26 июня
В предыдущем повествовании о
Glastonbury я уделяла много внимания описаниям стихийных бедствий и
различных способов
времяпровождения, которые предлагает фестиваль своему мокрому посетителю.
Однако третий
день принес Гластонбери долгожданное солнце, а организаторы застелили самые
непролазные топи соломой - передвигаться по периметру стало значительно
свободнее и веселее.
После ужасов пятницы и постоянного ожидания
продолжения катаклизмов
субботы, воскресный день стал для нас блаженным отдохновением.
Публика тоже успокоилась и расслабилась.
Все чаще стали попадаться на глаза люди, растянувшиеся на остатках травы в
компании пива и друзей, все шире и щедрее улыбки, все изобретательнее развлечения.
Этот день начинается для нас с самой непривычной для солнечного дня сцены - West dance, где изображают фанк-фьюжн с хип-хопом Celloman & Urban Soul Orchestra. Игра экзальтированного интеллигента c тонким профилем на электрической виолончели в сопровождении традиционного струнного квинтета выглядит и звучит довольно приятно, однако следующий сет полностью отменяет все мое благодушное впечатление от игры этой компании.
На сцену водружаются вертушка, сэмплеры и
компьютеры. Появляется странноватая
парочка: помятый молодой человек в китайском халате поверх белоснежной рубашки
и разболтанный парень, на голове у которого - конструкция, более всего
напоминающая помесь плавательной маски с костюмом взломщика. Один из них берет
в руки микрофон и начинает совершенно безумный
танцевальный сет, а второй фиксирует его и публику на портативную видеокамеру и
на месте творит из своих съемок коллажи.
Это молодой экспериментатор Джейми Лиделл (Jamie
Lidell), умеющий строить из шумов и вокальных back-сэмплов совершенно
чумовой джангл и техно-поп. Он накладывает звуковые "слои" десятками, сотнями, словно выстраивая стереоскопическую картинку для аудиофила. Берет, к примеру, известный хит "Skat" и придает ему ускорение и
страсть, запуская прямиком в музыкальную стратосферу. При этом воет, кричит, прыгает
и бъется, словно раненое животное,
и в какой-то момент слушать его становится почти физически больно - и
одновременно невозможно не приплясывать под простой и убойный бит-бокс.
Вскоре ритм полностью захватывает всех слушателей под тентом. А на экране за
спиной Лиделла тем временем разворачивется
видеоряд, за который отвечает видеодиджей в маске для снорклинга: там хаотически мелькают части тела Лиделла и танцующих, тут же
снимаемые на цифровую камеру, символы, строчки и куски клипов. Весь этот сумбур
звучит и выглядит чрезвычайно эффектно.
Тем временем солнце жарит все сильнее - вот уже среди толпы начали появляться девушки в бикини и фрики в смешных костюмах. Пора на Большой Танцпол!
На главной странице начинает свое выступление замысловатым соло на саксофоне заслуженный деятель ска, фанка и блюза Ван Моррисон (Van Morrison). Этот исполнитель выступает на Гластонбери гораздо чаще, чем прочие - может быть, благодаря песне, давшей название одной из сцен - "Avalon Sunset"? Так или иначе, для солнечного дня его старомодные свинговые хиты подходят идеально - даже написанная для другого времени суток элегантная лаунжевая "Moondance". А вещами с нового альбома "Magic Time" он старается публику не напрягать: куда приятнее распевать с народом всеми любимую "Gloria" или "Have I Told You Lately That I Love You".
Воскресный день катился неспешно, и очень не хотелось думать о том, что он -
последний. Что завтра уже ничего не будет, что мы так и не успели рассмотреть и
расслышать слишком многого. Например, от выступления на Jazz World турецкой
группы Oojami мне досталась лишь малая толика, зато какая!
Oojami предлагает веселый и очень современный взгляд на world-music. Жаль, что
в записи впечатление от группы теряется практически полностью...
А вот Sons & Daughters из Глазго в живом выступлении существенно
проигрывают своим записям, и виной тому - безудержная тяга квартета к примочкам
из панк-арсенала и грязным ругательствам со сцены. Вокал Адели Бетхол (Adele
Bethal), облаченной в трогательное белое платьице, хорош, но слабоват:
пробиться сквозь ухающие ударные и скрежещущие гитары ему было непросто. Однако
судя по энтузиазму, с которой поддерживают этих новичков на John Peel Stage,
публика готова щедро раздавать группе авансы.
Одним из концертов, которые "сделали"
фестиваль, стало выступление восставшей из небытия калифорнийской легенды -
экс-лидера Beach Boys Брайана Уилсона (Brian Wilson). Маститый
серфер устроился за клавишами в хипповской цветастой рубахе, расписанной
растениями и облаками, бэк-вокалисты спели вступление а капелла из релиза года
- пластинки "Smile" и зазвучала улыбчивая "And
Then I Kissed Her"... И вот тут нас ожидал совершенно неожиданный момент:
невзирая на очевидный возраст музыканта, его сет звучал едва ли не свежее,
энергичнее и актуальнее многих двадцатилетних коллег. А вещи с альбома "Smile", составившие основу сета, в живой версии изящно мелодичны и интригующе сложны, к тому же полностью лишены симфонического пафоса.
