Гитарист-виртуоз, переигравший на своем веку с десятками самых уважаемых и значительных музыкантов, Гэри Лукас (Gary Lucas) в Россию приезжает уже в четвертый раз - и, кажется, не последний. Несмотря на то, что многие из его проектов представляют собой музыку довольно мрачную и угрожающую, сам Гэри оказался очень добрым, веселым и солнечным дядюшкой, с охотой рассказывающим разнообразные истории из своей жизни и размышляющим о собстенных музыкальных занятиях. И пусть сам саундтрек к немому шедевру "Голем", который Гэри представлял в Москве, не слишком впечатлил - зато таким образом Лукас дал нам шанс увидеть это замечательное кино с вполне достойным звуковым сопровождением. К тому же, по его собственным словам, Гэри жаждет привезти в Россию свои главные проекты - возродившихся несколько лет назад The Magic Band и Gods & Monsters. Вот и будем ждать. В беседе с корреспондентом Звуков.Ру музыкант, поглощая обед, рассказал о своем отношении к сатанизму, истории проекта "Голем", работе с Джеффом Бакли (Jeff Buckley) и самим Капитаном Бифхартом (Captain Beefheart), а также множество других весьма занимательных сюжетов.
Звуки.Ру: Вы уже не первый раз в России - отчего зачастили, вам здесь нравится? Есть что-то специфическое в русских слушателях?
Гэри Лукас: О, да, это великая страна, я люблю её! Я бы, может, даже сюда переехал (смеется). А аудитория - лучшая, для которой я когда-либо играл, правда. Самая отзывчивая, искренняя, душевная. Я не преувеличиваю, это действительно потрясающе! Я живу в Нью-Йорке, и там зрители всем пресыщенны - когда ты поднимаешься на сцену, на тебя всегда смотрят так, будто ты должен что-то кому-то доказать. В России же есть какая-то настоящая искренность, душа - вот почему вы, ребята, лучшие в мире (смеется).
Звуки.Ру: Какова история проекта "Голем", с которым вы приехали на этот раз? Почему вы выбрали этот фильм?
Гэри Лукас: Это длинная история. Когда я был маленьким, я любил хоррор, научную фантастику, фэнтэзи. Был такой журнал в начале 60-х - он назывался "Famous Monsters", и там иногда публиковали картинки из немых фильмов. Как-то раз я увидел там кадры из "Голема" и подумал - о, это действительно странно! Еврейский Франкенштейн, монстр, оживленный раввином. То есть даже не монстр, а этакое сверхсущество, созданное, чтобы защищать еврейский народ. И эта идея, этот сюжет меня очень зацепили, но я никак не мог посмотреть фильм - знаете, его очень редко показывают. Но я запомнил "Голема", как нечто, что мне хотелось бы в дальнейшем исследовать подробнее. А в 1989-м в Нью-Йорке был фестиваль Next Wave, и меня попросили сделать какой-нибудь музыкальный проект, связанный с другой формой искусства - с балетом, с театром, с чем угодно. И я подумал - ОК, было бы круто сделать что-нибудь с немым кино, может, "Голем" подойдет? Еле нашел копию в музее современного искусства, пришел, они меня посадили в отдельную комнату - я увидел "Голема" и влюбился в него. Я понял, что это как раз то, что необходимо мне и моей музыке. А потом решил привлечь к этому делу моего старого друга Уолтера Хорна (Walter Horn).
Звуки.Ру: А вы с ним давно знакомы?
Гэри Лукас: Ну да, ещё когда мы были детьми, мы практиковали всякие музыкальные эксперименты - манипуляции с пленками, какую-то дикую музыку. У нас была группа, и мы играли на каких-то праздниках в начальной школе. Кстати, мы играли известную джазовую композицию под названием "Полночь в Москве". Там была такая русская мелодия - па-па-па-па-па - па-па-па - па-па! (напевает мелодию "Подмосковных вечеров") - это известная песня, да? Ну вот, мы ее играли.
Звуки.Ру: И что было дальше с "Големом"?
Гэри Лукас: Мы встретились с Уолтером осенью 89-го и разделили: он берет сцену, я беру сцену, и так далее - в общем, полноценная коллаборация. К его клавишным я прибавил свои эффекты - и получился целый оркестр, это было по-настоящему круто. Мы сыграли дебют в нью-йоркском музее кино - там была Лори Андерсон (Laurie Anderson), она подошла ко мне и сказала: "Это было по-настоящему великолепно!". В каком-то журнале о современной музыке написали, что лучшей работой этого фестиваля был "Голем"... И я подумал - а что, я бы, пожалуй, продолжил. Но Уолтер выпал, потому что у него была каждодневная работа - ну, что ж, решил я, будет у меня свой маленький "голем-бизнес". Сделаю такого монстра. Кстати, свою группу The Gods & Monsters я тогда же первый раз и собрал. Все на одну тему, получается.
