазом, а что не джазом, сошлись на термине "Новая импровизированная музыка" - и под это определение, действительно, может попасть и зорновский хэви-фри-джаз, и альперинско-старостинский нео-фолк. Видимо, пора вводить и шире применять термин "новая компонированная музыка" - потому что кроме того обстоятельства, что ее играют по написанным композитором нотам, больше ничего общего в представленных в "Доме" сочинениях не было.
1988 – Вячеслав Бутусов распускает «золотой» состав группы «Наутилус Помпилиус» »»
Ennio MORRICONE (1928)
George "Mojo" BUFORD (1929)
Hubert LAWS (1939)
Greg LAKE (1947)
Midge URE (1953)
Warren G. (1971)
Максим МЕЛЬМАН (1977)