Второй день фестиваля "Нашествие" в этом году был отмечен высадкой на Северную сцену настоящего "Питерского десанта", организованного по инициативе хэдлайнера этого дня - группы ДДТ. В составе 'десанта', помимо десятка молодых и не всем известных питерских команд альтернативного толка, совершенно неожиданно для многих оказался и проект Рок-механика Александра Ляпина, известного как гитарист "классического" состава Аквариума, одно время работавшего в ДДТ и записавшего 7 дисков в составе Поп-механики, и даже устраивавшего мастер-класс в Ливерпульском институте исполнительских искусств по личному приглашению Пола Маккартни (Paul McCartney). Естественно, что я не упустила возможность пообщаться с заслуженным музыкантом, дабы разузнать его мнение о фестивале:
Звуки.Ru: - Саш, ты один из немногих здесь, кому доводилось бывать на больших западных фестивалях, и поэтому тебе есть с чем сравнивать...
Ляпин - О да! Не далее как год назад в Далласе 4-го июня я посетил
фестиваль гитарной музыки Crossroads, который проводил Эрик Клэптон
(Eric Clapton). Я был там, со многими общался и неожиданно для себя
открыл, что гитарная музыка очень популярна во всем мире. Поэтому тот проект,
который я начал делать там и представляю его здесь, тоже гитарный, в основном.
Ну, а какому инструменту мне еще служить? (смеется)
Если же сравнить тот фестиваль и этот, то могу сказать, что размах у них
примерно одинаковый. Что касается технических вопросов, если судить с уровня
любителя, - звук хороший, народу хорошо, мне тоже. Но нужно ставить три сцены,
как на том фестивале и на других аналогичных: одна работает, на другой
готовится следующий исполнитель, а третья вообще стояла на всякий случай - мало
ли что случится... Это давало возможность очень оперативно меняться
исполнителям - люди не успевали расслабляться, все шло сплошным потоком,
выступление за выступлением - все интересные, насыщенные... То есть не терялась
динамика концерта, и люди сами выбирали, где им отдыхать, а где нет. Вот это я
мог бы высказать как пожелание организаторам "Нашествия". Мне кажется, так было
бы гораздо интереснее, чем три отдельно друг от друга существующие сцены.
Звуки.Ru: - Мне показалось, что нынешняя система была несправедлива к
группам, которые выступали на Северной и Южной сценах во время сетов, например,
ЧАЙФов или ДДТ, собравших максимум зрителей...
Ляпин - Возможно, да. Но, черт его знает, там на альтернативных
сценах тоже играли малоизвестные группы и, скажем, те, которым предоставлялась
возможность духовного роста... (смеется). А основные две сцены были
задействованы с 12 дня до часу ночи всеми подряд! Я считаю, что все интересные
группы, даже малоизвестные, должны выступать на одной сцене. Но каков критерий
отбора? Здесь нет никакой комиссии - кто отбирает, кто решает? Если там был
Эрик Клэптон, человек с достаточно высоким музыкальным вкусом и заслугами, то,
кто определяет здесь - непонятно, поэтому, возможно, и происходит некоторая
мешанина... Должен быть какой-то более упорядоченный критерий оценки тех, кто
будет выступать на главной сцене. Но почему бы не засадить вместе Алису
и всех тех "альтернативщиков", что выступали на Северной сцене? Я понимаю, что
каждый день должен завершать какой-то хэдлайнер, но я бы запускал всех на одной
(в смысле двух рядом стоящих) сценах подряд - это было бы более правильно, на
мой взгляд.
Я вообще, честно говоря, никогда особо не понимал понятие "альтернатива" в
таком направлении и образе жизни как искусство - каждый делает его так, как
считает нужным. А что кому альтернатива - это придумывают критики и те, кому не
удалось стать музыкантами самим. Кто может быть альтернативой Королю и
Шуту или ДДТ? Они каждый делают свое дело, и делают его хорошо! Просто
кто-то делает свое дело по-другому, и какая разница, где выступать? Мне,
например, все равно, где выступать, лишь бы людям было кайфово от этого.
Звуки.Ru: - По сути, получается, что те молодые группы, которые должны получить некий толчок в своем развитии после такого фестиваля, расширить свою аудиторию, по большому счету, оказываются в тени тех хэдлайнеров, что выступают одновременно с ними, но на Главной сцене?
Ляпин - Да, это не очень хорошо, потому что зрители отвлекаются на известность и не могут нормально посмотреть и объективно оценить какую-то молодую, интересную команду - мне кажется, что надо это все в одну обойму засаживать.
Звуки.Ru: -- Если же говорить о Рок-механике, то, как я понимаю, в связи с тем, что вас "засадили в обойму "Питерского десанта" на Северную сцену, вы здесь лишились одной непременной составляющей ваших выступлений - видеоряда?