Звуки.Ру: Как бы вы определили роль своей музыки, ее соотношение с кино?
Гэри Лукас: Поскольку это немой фильм, музыка фактически играет как актер, как один из персонажей. В любом случае, саундтрек значит очень много. Я такой гитарный экспрессионист, пытаюсь выразить все, что ощущаю по поводу "Голема", с помощью своих инструментов. Примерно как аккомпаниаторы немых фильмах в 20-х - я как тот парень, что играл на пианино в кинотеатре. Какие-то маленькие темы, много импровизаций, постоянные изменения - вот то же самое делаю и я, и я делал это уже сотни раз по всему миру.
Звуки.Ру: Вы каждый раз играете что-то совсем новое, или это полная импровизация?
Гэри Лукас: Каждый раз по-новому. То есть, конечно, это всегда примерно одно и то же - но всегда по-разному. У меня есть множество разных придуманных ключей, которые я как бы подбираю к действию фильма. Я полностью в него погружаюсь, я играю, непосредственно находясь в нем. И каждый раз, когда я его смотрю, я вижу в нем что-то новое. Вообще, скажу я вам, это не кино, а настоящее сокровище.
Звуки.Ру: А ничего, что вы его уже 100 с лишним раз посмотрели?
Гэри Лукас: Э, ну это да, конечно, от этого устаешь... Но я в любом случае немножко сумасшедший в этом плане, так что ничего.
Звуки.Ру: Вы же вообще часто пишете музыку для кино? Какие фильмы вы предпочитаете для саундтреков?
Гэри Лукас: Мне часто заказывают мрачные фильмы или какие-то вещи, посвященные человеческому страданию. Я много писал для всяких документальных фильмов ABC - к примеру, к картине об Унибомбере, этом безумном анархисте, который жил в лесу и рассылал посылки с бомбами всяким чиновникам и работникам транснациональных корпораций, к фильму об убийстве Мартина Лютера Кинга. Как в воздухе запахнет смертью - обращаются ко мне, я к этому привык. Хотя это немножко глупо, чего уж там. Ну то есть я знаю, почему это так - большая часть моей музыки звучит как-то призрачно, звуковые зарисовки безумия, что-то вроде исследования сознания писателя-фантаста. Знаете, мы только что разговаривали тут о всяких норвежских дет-металлических группах - я и вправду хочу это послушать. Мне почему-то нравится воплощать именно эти стороны своего воображения в мир, это действительно интересно. Но я люблю жизнь! Я никакой не сатанист, я терпеть не могу всю эту фигню про дьявола. Я иногда ношу черное, но я люблю все цвета, и мне по-настоящему нравится быть живым!
Звуки.Ру: Да, по вам это видно. А вообще, почему, на ваш взгляд, в последнее время так много музыкантов стали как-то работать с немым кино?
Гэри Лукас: Ну, это ведь вызов. Это как реанимация, как оживление монстра. Придумывая новый саундтрек, вы можете по-новому прочитать произведение искусства, изменить. Конечно, это может его и погубить. Но в то же время это дает тебе новое поле для игры, можно использовать это для выражения новых идей. Я вообще очень люблю фильмы, мне кажется, что кино - это богатейшее из искусств, потому что там есть все: звук, изображение, движение. Некоторые люди бы поспорили - Captain Beefheart, к примеру, считал, что самым прогрессивным искусством является живопись. И он говорил, что пытается сделать свою музыкой плоской, как картина. Он, к примеру, никогда не использовал эхо в записи. Мы ему часто говорили: "Давай тут добавим эффект, обогатим звучание, людям больше понравится", но он сразу отвечал: "Нет, нет, я хочу, чтобы моя музыка была плоской, как картина". А впрочем, это довольно психоделично.
Звуки.Ру: Ага, психоделично. А что для вас вообще означает это слово? Вашу музыку, кажется, именно им чаще всего и описывают.
Гэри Лукас: А я и не против. Мне кажется, лучше всего его объяснить как способ проявить свой разум. Такая попытка создания альтернативной реальности, только в музыке. Такой, чтобы люди услышали, и в их мозгах начало происходить нечто новое, до тех пор неизведанное. И это прекрасная функция искусства - создавать для людей мир новых возможностей, это вдохновляет. Знаете, я, когда играю, как бы беру слушателей с собой в путешествие. Рисую картины музыкой. Вы знаете, окружающая реальность вокруг нас порой так жестока: Я же живу в Нью-Йорке - и иногда впадаю в жесточайшую депрессию от того, что происходит. А музыка - это такой способ освобождения. И мне нравится тот идеал психоделии, что был в 60-х - настоящее приключение, подлинная революция.
