Не секрет, что проходивший с 27 по 31 июля в Юрмале конкурс "Новая волна" был по сути конкурсом в квадрате. На нем соревновались не только молодые исполнители, но и два медиамагната - Константин Эрнст (Первый канал) и Игорь Крутой (АРС, Муз-ТВ). С тех пор, как год назад их дорожки разошлись, большинство громких событий в российском шоу-бизнесе напоминают ходы хитроумной шахматной партии. Кстати, одним из первых таких ходов стал отказ Первого канала транслировать "Новую волну-2004", учредителем и председателем которой был Игорь Крутой.
Затем была знаменитая дележка и закрепощение артистов, четкая фильтрация
музыкальных эфиров Первого канала, MTV и Муз-ТВ. Далее Муз-ТВ и MTV (канал,
находящийся в тесной связи с Первым) мерялись своими музыкальными премиями.
Наконец, настал черед конкурсов молодых исполнителей - поскольку "Новая волна"
осталась за Крутым, Первому каналу понадобилась альтернатива. Альтернативу
назвали "Пять звезд", провели в Сочи, запустили за три недели до "Новой волны", и таким
образом очередной раунд битвы магнатов начался.
Организаторы даже не особо скрывали это соперничество. Если "Новая волна" носила гордый статус международного конкурса, то "Пять звезд" сделали всероссийским и всячески подчеркивали, что именно такой, национальный конкурс нужен стране. Это, впрочем, не помешало включить в состав участников группу из Белоруссии, которая в итоге заняла третье место.
Не менее захватывающим стал выбор поля брани. Медийного поля. Для трансляции
"Пяти звезд" Первый канал объединился с "Россией" и MTV. А "Новая волна"
переехала на НТВ, но при этом активно анонсировалась на Муз-ТВ - в эфире канала
появилось шоу "Конкурсанты" и ежедневные дневники "Новой волны". Кроме того,
информационную поддержку сочинскому конкурсу оказывали "Русское радио" и
"Европа плюс", а юрмальскому - "Love-радио".
Наконец, одним из главных этапов соревнования между "Новой волной" и "Пятью
звездами" стало перетягивание Аллы Пугачевой. Присутствие Примадонны - это и
вопрос статуса конкурса, и гарантированное внимание многих зрителей, и просто
дело чести. Борьба за звезду закончилась неожиданно и забавно - Пугачева
согласилась приехать и в Сочи, и в Юрмалу. Правда, "Новой волне" звездного
внимания перепало значительно больше. Сама певица объясняет это давней дружбой
с Игорем Крутым и Раймондом Паулсом, но, как обычно, желтая пресса объясняет такое положение дел внушительным
гонораром, о котором ходит множество слухов. Как бы то ни было, в Сочи Пугачева
побыла совсем недолго - приехала она только на третий конкурсный день, когда
участники исполняли ее песни. По окончании тура певица вручила свой специальный
приз наиболее понравившейся ей конкурсантке Алене Высотской, спела вместе со
всеми участниками "Арлекино" и отправилась восвояси, не оставшись даже на
закрытие.
Другое дело - "Новая волна", которую Пугачева лично открывала и закрывала. Здесь певицу называли не иначе как музой "Новой волны". Муза, по видимости, должна была вдохновлять участников, поэтому каждый день начинался с ее напутственных слов и песен. Собственную премию Примадонна вручала и здесь, причем их было две - поощрительная и главная, премия "Алла". Интересно, что поощрительная премия (ее получил россиянин Николай Демидов) выражалась в медали с надписью "Достойному" - такую же получила Алена Высотская на "Пяти звездах". Тем самым сочинский спецприз был подспудно отодвинут на второй план и померк на фоне главного, юрмальского. Более того - на этом фоне померк даже гран-при "Новой волны". Ведь, как было объявлено заранее, приз победителю конкурса составил 35 000 долларов, а премия "Алла" - 50 000! Пугачева в очередной раз продемонстрировала, что именно она правит бал.
