Второй день фестиваля "Нашествие" в этом году был отмечен высадкой на Северную сцену настоящего "Питерского десанта", организованного по инициативе хэдлайнера этого дня - группы ДДТ. В составе 'десанта', помимо десятка молодых и не всем известных питерских команд альтернативного толка, совершенно неожиданно для многих оказался и проект Рок-механика Александра Ляпина, известного как гитарист "классического" состава Аквариума, одно время работавшего в ДДТ и записавшего 7 дисков в составе Поп-механики, и даже устраивавшего мастер-класс в Ливерпульском институте исполнительских искусств по личному приглашению Пола Маккартни (Paul McCartney). Естественно, что я не упустила возможность пообщаться с заслуженным музыкантом, дабы разузнать его мнение о фестивале:
Звуки.Ru: - Саш, ты один из немногих здесь, кому доводилось бывать на больших западных фестивалях, и поэтому тебе есть с чем сравнивать...
Ляпин - О да! Не далее как год назад в Далласе 4-го июня я посетил
фестиваль гитарной музыки Crossroads, который проводил Эрик Клэптон
(Eric Clapton). Я был там, со многими общался и неожиданно для себя
открыл, что гитарная музыка очень популярна во всем мире. Поэтому тот проект,
который я начал делать там и представляю его здесь, тоже гитарный, в основном.
Ну, а какому инструменту мне еще служить? (смеется)
Если же сравнить тот фестиваль и этот, то могу сказать, что размах у них
примерно одинаковый. Что касается технических вопросов, если судить с уровня
любителя, - звук хороший, народу хорошо, мне тоже. Но нужно ставить три сцены,
как на том фестивале и на других аналогичных: одна работает, на другой
готовится следующий исполнитель, а третья вообще стояла на всякий случай - мало
ли что случится... Это давало возможность очень оперативно меняться
исполнителям - люди не успевали расслабляться, все шло сплошным потоком,
выступление за выступлением - все интересные, насыщенные... То есть не терялась
динамика концерта, и люди сами выбирали, где им отдыхать, а где нет. Вот это я
мог бы высказать как пожелание организаторам "Нашествия". Мне кажется, так было
бы гораздо интереснее, чем три отдельно друг от друга существующие сцены.
Звуки.Ru: - Мне показалось, что нынешняя система была несправедлива к группам, которые выступали на Северной и Южной сценах во время сетов, например, ЧАЙФов или ДДТ, собравших максимум зрителей...
Ляпин - Возможно, да. Но, черт его знает, там на альтернативных
сценах тоже играли малоизвестные группы и, скажем, те, которым предоставлялась
возможность духовного роста... (смеется). А основные две сцены были
задействованы с 12 дня до часу ночи всеми подряд! Я считаю, что все интересные
группы, даже малоизвестные, должны выступать на одной сцене. Но каков критерий
отбора? Здесь нет никакой комиссии - кто отбирает, кто решает? Если там был
Эрик Клэптон, человек с достаточно высоким музыкальным вкусом и заслугами, то,
кто определяет здесь - непонятно, поэтому, возможно, и происходит некоторая
мешанина... Должен быть какой-то более упорядоченный критерий оценки тех, кто
будет выступать на главной сцене. Но почему бы не засадить вместе Алису
и всех тех "альтернативщиков", что выступали на Северной сцене? Я понимаю, что
каждый день должен завершать какой-то хэдлайнер, но я бы запускал всех на одной
(в смысле двух рядом стоящих) сценах подряд - это было бы более правильно, на
мой взгляд.
Я вообще, честно говоря, никогда особо не понимал понятие "альтернатива" в
таком направлении и образе жизни как искусство - каждый делает его так, как
считает нужным. А что кому альтернатива - это придумывают критики и те, кому не
удалось стать музыкантами самим. Кто может быть альтернативой Королю и
Шуту или ДДТ? Они каждый делают свое дело, и делают его хорошо! Просто
кто-то делает свое дело по-другому, и какая разница, где выступать? Мне,
например, все равно, где выступать, лишь бы людям было кайфово от этого.
Звуки.Ru: - По сути, получается, что те молодые группы, которые должны получить некий толчок в своем развитии после такого фестиваля, расширить свою аудиторию, по большому счету, оказываются в тени тех хэдлайнеров, что выступают одновременно с ними, но на Главной сцене?
Ляпин - Да, это не очень хорошо, потому что зрители отвлекаются на известность и не могут нормально посмотреть и объективно оценить какую-то молодую, интересную команду - мне кажется, что надо это все в одну обойму засаживать.
Звуки.Ru: -- Если же говорить о Рок-механике, то, как я понимаю, в связи с тем, что вас "засадили в обойму "Питерского десанта" на Северную сцену, вы здесь лишились одной непременной составляющей ваших выступлений - видеоряда?
