Есть люди, чье искусство категорически не терпит логического раскладывания по полочкам - что, зачем, почему, откуда взялось это и зачем нужно то? Единственно возможный и правильный способ восприятия - постараться максимально настроиться на волну, плыть по ее течению и "включить" подсознание, которое само выведет на нужное ощущение перфоманса.
Действа, представляемые Петром Мамоновым на театральной сцене, относятся как раз к таким - это и спектакль, и концерт, и медитация, и транс, и юмор, и страх, и катарсис.
О Мамонове написаны тонны статей, его препарировали со всех возможных точек зрения, его творчество анализировали - ругали, хвалили, восхищались, удивлялись. Его обессмертили при жизни, возвели в иконы одни и поставили в официальный игнор другие. Его спектакли кем-то считаются проявлением очевидной гениальности, а кем-то - столь же очевидной профанацией. И ясно одно - о феномене Мамонова необходимо составить только собственное мнение. Два осенних представления в Театре Эстрады как раз предоставят такую возможность.
Моноспектакль "Шоколадный Пушкин", в котором Мамонов выступает как актер,
режиссер и художник, публика впервые увидела в 2001 году. С тех пор спектакль
стал легендой, и тем, кто еще не видел, предоставляется последний шанс
познакомиться с этим парадоксальным и талантливым сценическим произведением.
Не Пушкин и тем более не шоколад являются героями спектакля. Название, как
много позднее премьеры признался автор, возникло от американского выражения
"Шоколадный Элвис", которое любили использовать негритянские музыканты. А здесь
только Мамонов - единый и многоликий - держит зрителя. Исполняя "Шоколадного
Пушкина", он разворачивает перед зрителем вереницу образов, изображая то
одинокого человека, ищущего любви в пустом и холодном мире, то безумного
писателя, пытающегося сотворить шедевр, то преуспевающего бизнесмена,
потерявшего покой. Поет а капелла, пытается перекричать звучащего со старой
пластинки тенора, играет смычком на электрогитаре и читает белый стих под
монотонный бит. Это не творческий вечер и не концерт, и тем более не
классический спектакль - это непрерывный перфоманс, в котором даже паузы между
номерами кажутся частью действия и многоуровнего замысла автора.
Театральный опыт Мамонова длится уже второе десятилетие, и именно "Шоколадный
Пушкин" стал моментом переломным - тогда Мамонов впервые вышел на абсолютно
пустую сцену один и погрузил зал в причудливый мир собственных реприз, текстов,
переживаний, стихов и безусловного шаманства. Здесь нашли выход и эксперименты
Петра Николаевича с прозой - все произносимые тексты принадлежат, конечно,
перу Мамонова. "Шоколадный Пушкин" представляет собой энергетический посыл
огромной силы: казалось бы, никак не связанные куски текста, гротескные номера,
стихи, гримасы, исполнение песен под гитару, смешное и страшное одновременно...
"Мыши, Мальчик Кай и Снежная Королева" - получивший высочайшее признание
критики, зрителей и коллег рок-балет: так по авторской классификации
определяется представление. Лидер коллектива Звуки Му, делающий ни на
что не похожую музыку, актер ("Игла", "Такси-блюз", "Время печали еще не
пришло", "Нога", "Анна Карамазофф" - самые неоднозначные картины 80-90-х годов)
и режиссер сделал очередной прыжок в мир экспрессии и чувственных образов,
никак не укладывающихся в рамки привычного обывателю "театра".
"Мыши - это мысли, которые в голове. Многочисленные коты их едят", - так
говорит Мамонов и начинает вытаскивать этих мышей, как кроликов из шляпы
фокусника. Герои "Мышей..." Мальчик Кай, Яйцо и Снежная королева - персонажи
странные. Переложение сказки Андерсена глазами авторов Марины Потаповой, Сергея
Любавина и, конечно, Петра Мамонова идет через формальную призму мальчика Кая
(Алексей Подольский). Арт-группа "Слепые" задействована в остальных ролях, а
хореографом и исполнительницей роли Снежной Королевы является Анна Кузнецова.
И, разумеется, главное действующее лицо сам Петр Николаевич - актер, музыкант,
конферансье и цементирующий элемент спектакля. Оформлен спектакль музыкой
Мамонова, основу саундтрека составляют два альбома - "Мыши-2002" и
"Зелененький". И каждая песня является не только фоном для той или иной
мизансцены, но полноправной участницей представления. Произведения Мамонова,
вошедшие на эти две пластинки, пронизаны классической сказкой - или наоборот,
классическая детская сказка про "ВЕЧНОСТЬ" пронизана творчеством Петра
Николаевича - его пением и пластикой. Зритель отправляется в полуторочасовое
путешествие из себя и вглубь себя, в поисках смысла существования в данную
секунду и в глазах бесконечности - вместе с не-мальчиком, но солидным мужем
Каем, парадоксальной Снежной Королевой на лыжах, Человеком-яйцом и Мамоновым.
Уходя от повседневности, получая очень необычные впечатления - то, зачем люди и
ходят в театр.
легендарные спектакли Петра Мамонова
в Московском Театре Эстрады
19 октября
ШОКОЛАДНЫЙ ПУШКИН - последнее представление
20 октября
МЫШИ, МАЛЬЧИК КАЙ И СНЕЖНАЯ КОРОЛЕВА
Начало в 19.00
Дата рождения:
14 апреля 1951
1967 – В 1967 году в американский кинопрокат вышел сатирический антимилитаристский фильм "Как я выиграл войну". Примечательна картина тем, что в ней состоялся дебют Джона Леннона в игровом кино. В процессе съёмок Леннон начал писать свой знаменитый пацифистский гимн "Strawberry Fields Forever" »»
Jah JERRY (1921)
Roy WOOD (1946)
Minnie RIPERTON (1947)
Bonnie RAITT (1949)
Gerald ALSTON (1951)
Porl THOMPSON (1957)
Don BYRON (1958)
Алексей КОЛОСОВ (1958)
Павел МОЛЧАНОВ (1964)