Ляпин - У нас есть хорошее
качественное видео, которое, в принципе,
является одной из основных технических концепций нашего проекта -
синхронизация, соединение, частичное вынесение студии звукозаписи на сцену с
помощью компьютерной техники, мультитрека плюс синхронный видеоклип,
показываемый на экране, замешанный со съемками вживую. Мы не можем, к
сожалению, показать эту технологию на той сцене, потому что она технически не
готова к тому, что мы привезли с собой. Поэтому, конечно, только из этих
соображения я бы с удовольствием выступил с ребятами на большой сцене, где есть
экран. Здесь бы люди получили 100-процентную Рок-механику! Ну, а там экранов
нет, будет только музыка - какая разница? Мы готовы к этому фестивалю, а если
организаторы не совсем, то это не наши проблемы! Мы с радостью и честно сделаем
свое дело и без видео...
Звуки.Ru: -- Вашу музыку ведь не крутят по "Нашему радио"?
Ляпин - Теперь, наверное, закрутят! (улыбается) Это ведь тоже "наша" музыка, хоть она и международная, не такая патриотическая, настоящая российская - просто она принадлежит не только русскому народу, а вообще всем людям, которые любят музыку. У нас есть песни и на русском, есть просто инструментальная музыка, есть песни на хинди, на английском - почему нет? Какой характер музыки, такой и придумывается текст и такая идея - это все сочетание, оно работает, как показала практика нашего существования. Мое, например, радио - я слушаю все, что интересно! Я слушаю и "Наше", и интернет-радио "World Music", и американский джаз по радио из Сан-Франциско через Интернет - мне это все интересно! И только так можно объективно составить какую-то картину происходящего в мировой музыке и сделать выводы, что нужно для моей страны позаимствовать, что можно отсюда дать туда, потому что у нас ведь народ не менее талантлив, в какой-то степени даже более талантлив. Я думаю, что "Наше радио" станет и "нашим" тоже. (смеется)
Звуки.Ru: -- Состав Рок-механики часто варьируется, в каком составе вы приехали на "Нашествие"?
Ляпин - С нами нет сейчас Андрея Муратова, который в Германии.
Сегодня у нас такой "малый состав": Андрей Юрьевич Васильев
(Худой - бывший
гитарист ДДТ), я, Эми Петерс - наша американская певица и рэпперша. Еще
к нам
совершенно неожиданно присоединился и будет теперь постоянно новый солист -
Евгений Губерман, проживший лет пятнадцать в Голландии и игравший одновременно
где-то с 10-15-ю коллективами. А мы с ним когда-то познакомились, вместе играли
много лет в Аквариуме, потом он уехал, потом и я: И пока я был в Штатах два
года, мы с ним переписывались, я ему рассказывал про этот свой проект, который
собрался везти в Россию для своего народа, мы договорились встретиться - и вот
сейчас он с нами! Так мы постепенно соединяем технологии компьютерные с живыми
музыкантами, и это успешно работает вместе: сегодняшняя наша "звезда" - это
Женя Губерман! К сожалению, нет с нами Сергея Воронова, у которого сегодня
концерт в другом месте, где без него не могут обойтись. А так, он был бы с
нами, конечно - я Сережку всегда с радостью зову!
Звуки.Ru: - Знаешь, случается и так, что музыканты отказываются играть на фестивалях типа "Нашествия" в силу не только занятости на других концертах... Где, например, Дмитрий Дибров - непременный участкник ваших московских выступлений?
Ляпин - Димка сегодня не с нами. Мы всегда ему рады, конечно, но он от таких выступлений почему-то уходит,.. Какое-то странное было мнение, что Диброву это не нужно - так предположил директор "Молодой гвардии", где мы какое-то время работали. Я не знаю, честно говоря... Я считаю, что ездить нужно всюду! Кто-то может снобливо задрать нос и сказать: "Это не мое", - но я такого никогда себе не позволю, потому что я люблю и уважаю людей, для которых играю! А когда ты делаешь выбор, играть тебе в казино, где люди сидят, пьют, и плевать им на то, что и как для них делает МУЗЫКАНТ, или же играть на фестивале, где люди, которые , в общем-то тоже пьют, но зато оценят по достоинству именно творчество... вот тогда ты и делаешь то, за что тебя и любят и ценят в конечном итоге. Надо играть! Нужно быть более демократичным, а не отпихиваться от людей, которые тебя любят и которые тебя сделали фактически своей любовью! Я считаю, что меня там, Гребенщикова, Шевчука, Диброва того же люди сделали, а не они себя сами, и для этих людей и надо работать, а не отрекаться от них!
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)