Разумеется, никого уже не удивило, что мнение певицы, как и предвещали анонсы, не совпало с мнением жюри. Если жюри выбрало победителем "Новой волны" латыша Интарса Бусулиса, то Пугачева свою премию отдала украинке Тине Кароль. И оказалась гораздо объективнее - судя по реакции зрителей, Тина им тоже понравилась больше. Что касается Бусулиса - нет ничего странного в том, что победителем назначают "хозяина поля", да еще и протеже председателя конкурса Раймонда Паулса. В конце концов, за четыре года существования "Новой волны" жюри конкурса успело зарекомендовать себя как предвзятое и тенденциозное, и с этим, похоже, все уже смирились. К тому же, еще неизвестно, кому повезло больше - обладателю первой премии или обладательнице приза Пугачевой.
И все-таки для многих главный вопрос был в другом - сумела ли "Новая волна-2005" затмить "Пять звезд"? Дать однозначный ответ не так просто. Казалось бы, все на стороне "Новой волны" - четырехлетний опыт, который помог более качественно и профессионально провести конкурс, активное участие Пугачевой, наконец, хорошо подготовленные участники, что особенно важно. Действительно, по уровню исполнения юрмальские конкурсанты были на голову выше сочинских, да и работалось им комфортнее благодаря хорошо отлаженному звуку (на конкурсе в Сочи халтура звукорежиссеров явно испортила выступления многих исполнителей). Но при всем при этом "Новая волна" вышла удручающе скучной и неинтересной, и в этом, пожалуй, ключевом моменте уступила новому конкурсу.
Да, многие участники "Пяти звезд" не имели такого профессионального вокального образования, как конкурсанты "Новой волны". Они часто фальшивили и не справлялись с концертными мониторами. Они не могли так красиво и правильно петь всемирно известные баллады. Но не стоит думать, что экспертный совет "Пяти звезд" просто не смог найти лучших вокалистов. Очевидно, при желании эксперты отобрали бы исполнителей уровня юрмальского конкурса. Просто это не было их целью. Экспертный совет и жюри "Пяти звезд" изначально позиционировался как тандем музыкантов, продюсеров и представителей СМИ. И если музыкантов вроде Ларисы Долиной интересовали вокальные данные, то продюсеры и медийщики руководствовались совсем другими соображениями. Они искали артистов, интересных зрителю. В списке сочинских лауреатов практически каждый при условии должной продюсерской поддержки может влиться в струю современного российского шоу-бизнеса - и хип-хоп-дуэт Сценакардия, и девичий поп-панк-бэнд Р@машки, и поп-рокеры F.P.S., и забавный ансамбль Дрозды, в котором балалайка и баян соседствуют с традиционной рок-секцией. Это - "медийные" исполнители, современные, нескучные и запоминающиеся.
Из лауреатов "Новой волны" дорожка в "большой" шоу-бизнес открыта разве что для Палины Гагариной, обладательницы третьей премии. Победительница второй "Фабрики звезд", ушедшая от продюсера Макса Фадеева, теперь пытается совместить в своем образе Bjork, Линду и Пелагею, и имеет неплохие шансы на дальнейший интерес со стороны зрителей и слушателей. А вот о главных триумфаторах конкурса, Интарсе Бусулисе и Тине Кароль, этого не скажешь. Даже если они были лучшими в рамках конкурса исполнителей - этого катастрофически мало для того, чтобы заинтересовать массовую аудиторию. Скучные поп-джазмены и классические эстрадные вокалистки массовой аудитории малоинтересны.
А значит, если оценивать КПД конкурсов, "Новая волна" осталась далеко позади "Пяти звезд". Сделают ли для себя выводы организаторы юрмальского конкурса - мы увидим через год. Выводы должны сделать и их конкуренты, чтобы в следующий раз подчеркнуть преимущества "Пяти звезд" и исправить очевидные промахи. Борьба медиагигантов набирает обороты, но кто бы ни оказался лучшим, в выигрыше всегда окажется зритель.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)