Звуки.Ру: Вы ведь еще и с новым альбомом приехали?
Гэри Лукас: Да, это альбом моей группы Gods and Monsters - и впервые за много лет с новым материалом. Я потратил много времени и усилий на эту пластинку. Она называется "..follow" и выходит пока только в России. Там, в числе прочих, участвует Дэвид Йоханссен (David Johansen) из New York Dolls, он мой очень старый друг. Поет французская дива Элли Медейрос, у которой было много хитов в 80-х, нечто вроде эротического варианта Сержа Гейнсбура (Serge Gainsbourg) с придыханием, ну и я тоже пою. Джонатан Кейн (Jonathan Kane) из Swans на барабанах, как всегда. И пара молодых духовиков. В общем, это такая славная звуковая мешанина. Очень психоделическая запись (смеется). Ну и одна из моих наиболее вдохновенных гитарных работ.
Звуки.Ру: А вы в Gods and Monsters с Джеффом Бакли играли?
Гэри Лукас: Да не то слово - он и пришел из Gods and Monsters! Все думают, что я был его гитаристом - да наоборот, он был моим вокалистом! Мы работали с ним несколько лет, пока он не подписал контракт с Sony, и я написал с ним вместе несколько песен - Grace, к примеру. Джефф был фантастическим музыкантом. Все, что вы о нем говорят, правда. Я мог дать ему какую-нибудь свою гитарную заготовку, и он возвращался с прекрасной мелодией и отличным текстом.
Звуки.Ру: Но все-таки в первую очередь вы известны как гитарист поздних Captain Beefheart and The Magic Band. Чем для вас было сотрудничество с Капитаном?
Гэри Лукас: Когда я еще был школьником и первый раз увидел его концерт в Нью-Йорке, я тут же сказал себе: это лучшее, что я когда-либо слышал, и если я когда-нибудь и буду играть музыку профессионально, то в этой группе. А потом, через 6-7 месяцев, он приехал с концертом в мою школу, и меня попросили у него взять интервью. Я очень нервничал, у меня диктофон в руках дрожал - этот парень был на обложке Rolling Stone, а теперь я у него беру интервью! К тому же, от него какая-то сверхъестественная энергетика исходила. Но когда я с ним начал говорить, он оказался очень милым и открытым человеком. Мы расстались друзьями, иногда виделись, и как-то я ему сказал: "Если ты снова соберешь группу, я буду совершенно счастлив играть с тобой". Он сказал: "Правда? А ты ещё и на гитаре играешь?" Ну, я ему не говорил, потому что думал, что недостаточно хорош. Я ж играл в таком английском рок-стиле, а у него было совсем другое - там надо было пальцами играть, слайд и так далее. Но я слушал записи и потихоньку учился. И вот в середине 70-х он был в туре вместе с Заппой (Frank Zappa) и приехал к нам. Я сказал: "Помнишь меня?" Он обнял меня: "Гэри, о, конечно! Если еще хочешь играть, приезжай с гитарой в Бостон, у нас там концерт с Фрэнком будет". Я сел на автобус, приехал, поиграл - и ещё через несколько лет, в 1980-м он мне позвонил и сказал, что, мол, хочу собрать группу. Я работал, как сумасшедший - тратил шесть недель, чтобы выучить одну минуту музыки. И это была абсолютная фантастика.
Звуки.Ру: А как вышло так, что The Magic Band несколько лет назад снова собрались вместе без своего главного участника?
Гэри Лукас: Идею подал барабанщик Джон Френч (John French). Он меня пригласил - и я сказал: "Хорошо, а чего с вокалом делать будем?" Он ответил: "Петь буду я, потому что я знаю его манеру". И, знаете, он отлично справляется. Мы хорошо развлеклись и очень хорошо поработали, и это того стоило.
Звуки.Ру: Вы знаете, чем сейчас вообще занимается Капитан?
Гэри Лукас: Я с ним последний раз разговаривал в 1984-м. Он живет отшельником, только рисует, потому что он совершенно не желает иметь дело с музыкальным бизнесом.
Звуки.Ру: А что он думает про этот ре-юнион, вы не в курсе?
Гэри Лукас: Нет. Ему, может, и не понравилось бы, я не удивлюсь, потому как он любил только те вещи, которые он полностью контролировал. Но для меня это не проблема. Я считаю, что мы отдаем этой музыке должное, очень аккуратно и с душой играем ее, и таким образом возвращаем ее молодым людям, которые никогда о ней не слышали.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)