26 июня
В предыдущем повествовании о
Glastonbury я уделяла много внимания описаниям стихийных бедствий и
различных способов
времяпровождения, которые предлагает фестиваль своему мокрому посетителю.
Однако третий
день принес Гластонбери долгожданное солнце, а организаторы застелили самые
непролазные топи соломой - передвигаться по периметру стало значительно
свободнее и веселее.
После ужасов пятницы и постоянного ожидания
продолжения катаклизмов
субботы, воскресный день стал для нас блаженным отдохновением.
Публика тоже успокоилась и расслабилась.
Все чаще стали попадаться на глаза люди, растянувшиеся на остатках травы в
компании пива и друзей, все шире и щедрее улыбки, все изобретательнее развлечения.
Этот день начинается для нас с самой
непривычной для
солнечного дня сцены - West dance, где изображают фанк-фьюжн с хип-хопом
Celloman & Urban Soul
Orchestra. Игра экзальтированного интеллигента c тонким профилем на
электрической виолончели в сопровождении традиционного струнного квинтета
выглядит и звучит довольно
приятно, однако следующий сет полностью
отменяет все мое благодушное впечатление от игры этой компании.
На сцену водружаются вертушка, сэмплеры и
компьютеры. Появляется странноватая
парочка: помятый молодой человек в китайском халате поверх белоснежной рубашки
и разболтанный парень, на голове у которого - конструкция, более всего
напоминающая помесь плавательной маски с костюмом взломщика. Один из них берет
в руки микрофон и начинает совершенно безумный
танцевальный сет, а второй фиксирует его и публику на портативную видеокамеру и
на месте творит из своих съемок коллажи.
Это молодой экспериментатор Джейми Лиделл (Jamie
Lidell), умеющий строить из шумов и вокальных back-сэмплов совершенно
чумовой джангл и техно-поп. Он накладывает звуковые "слои" десятками, сотнями, словно выстраивая стереоскопическую картинку для аудиофила. Берет, к примеру, известный хит "Skat" и придает ему ускорение и
страсть, запуская прямиком в музыкальную стратосферу. При этом воет, кричит, прыгает
и бъется, словно раненое животное,
и в какой-то момент слушать его становится почти физически больно - и
одновременно невозможно не приплясывать под простой и убойный бит-бокс.
Вскоре ритм полностью захватывает всех слушателей под тентом. А на экране за
спиной Лиделла тем временем разворачивется
видеоряд, за который отвечает видеодиджей в маске для снорклинга: там хаотически мелькают части тела Лиделла и танцующих, тут же
снимаемые на цифровую камеру, символы, строчки и куски клипов. Весь этот сумбур
звучит и выглядит чрезвычайно эффектно.
Тем временем солнце жарит все сильнее - вот уже среди толпы начали появляться девушки в бикини и фрики в смешных костюмах. Пора на Большой Танцпол!
На главной странице начинает свое
выступление замысловатым соло на саксофоне заслуженный деятель ска, фанка и
блюза Ван Моррисон (Van Morrison). Этот исполнитель выступает на
Гластонбери гораздо чаще, чем прочие - может быть, благодаря песне, давшей
название одной из сцен - "Avalon Sunset"? Так или иначе, для солнечного
дня его старомодные свинговые хиты подходят идеально - даже написанная для
другого времени суток элегантная лаунжевая "Moondance". А вещами с
нового альбома "Magic
Time" он старается публику не напрягать: куда приятнее распевать с народом
всеми любимую "Gloria" или "Have I Told You Lately That I Love You".
Воскресный день катился неспешно, и очень не хотелось думать о том, что он -
последний. Что завтра уже ничего не будет, что мы так и не успели рассмотреть и
расслышать слишком многого. Например, от выступления на Jazz World турецкой
группы Oojami мне досталась лишь малая толика, зато какая!
Oojami предлагает веселый и очень современный взгляд на world-music. Жаль, что
в записи впечатление от группы теряется практически полностью...
А вот Sons & Daughters из Глазго в живом выступлении существенно
проигрывают своим записям, и виной тому - безудержная тяга квартета к примочкам
из панк-арсенала и грязным ругательствам со сцены. Вокал Адели Бетхол (Adele
Bethal), облаченной в трогательное белое платьице, хорош, но слабоват:
пробиться сквозь ухающие ударные и скрежещущие гитары ему было непросто. Однако
судя по энтузиазму, с которой поддерживают этих новичков на John Peel Stage,
публика готова щедро раздавать группе авансы.
Одним из концертов, которые "сделали"
фестиваль, стало выступление восставшей из небытия калифорнийской легенды -
экс-лидера Beach Boys Брайана Уилсона (Brian Wilson). Маститый
серфер устроился за клавишами в хипповской цветастой рубахе, расписанной
растениями и облаками, бэк-вокалисты спели вступление а капелла из релиза года
- пластинки "Smile" и зазвучала улыбчивая "And
Then I Kissed Her"... И вот тут нас ожидал совершенно неожиданный момент:
невзирая на очевидный возраст музыканта, его сет звучал едва ли не свежее,
энергичнее и актуальнее многих двадцатилетних коллег. А вещи с альбома "Smile", составившие основу сета, в живой версии изящно мелодичны и интригующе сложны, к тому же полностью лишены симфонического пафоса.
