DIO - признанный голос тяжелого рока. На протяжении своей карьеры он принял участие во множестве легендарных проектов, выступал и записывался со монгими музыкантами. Мы собрали мнения многих из тех, кому доводилось работать с Дио, чтобы помочь вам составить впечатление об этом незаурядном музыканте...
"Мое участие в записи первого альбома Elf было результатом прослушивания, на которое мы вместе с Яном Пейсом (Jan Paice) пришли вместе с людьми из CBS, - вспоминает Роджер Гловер (Roger Glover), - Первое, что мне бросилось в глаза, когда мы переступили порог студии, было то, что все музыканты этой группы были очень маленького роста и у каждого из них был очень длинный хайр. Мы с Пейсом переглянулись: "Черт возьми, это еще кто такие?" Но когда ребята начали играть, из колонок полился потрясающий рок-н-ролл. А их певец был просто великолепен - это был Ронни Дио (Ronnie James Dio). Я сразу же захотел продюсировать их альбом!"
Однако Elf не суждено было стать суперзвездами рока. А Роджер Гловер в
очередной раз остался без точки приложения сил по вине друга-соперника Ричи
Блэкмора (Ritchie Blackmore). Уйдя вслед за Роджером из Deep
Purple, хитрец Ричи взял "эльфов" под крылышко, войдя в состав группы на
правах соло-гитариста. Впоследствии группа была переименована в Rainbow,
а ко второму альбому из состава повылетали все, кроме самого Дио. Альбом
"Rising" (1976) оказался шедевром, и такие номера, как "Tarot Woman",
"Run To The Wolf" и "Stargaser" ныне признаны бесспорной классикой
рока. Однако уволенным накануне мирового успеха музыкантам такое
попустительство былого коллеги, понятное дело, по душе не пришлось. Ударник Гэри
Дрисколл (Gary Driscoll) говорил: "Он нас просто кинул. Ронни из тех людей,
что взбираются наверх по головам ближних..."
Разумеется, и сам Ронни вскоре
понял, как с ниим обошлись, и решил, что в эту игру можно играть и вдвоем.
Реакция закаленного в спорах Блэкмора не заставила себя долго ждать:
"Сначала он был тише воды и ниже травы. Но потом, освоившись, начал
показывать коготки. К счастью, я вовремя пресек все это..." Альбом "Long
Live Rock'N'Roll" (1978) стал последней записью Дио с Rainbow.
Надолго без работы Ронни не остался. Тем более, что официальная версия его
ухода из группы состояла отнюдь не в ссоре "двух капитанов", а в стремлении
группы завоевать американский рынок, для которого полные мистицизма песни
вокалиста вряд ли подходили.
Дело же происходило в 1979 году, в том самом,
когда из состава Black Sabbath вышел Оззи Осборн (John "Ozzy"
Osbourne), то ли недовольный усложнявшейся с каждым альбомом музыкой
группы, то ли банально не успевавший за развитием музыкальной мысли
лидер-гитариста Тони Айоми (Tony Iommi). Интересно, что в этот момент
Тони тоже подумывал о том, чтобы начать сольную карьеру. Он предложил Дио
участвовать в этом проекте, но потом внезапно передумал и повторил предложение
уже от имени Black Sabbath. "Мы попробовали поиграть вместе, звучало
неплохо, так все и началось", - резюмирует Дио. Надо сказать, что за десять
лет музицирования технический уровень Black Sabbath ощутимо вырос, но скромные,
что уж греха таить, вокальные способности Оззи не давали музыкантам
развернуться в полную силу.
Неудивительно, что первый же альбом, записанный
группой с Ронни в качестве
вокалиста, "Heaven & Hell" (1980), произвел эффект разорвавшейся бомбы. Можно
сказать, что именно этот, вышедший на рубеже десятилетий, альбом в истории
современной музыки является пограничным столбом между хард-роком и хэви-метал.
В частности, совершенно очевидно влияние заглавного номера альбома на ранние
номера нашей Арии вроде "Волонтера". Влияние этого эпического
номера на хэви-метал ощущается до сих пор. "В припеве моей песни "From The
Cradle Yo He Grave" есть фраза "that blind my eyes and steal my dreams", -
рассказывает Питер Вагнер (Peter Wagner), басист Rage, -
Только потом мне пришло в голову, что нечто подобное было у Black Sabbath в
"Heaven & Hell"...". Песни "Neon Knights", "Children Of The Sea" и
"Lady Evil" ничуть не уступали хитам Ронни периода Rainbow, а по мнению
многих, даже превосходили их. Продюсера этой записи Мартина Берча (Martin
Birch) в грядущем десятилетии ждала долгая и плодотворная работа с Iron
Maiden, а сам Дио на долгие годы стал ролевой моделью для начинающих хэви-вокалистов.
"У Оззи была словно какая-то граница, за которую он не мог переступить,
- рассказывает Тони Айоми, - Мы предлагали ему идею за идеей, но он часто
терялся, потому что у него была устоявшаяся манера пения, а нам приходилось
подбирать к ней соответсвующее звучание своих инструментов. Когда же пришел
Ронни, появилась возможность сыграть партию на гитаре и посмотреть, как он
сможет подобрать к ней вокал".
Увы, уже к следующему альбому "Mob Rules" выяснилось, что основатели
команды и вытащивший ее на принципиально новый уровень новобранец постепенно
переходят в состояние взаимного непонимания, и их работа становится суммой
векторов совместного приложения сил лебедя, рака и щуки. Терри "Гизер" Батлер
(Terry "GZR" Butler) вспоминает: "Этот маленький Гитлер все время
пытался учить нас, как и что нам надо играть - это было невыносимо!"
