В прошлом году, когда на раскаленном асфальте "Лужников" выстраивались огромные очереди к малочисленным палаткам с едой, когда толпа недоуменно взирала на невнятную ретро-психоделию The Future Sound of London, когда милиционеры лютовали и под конец зачем-то начали разгонять мероприятие, казалось, что идея городского пикника в Москве провалилась. За прошедший год этот город не то чтобы стал намного лучше и приятнее - но организаторы мероприятия надлежащие выводы сделали, и нынешний "Пикник Афиши" вышел, пожалуй, самым приятним летним опен-эйром сезона. Сменили место - и краснопресненский парк с его зелеными насаждениями и островками между илистыми каналами подошел к старательно создаваемой атмосфере беззаботного урбанистического отдыха как нельзя лучше. Увеличили масштаб - две сцены, киношатер, где показывали советские мультфильмы, японское аниме и финские короткометражки, театральная сцена, где читали стихи хорошие поэты и представляли свои проекты хорошие драматурги, торговые ряды с поющими котами и малосольными огурцами, разгуливающие по парку веселые духовые ансамбли, подвижные игры и старинные аттракционы вроде "морского боя" и так далее, и так далее. Оказалось, что и в Москве возможно культурно-развлекательное мероприятие, где почти не будет угрюмой и агрессивной публики, где совсем не будет пьяных, где ба! - знакомые все лица, и это не раздражает. Предъявлять какой-то сверхподробный отчет об этом, чего уж лукавить, празднике и не хочется, и не имеет смысла - траектории блуждания по парку были у каждого свои. Я вот, к примеру, наконец узнал, в чем состоит смысл загадочных слов "петанк" и "фрисби", которые присутствовали, кажется, в каждом анонсе "Пикника". Но, конечно, были моменты, когда находиться около большой сцены, где разворачивались основные события музыкальной программы, было если и не обязательно, то, по крайней мере, желательно (хотя тут, опять же, каждому свое - больше всего народу было в итоге на группе Marksheider Kunst). О них-то и стоит поговорить.
Silence Kit
Их, наверное, можно было бы и пропустить - в конце концов, Silence Kit играют в Москве вполне регулярно. Штука, однако ж, в
том, что от концерта к концерту эта группа, на данный момент - однозначный хедлайнер московской инди-сцены, только хорошеет и
не перестает удивлять. На сей раз Silence Kit играли совсем новые вещи, которые должны войти на грядущий, уже третий, диск
группы - и, судя по всему, хуже первых двух он не будет. Слово "пост-рок" опять просится на язык: основному творческому
методу группа не изменила, возвышенные расплывчатые вариации на одну неуловимо прекрасную тему по-прежнему играют здесь
важную роль. Но теперь тот контраст между меланхолическими зарисовками высокой печали и по-хорошему злобным, интенсивным,
сбивающим с ног своей мощью и при этом еще и мелодичным хардкором, что располагал к себе на "Pieonear", стал еще четче, еще
весомее, еще значительнее. Когда очередная трель вдруг взрывается хаосом барабанов, атональной гитарной рубкой и безумием
виолончелей, Silence Kit начинают звучать по-настоящему угрожающе, уже не как скорбное музыкальное повествование об
индустриальном мире, но как звуки бунта, сопротивления и прямого действия. И тут уже не слишком важны соображения об
актуальности и современности - в конечном счете, это просто очень сильная, суровая и настоящая рок-музыка.
Magyar Posse
От сравнений этого финского оркестрика (барабаны, бас, гитара, клавишные в двойном размере и скрипка) с канадскими мудрецами
из Godspeed You! Black Emperor тоже, казалось, не убежать - во всяком случае, их последний альбом "Kings of Time" с его
заливистыми поминальными гимнами, длящимися по 10 минут, GYBE изрядно напоминал. Однако ж, как выяснилось, финны учли
особенность места, где они выступали (все ж таки на печаль публика была настроена не слишком), да и новая их программа куда
более оптимистична. Светлые клавишные пассажи, напоминающие об Эннио Морриконе, гитарные громы небесные, барабанный бег с
места, плаксивые скрипичные переливы - снова вполне себе "пост-рок", но снова фокус не в этом. От Magyar Posse впору было
ждать размашистых грустных полотен, но звучали они скорее как саундтрек к какому-нибудь доброму мультфильму о прощании с
детством - волшебно и чуть тоскливо. Чему-то подобному впору звучать в утреннем полусне, когда отчаянно хочется продолжить
чудесное сновидение, но оно неотвратимо ускользает.
M83
Французский электронный проект, которым на данный момент полностью заведует небритый мачо Энтони Гонзалес (Anthony Gonzalez), чем-то
напоминающий Джеми Стюарта (Jamie Stuart) из Xiu Xiu, приехал, к счастью, не в варианте "человек с лэптопом", но с целым живым составом.