Ляпин - У нас есть хорошее качественное видео, которое, в принципе, является одной из основных технических концепций нашего проекта - синхронизация, соединение, частичное вынесение студии звукозаписи на сцену с помощью компьютерной техники, мультитрека плюс синхронный видеоклип, показываемый на экране, замешанный со съемками вживую. Мы не можем, к сожалению, показать эту технологию на той сцене, потому что она технически не готова к тому, что мы привезли с собой. Поэтому, конечно, только из этих соображения я бы с удовольствием выступил с ребятами на большой сцене, где есть экран. Здесь бы люди получили 100-процентную Рок-механику! Ну, а там экранов нет, будет только музыка - какая разница? Мы готовы к этому фестивалю, а если организаторы не совсем, то это не наши проблемы! Мы с радостью и честно сделаем свое дело и без видео...
Звуки.Ru: -- Вашу музыку ведь не крутят по "Нашему радио"?
Ляпин - Теперь, наверное, закрутят! (улыбается) Это ведь тоже "наша" музыка, хоть она и международная, не такая патриотическая, настоящая российская - просто она принадлежит не только русскому народу, а вообще всем людям, которые любят музыку. У нас есть песни и на русском, есть просто инструментальная музыка, есть песни на хинди, на английском - почему нет? Какой характер музыки, такой и придумывается текст и такая идея - это все сочетание, оно работает, как показала практика нашего существования. Мое, например, радио - я слушаю все, что интересно! Я слушаю и "Наше", и интернет-радио "World Music", и американский джаз по радио из Сан-Франциско через Интернет - мне это все интересно! И только так можно объективно составить какую-то картину происходящего в мировой музыке и сделать выводы, что нужно для моей страны позаимствовать, что можно отсюда дать туда, потому что у нас ведь народ не менее талантлив, в какой-то степени даже более талантлив. Я думаю, что "Наше радио" станет и "нашим" тоже. (смеется)
Звуки.Ru: -- Состав Рок-механики часто варьируется, в каком составе вы приехали на "Нашествие"?
Ляпин - С нами нет сейчас Андрея Муратова, который в Германии. Сегодня у нас такой "малый состав": Андрей Юрьевич Васильев (Худой - бывший гитарист ДДТ), я, Эми Петерс - наша американская певица и рэпперша. Еще к нам совершенно неожиданно присоединился и будет теперь постоянно новый солист - Евгений Губерман, проживший лет пятнадцать в Голландии и игравший одновременно где-то с 10-15-ю коллективами. А мы с ним когда-то познакомились, вместе играли много лет в Аквариуме, потом он уехал, потом и я: И пока я был в Штатах два года, мы с ним переписывались, я ему рассказывал про этот свой проект, который собрался везти в Россию для своего народа, мы договорились встретиться - и вот сейчас он с нами! Так мы постепенно соединяем технологии компьютерные с живыми музыкантами, и это успешно работает вместе: сегодняшняя наша "звезда" - это Женя Губерман! К сожалению, нет с нами Сергея Воронова, у которого сегодня концерт в другом месте, где без него не могут обойтись. А так, он был бы с нами, конечно - я Сережку всегда с радостью зову!
Звуки.Ru: - Знаешь, случается и так, что музыканты отказываются играть на фестивалях типа "Нашествия" в силу не только занятости на других концертах... Где, например, Дмитрий Дибров - непременный участкник ваших московских выступлений?
Ляпин - Димка сегодня не с нами. Мы всегда ему рады, конечно, но он от таких выступлений почему-то уходит,.. Какое-то странное было мнение, что Диброву это не нужно - так предположил директор "Молодой гвардии", где мы какое-то время работали. Я не знаю, честно говоря... Я считаю, что ездить нужно всюду! Кто-то может снобливо задрать нос и сказать: "Это не мое", - но я такого никогда себе не позволю, потому что я люблю и уважаю людей, для которых играю! А когда ты делаешь выбор, играть тебе в казино, где люди сидят, пьют, и плевать им на то, что и как для них делает МУЗЫКАНТ, или же играть на фестивале, где люди, которые , в общем-то тоже пьют, но зато оценят по достоинству именно творчество... вот тогда ты и делаешь то, за что тебя и любят и ценят в конечном итоге. Надо играть! Нужно быть более демократичным, а не отпихиваться от людей, которые тебя любят и которые тебя сделали фактически своей любовью! Я считаю, что меня там, Гребенщикова, Шевчука, Диброва того же люди сделали, а не они себя сами, и для этих людей и надо работать, а не отрекаться от них!
1984 – Вышел благотворительный сингл «Do They Know It's Christmas?» - песня была записана супергруппой Band Aid, которую написал Боб Гелдоф для сбора средств в пользу голодающих в Эфиопии. Сингл стал самым быстро продаваемым в истории Англии - 1 млн.экз. только за первую неделю релиза »»
2001 – В Лос-Анжелесе на 58-м году жизни скончался Джордж Харрисон - гитарист The Beatles. Харрисон занимает 21 место в списке 100 величайших гитаристов всех времён »»
Ed BICKERT (1932)
John MAYALL (1933)
Tony COE (1934)
Chuck MANGIONE (1940)
Randy BRECKER (1945)
Roger (1951)
Duke LEVINE (1961)