Следует, правда, заметить, что некоторые басовые партии на "Mob Rules" Гизеру
давались тяжело, и кое-где за него на записи играл Крейг Грубер (Craig
Gruber) - коллега Ронни еще из эпохи Elf. "Их стало беспокоить то, что я
стал более яркой личностью, чем они", - без ложной скромности считает
Дио.
Окончательно работа застопорилась на стадии сведения альбома. Тони сделал свой
вариант микширования, Ронни - свой. Совместить не получалось, сойтись на
каком-то одном - тоже. Дио махнул рукой и сошел на берег, прихватив с собой
нового ударника группы Винни Эппайса (Vinnie Appice), с которым и начал
собирать новую группу. Визитной карточкой этого состава стала песня "Holy
Diver", в середине 90-х получившая новое рождение в репертуаре норвежской
прогрессив-фолковой группы Otug.
Очень скоро оказалось, что будучи у руля, Дио, как и Его Непредсказуемость Ричи Блэкмор, мягко говоря, тоже не подарок, а грубо выражаясь, ровно настолько же невыносим. Выдержавший с ним три года в одной упряжке гитарист Вивиан Кэмпбелл (Vivian Butler) вскоре предпочел спокойную размеренную работу в составе Def Leppard: "Я считаю себя закаленным во всех отношениях бойцом - ведь я прошел школу Ронни Дио. Он буквально всюду совал свой нос и не оставлял без комментариев малейшие детали. Подобный контроль-опека раздражал и нервировал меня..." Что поделать - у неистового Эльфа всегда был свой, твердый, как сталь, взгляд на то, что и как надо делать. Крейга Голди (Craig Goldy) не хватило и на такой срок. Лишь третий по счету гитарист группы, Роуэн Робертсон (Rowan Robertson) пришелся ему по душе. Державшимся в группе с момента основания Эппайсу и басисту Джимми Бэйну (Jimmy Bain) тут же стало ясно, что сразу два упертых маньяка в одной команде - это череcчур. "Когда вслед за Ронни нас начал доставать этот сопляк (Робертсон), а Дио не одернул его ни разу, мы взорвались и ушли", - рассказывал Бэйн. "Ронни научил меня очень многому, - признает Робертсон, - Или я сам научился этому у него. Среди прочего, это умение добиваться своего любым путем, даже переступая через близких людей..."
Однако как бы ни относились коллеги-музыканты к Дио как к человеку,
Дио-музыкант в их устах ничего, кроме безграничного уважения, не заслуживает.
"Ронни, как никто другой, владеет правильной техникой дыхания. Во время
совместного турне с Дио показал мне несколько дыхательных упражнений, и теперь
я могу справиться с простудой, не отменяя концерта, - рассказывает Дон
Доккен (Don Dokken), - Благодаря работе с Дио я также понял, как
тесно связаны между собой вокал и психологическое состояние музыканта. Раньше,
если я начинал петь, не сконцентрировавшись, легко могли появиться хрипы, голос
начинал дрожать. Дио научил меня правильному психологическому настрою перед концертом..."
В 90-х, после краткого возвращения в Black Sabbath, Ронни на некоторое время
пропал из виду. Со времени записаного с "шабашниками" альбома
"Dehumanizer" прошли долгие годы. Очередной сольник "Angry
Machines", равно как и последовавший за ним концертник "Inferno" не
произвели особого впечатления ни на кого, кроме посетителей "Олимпийского" в
1999 году. Поклонников можно понять: они ждали долго. В том же 1999 году силами
групп Primal Fear, Gamma Ray, Stratovarius, Blind Guardian и Grave
Digger был выпущен "tribute to the voice of metal", и казалось, что
история легендарного Эльфа подошла к концу, коли под ней ваяется столь
внушительное послесловие.
Однако в 2002 году группа Ронни, в составе которой вновь очутились Джимми Бэйн
и Крейг Голди, раскачалась на новый диск, названный "Killing The
Dragon". Альбом получился тяжеловатый и громоздкий, а вот последовавшее по
его следам турне было выше всяких похвал. 10 июля 2004 года Эльфа и его команду
можно было вновь лицезреть на концерте в Москве. Правда, на смену
преследовавшим группу проблемам с гитаристами началась чехарда с
басистами.
Бэйна вскоре сменил Джефф Пилсон (Jeff Pillson), убежавший из Dokken. С
ним был записан новый альбом "Master Of Moon" (2004).
Сейчас место
бас-гитариста в группе занимает небезызвестный Руди Сарзо (Rudy Sarzo).
А сам Дио и по сей день в отличной форме: размах его нынешнего
гастрольного тура весьма и весьма впечатляет. Один лишь российский отрезок
турне
способен вызвать восторг отечественных меломанов. В течении сентября группа
Ронни намерена проехаться по стране от Хабаровска до Петрограда, после чего
удалится в Европу через Украину и Беларусь. В Москве музыканты появятся 23
сентября. Не исключено, что через сутки после шоу в стенах ДК им. Горбунова
группа отыграет и более камерный по характеру концерт в стенах "Б2".
Ронни Джеймс Дио (хороший, плохой, злой - не важно) - это, бесспорно, наше все. Влияние его на мировую школу рок-вокала трудно преоценить.
Antonio Carlos JOBIM (1927)
Benny GOLSON (1929)
Владимир ВЫСОЦКИЙ (1938)
Etta JAMES (1938)
Вячеслав ДОБРЫНИН (1946)
Andy COX (1956)
Ricardo CONFESSORI (1969)
Alicia KEYS (1981)