Видеть Уилсона и подпевать ему после того,
как его песни служили тебе колыбельными - целое испытание. Это непросто
осмыслить: вот звучит "God Only Knows" или "In My Room" с
роскошным вокальным вступлением, делающим честь академической сцене... А вот мы
улыбаемся, как дети, пританцовывая под классику: "I Get Around", "Help Me
Rhonda", "California Girls", "I wanna Go Home"... Поле перед сценой
заполнено солнцем и ликующими людьми, на всех лицах - улыбки. Такое
впечатление, что все мы вдруг оказались на огромном идиллическом калифорнийском
пляже, и над нами разносится "Good Vibrations"...
Лучший концерт дня - какое бы уважение я ни испытывала к следующим
исполнителям.
На Jazz World тем временем начинается
благодушный хэппенинг - выступает звезда не только world-музыки, но и международного
феминистского дижения, даб-икона всех прогрессивных народов Zap Mama. В
этому году группа отмечает 15-летие с момента своего основания, что для
состава, исполняющего world-music, - срок серьезный. Выступает в полном
составе (лидер-вокалистка, две
бэк-вокалистки, МС Michael Franti и ритм-секция), однако этот состав не
давит на слушателя своей полифонической монументальностью, а, напротив,
умиротворяет и даже слегка гипнотизирует.
Группа под управлением Мари Доулн (Marie Daulne) исполняет даб, регги и
рэп а капелла с незначительными звуковыми эффектами (в основном, сэмплами и
легкими электронными подложками) на суахили и французском, связывая, таким
образом, Европу и Африку в красочную эклектичную картинку. Синкопированные
африканские мелодии, традиционный американский рэп, марокканские напевы и
блюзовые интонации, и world-beat - составляющие ее тщательно продуманной, и
оттого такой обманчиво-простой музыки. Неспешно танцевать под ее песни -
сплошное удовольствие; тем более, что все участники Zap Mama - просто
великолепные шоумены.
Тот, кто додумался поставить выступление Тори Эймос (Tori Amos) на
акустическую сцену, был неправ - даже с учетом того, что в этот момент внимание
основной массы народа было приковано к главной сцене, где лидер Primal
Scream Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie) изливал свою желчь на Кайли
(Kylie Minogue), слушателей и группу Basement Jaxx, которой
выпала в этот день роль хедлайнера. Пока Бобби пел на Пирамиде гимн гопников
'Kill All Hippies', огромная толпа втянулась под невеликий акустический
тент, чтобы полюбоваться на рыжую бестию Тори. И этот выбор, как показало развитие событий, был оправдан...
На сцене - рояль и 'Хэммонд'. Скупое
освещение. Выходит тоненькая женщина, садится, полуобернувшись к залу, между
двумя агрегатами - и начинает сеанс одновременной игры, выстреливая в зал
своими параноидальными, мелодичными, резкими, безумно красивыми вещами. Только
сейчас мне довелось увидеть Тори вблизи - и я поражаюсь, насколько живая мимика
у исполнительницы: она непрестанно корчит совершенно немыслимые забавные рожицы.
Интересно, что в программу Тори включила хиты практически со всех ее альбомов,
включая совсем новый "Beekeeper', но при этом многие песни специально
реаранжируются в расчете на скупое сопровождение. Помимо собственных песен, она
исполняет "Feelin' Groovy" Саймона и Гарфанкеля (Simon &
Garfunkel), общается со слушателями, охотно реагирует на "заказы из зала".
Так в репертуаре вечера появляются "Crucify", "Silent All These Years" и
"Of Suburbia". В зале не танцуют, не подпевают - кажется, даже почти не
дышат. Просто взирают с молчаливым восторгом и взрываются аплодисментами после
каждой песни. Кажется, Тори это полностью устраивает: свое выступление она заканчивает
словами "You are fucking great, Glastonbury, I love you!". А мы-то...
Но вот, наконец, настает пора прощаться. На
Пирамиде заступают на вахту электронно-танцевальные гангстеры Basement
Jaxx, которые недавно выпустили сборник синглов, и теперь шпарят программу
с него один-в-один: в шоу дуэта традиционно задействуется армия вокалистов и
вокалисток (женщины-бомбы Лайза и Вула (Lisa Kekaula и Vula
Malinga), как обычно, резвятся на сцене, словно два довольных жизнью
слоника), масса сценических костюмов, стерео-проекций и световых & лазерных
эффектов. Последний вечер отмечается на Гластонбери ударной дискотекой, во
время которой пляшут и радуются жизни даже те, кто проспал все веселье днем.
Я тоже танцую в толпе, запихнув в сумку хорошо поработавшие фотоаппарат и
мобильник: мы пережили и этот
Гластонбери. Весь 2006 год, во время которого Майкл Ивис решил не устраивать
фестиваль, "чтобы дать отдохнуть земле", наши дни будут наполнены незабываемыми
воспоминаниями - и, возможно, подготовкой к радостям 2007-го
До встречи на мировых фестивалях, друзья!
Shorty ROGERS (1924)
Gene AMMONS (1925)
Morton SUBOTNICK (1933)
Николай ПЕТРОВ (1943)
Ritchie BLACKMORE (1945)
Sonja KRISTINA (1949)
Петр МАМОНОВ (1951)
Михаил ПЛЕТНЁВ (1957)
Егор ТИМОФЕЕВ (1976)