Видеть Уилсона и подпевать ему после того,
как его песни служили тебе колыбельными - целое испытание. Это непросто
осмыслить: вот звучит "God Only Knows" или "In My Room" с
роскошным вокальным вступлением, делающим честь академической сцене... А вот мы
улыбаемся, как дети, пританцовывая под классику: "I Get Around", "Help Me
Rhonda", "California Girls", "I wanna Go Home"... Поле перед сценой
заполнено солнцем и ликующими людьми, на всех лицах - улыбки. Такое
впечатление, что все мы вдруг оказались на огромном идиллическом калифорнийском
пляже, и над нами разносится "Good Vibrations"...
Лучший концерт дня - какое бы уважение я ни испытывала к следующим
исполнителям.
На Jazz World тем временем начинается благодушный хэппенинг - выступает звезда не только world-музыки, но и международного феминистского дижения, даб-икона всех прогрессивных народов Zap Mama. В этому году группа отмечает 15-летие с момента своего основания, что для состава, исполняющего world-music, - срок серьезный. Выступает в полном составе (лидер-вокалистка, две бэк-вокалистки, МС Michael Franti и ритм-секция), однако этот состав не давит на слушателя своей полифонической монументальностью, а, напротив, умиротворяет и даже слегка гипнотизирует.
Группа под управлением Мари Доулн (Marie Daulne) исполняет даб, регги и рэп а капелла с незначительными звуковыми эффектами (в основном, сэмплами и легкими электронными подложками) на суахили и французском, связывая, таким образом, Европу и Африку в красочную эклектичную картинку. Синкопированные африканские мелодии, традиционный американский рэп, марокканские напевы и блюзовые интонации, и world-beat - составляющие ее тщательно продуманной, и оттого такой обманчиво-простой музыки. Неспешно танцевать под ее песни - сплошное удовольствие; тем более, что все участники Zap Mama - просто великолепные шоумены.
Тот, кто додумался поставить выступление Тори Эймос (Tori Amos) на
акустическую сцену, был неправ - даже с учетом того, что в этот момент внимание
основной массы народа было приковано к главной сцене, где лидер Primal
Scream Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) изливал свою желчь на Кайли
(Kylie Minogue), слушателей и группу Basement Jaxx, которой
выпала в этот день роль хедлайнера. Пока Бобби пел на Пирамиде гимн гопников
'Kill All Hippies', огромная толпа втянулась под невеликий акустический
тент, чтобы полюбоваться на рыжую бестию Тори. И этот выбор, как показало развитие событий, был оправдан...
На сцене - рояль и 'Хэммонд'. Скупое
освещение. Выходит тоненькая женщина, садится, полуобернувшись к залу, между
двумя агрегатами - и начинает сеанс одновременной игры, выстреливая в зал
своими параноидальными, мелодичными, резкими, безумно красивыми вещами. Только
сейчас мне довелось увидеть Тори вблизи - и я поражаюсь, насколько живая мимика
у исполнительницы: она непрестанно корчит совершенно немыслимые забавные рожицы.
Интересно, что в программу Тори включила хиты практически со всех ее альбомов,
включая совсем новый "Beekeeper', но при этом многие песни специально
реаранжируются в расчете на скупое сопровождение. Помимо собственных песен, она
исполняет "Feelin' Groovy" Саймона и Гарфанкеля (Simon &
Garfunkel), общается со слушателями, охотно реагирует на "заказы из зала".
Так в репертуаре вечера появляются "Crucify", "Silent All These Years" и
"Of Suburbia". В зале не танцуют, не подпевают - кажется, даже почти не
дышат. Просто взирают с молчаливым восторгом и взрываются аплодисментами после
каждой песни. Кажется, Тори это полностью устраивает: свое выступление она заканчивает
словами "You are fucking great, Glastonbury, I love you!". А мы-то...
Но вот, наконец, настает пора прощаться. На Пирамиде заступают на вахту электронно-танцевальные гангстеры Basement Jaxx, которые недавно выпустили сборник синглов, и теперь шпарят программу с него один-в-один: в шоу дуэта традиционно задействуется армия вокалистов и вокалисток (женщины-бомбы Лайза и Вула (Lisa Kekaula и Vula Malinga), как обычно, резвятся на сцене, словно два довольных жизнью слоника), масса сценических костюмов, стерео-проекций и световых & лазерных эффектов. Последний вечер отмечается на Гластонбери ударной дискотекой, во время которой пляшут и радуются жизни даже те, кто проспал все веселье днем.
Я тоже танцую в толпе, запихнув в сумку хорошо поработавшие фотоаппарат и
мобильник: мы пережили и этот
Гластонбери. Весь 2006 год, во время которого Майкл Ивис решил не устраивать
фестиваль, "чтобы дать отдохнуть земле", наши дни будут наполнены незабываемыми
воспоминаниями - и, возможно, подготовкой к радостям 2007-го
До встречи на мировых фестивалях, друзья!
1987 – Первый концерт питерского состава ДДТ »»
Борис Александрович ПОКРОВСКИЙ
Marty PAICH (1925)
Gary BURTON (1943)
Маргарита ПУШКИНА (1950)
Robin ZANDER (1952)
Альберт ПОТАПКИН (1967)