Музыка от этого, впрочем, изменилась не слишком. Гонзалес вышел на сцену в майке Aerosmith - и это, как выяснилось, было не
просто шуткой: в иные моменты гитарист выдавал такие прогрессивные запилы, что на память приходил именно что коллектив Стивен
Тайлера (Stiven Tyler) (ну или, скажем, Van Halen). Но, по счастью, такие моменты были редки - а в остальном М83 оправдали ожидания,
предъявив сборную солянку из последних двух альбомов "Dead Cities, Red Seas & Lost Ghosts" и "Before the Dawn Heals Us".
Шумные, потрескивающие, искрящиеся пасторальными клавишными мелодиями треки М83 живьем более всего напоминают
модернизированных My Bloody Valentine - та же гитарная пыль в глаза, которой присыпаны нежные мелодии. Гонзалез запускал
испуганные женские речи из ужастиков, барабанщик стучал, как неистовая драм-машинка, бас упорно гнул свою линию, появлялись
и пропадали трепетные девичьи голоса, пульсировал трамбующий ритм. Порой шум затихал, Гонзалез томно пропевал в микрофон пару
фраз - и звуковое цунами снова накатывало, увлекало за собой и бушевало. Все это звучало прекрасно, если бы не было слишком
долго. Сет М83 длился целый час, и за это время можно было успеть и погрузиться в этот бурно-очаровательный звуковой поток, и
вынырнуть из него, осмотреться и в очередной раз понять, что во всем этом чувство иногда уступает место глянцу и лоску.
Несколько раздражало и поведение лидера М83: играя свой шугейз-поп, Гонзалез вовсе не смотрел на собственные ботинки, а
отчаянно кривлялся, извивался и позировал - и это, в общем, было ни к чему. Выступление М83 оставило впечатление, сравнимое с
прослушиванием подряд всех трех альбомов коллектива: красоты у них, конечно, не отнимешь, но в чрезмерных дозах она
превращается в патоку и начинает изрядно утомлять.
Sons & Daughters
А вот главные хедлайнеры не подвели совсем - и хочется отметить, что это (что самое славное, уже не в первый раз) тот случай,
когда группа приезжают в Россию в самом правильном своем состоянии: уже понятно, что из этого выйдет нечто большое и громкое,
но славное будущее еще топчется на пороге. Шотландская четверка отменно выглядела: как денди лондонский одет и причесан
гитарист-вокалист Скотт Патерсон (Scott Paterson), высокая и надменная басистка Эйлид Леннон (Ailidh Lennon), строгий барабанщик Дэвид Гау (David Gow) и маленькая,
бойкая, в красное платье одетая вокалиста Адель Бетель (Adele Bethel). В противоположность своим предшественникам на сцене Sons & Daughters
- что в записи, что вживую - понимают, что всему свое время. Чеканный рок Sons & Daughters с его жестким и метким гитарным
чесом, барабанной дробью, сермяжной мандолиной и вокалом Адель, легко переходящим от бодрых речевок к оглушительным рычащим
воплям, хорош прежде всего тем, что там нет решительно ничего лишнего - все очень сухо, четко, просто и слаженно. Человек,
возмущенно кричавший музыкантам "где проигрыш???", был прав по факту, но не по сути: проигрышей нет, но они и не требуются. С
ритмами, аккордами и мелодиями Sons & Daughters управляются так лихо, что сразу, прямо начиная с первых звуков яростного хита
"Medecine", трудно было не пуститься в пляс. Sons & Daughters - земляки и протеже Franz Ferdinand, да и выпускаются они на
том же замечательном лейбле Domino, и общее у этих групп, конечно, есть: и у тех, и у других безупречное поп-чутье и
великолепное чувство стиля. Это рок, который помнит о том, что он когда-то предназначался для танцев, и при этом умело играет
со штампами и достижениями предшественников, это озорная ирония и отчаянная несерьезность, это молодецкий напор и лихость
шпаны, которая не собирается никого сметать с лица земли, но веселится и придумывает, как умеет - и умеет отлично. Как
говорится, в здоровом теле - соответствующий дух. Хотелось бы применить ту же самую поговорку к "Пикнику Афиши" в целом, но
не выйдет: ни дух, ни тело этого города покамест никак нельзя назвать здоровыми. Однако профилактические мероприятия
подобного рода - это очень правильно. Авось, поможет хоть чуть-чуть.
1945 – В британском в Рипли, графство Суррей, родился Эрик Клэптон - знаменитый белый блюзмен, сонграйтер и композитор. Его прозвище в среде коллег - "медленная рука" (англ. Slowhand) »»
1976 – Состоялся первый залп "музыкальной Авроры панка" - группы Sex Pistols. На дебютный концерт "пистолетов" пришли 50 фанатов »»
1994 – Вышел последний студийный альбом группы Pink Floyd - The Division Bell. Пластинка частично была записана в плавучей студии Astoria, принадлежащей гитаристу Дэвиду Гилмору »»
Rolf HARRIS (1930)
Astrud GILBERTO (1940)
Graeme EDGE (1942)
Eric CLAPTON (1945)
Dana GILLESPIE (1949)
Lene LOVICH (1949)
MC HAMMER (1962)
Celine DION (1968)
Harun DEMIRASLAN (1980)