Как и в первый свой приезд в Москву в мае прошлого года, Бобби Макферрин (Bobby Mcferrin) собрал полный зал Чайковского. И, как в и в тот раз, это был не совсем концерт в обычном понимании этого слова (артист поет, зал - молча внимает). Нет, конечно, Макферрин пел - так, как никто, кроме него не умеет это делать: дуэтом, трио с самим собою, изображая одновременно и вокальную, и басовую линию, и духовые, и даже электрогитару. Кроме того, несколько номеров он исполнил с русским квартетом: пианистом Денисом Мацуевым, саксофонистом Георгием Гараняном, контрабасистом Андреем Ивановым и виолончелистом Бориславом Струлевым.
Честно сказать, мэтр советского (еще советского) джаза Гаранян выглядел бледнее и зажатее всех. Больше же всего "отличился" Денис Мацуев. Классик-виртуоз вдруг устроил посреди Sweet Georgia Brown такие бешенные скачки, что Макферрин даже растерялся. Зато от Андрея Иванова он пришел в полный восторг. И было от чего: контрабасист думал не том, как блеснуть своей виртуозностью и изобретательностью, а о том, как лучше "попасть в волну" своего американского визави.
Но большую часть времени Макферрин выступал скорее как массовик-организатор. И
это звучит ему совсем не в укор. Без малого сто лет назад Честертон писал:
"Один из самых ярких признаков нашего отделения от народа - то, что мы почти
совсем перестали петь хором. А если и поем, то несмело, а часто и неслышно,
по-видимому, исходя из неразумной, непонятной мне мысли, что пение - искусство.
Наш салонный аристократ спрашивает даму, поет ли она. Старые застольные
демократы говорили: "Пой!" - и человек пел".
Бобби Макферрин в Москве - как и на всех своих концертах
по всему миру - делал
именно это: говорил людям "пой!" - и они пели. Многие - совсем неплохо.
Вообще-то, Макферрин здесь не одинок. Такие игры с залом - добрая американская
традиция. Чик Кориа несколько лет назад заставил петь на пять голосов
чинный Большой зал консерватории. Но Макферрин идет еще дальше - он заставляет
публику выпевать довольно сложные ритмо-мелодические фигуры, вплоть до "Ave
Maria" Баха-Гуно. Надо сказать, получалось это не очень успешно. Что поделать:
в школьные годы девушки у нас больше не поют в церковном хоре, как то было во времена
Блока и как в протестантской Америке происходит по сей день. Немногим лучше
оказались опыты по вытаскиванию на сцену девушки-танцовщицы и смешанного хора
из 12-ти человек (на самом деле их оказалось гораздо больше).
Неизвестная девушка, вызвавшаяся показывать под макферриновский голос
contemporary dancе, конечно, заслуживает всяческого уважения за
смелость, но увы - по пластике и чувству ритма ей было так же далеко до любой
темнокожей девчонки из родного Маккферрину Нью-Йорка, как от Садового кольца до
Бронкса. С "хором" же случилась противоположный конфуз: добровольцы никак не
хотели (или просто не могли) держать предложенные Макферрином ритмические
фигуры, и начинали вдруг импровизировать - кто ритмически, кто мелодически.
Впрочем, это скорее говорит не о пресловутой "неритмичной стране", сколько - об
отсутствии опыта проведения подобных культмассовых мероприятий: в более
привычных Макферрину местах публика уже четко знает, чего от нее хочет артист и
что она ко всеобщему удовольствию должна делать.
А еще во время "репетиции" этого хора добровольцев особенно наглядно выступила
абсолютная безразмерность вокального диапазона Макферрина. Нужно ему показать
группе басов, как им петь - поёт поставленным басом (кстати, его отец Роберт
Макферрин-старший, был первым чернокожим оперным солистом-мужчиной в
Метрополитен-опере); нужно показать сопрано - поёт сопрано. Я понял, почему
среди американских чернокожих нет ни одного Роберта Планта. Да им это просто не
нужно! Как шимпанзе не нужно участвовать в чемпионате мира по гимнастике. Или,
если кого-то коробит такое сравнение, дельфину - в соревнованиях по плаванию.
Второй концерт Макферрина в Москве пришелся на завершающую стадию длительного турне. "Мне еще надо отыграть 23 концерта, - признался Бобби в устроенной "на бис" беседе, - а потом я засяду писать новый альбом и вообще целый год выступать не буду". Наверно, не случайно Бобби помнит точно, сколько ему еще осталось отыграть концертов. Развлечение публики - очень тяжелая работа. Нам всё еще сложно это понять, потому что русское слово "развлекать" несет гораздо более пренебрежительный оттенок, чем английское entertain. Вот наши "энтертейнеры" и не поднимаются выше уровня Петросяна и Галкина. Что ж, придется ждать с развлечениями - пока Макферрин не отправится в новое мировое турне.
Бобби МакФеррин - американский вокалист и дирижёр
Дата рождения:
11 марта 1950
Подробности из жизни:
Бобби МакФеррин (Robert McFerrin, Jr.) - американский вокалист и дирижёр
Жанр - джаз, регги, соул, поп, фри-джаз
Бобби родился в 1950 году в семье оперных певцов Роберта МакФеррина старшего (Robert McFerrin, Sr.), первого афроамериканца, который пел в Метрополитен Опера в Нью-Йорке, и Сары Купер (Sara Cooper). Немудрено, что, будучи воспитан такими родителями, Бобби стал одним из талантливейших вокалистов современности. Его вокальная техника включает в себя навыки быстрого переключения между обычным регистром и фальцетом, он мастер голосовой полифонии и горлового пения, а также использует перкуссионные возможности своего голосового аппарата и тела. Бобби часто поёт а-капелла и записал целый джазовый альбом The Voice (1984), все партии на котором исполнены им самим без сопровождения оркестра и без наложения треков.
Несмотря на достижения Бобби в области джаза, соула, регги и других стилей, самая известная его композиция - Don't Worry, Be Happy - является классикой поп-музыки.…
1970 – Пол Маккартни выпустил свой первый сольник - "McCartney", записанный полностью самим музыкантом - от ударных до финального сведения »»
Paul SMITH (1922)
James LAST (1929)
Chris BARBER (1930)
Joe ROMANO (1932)
Jan HAMMER (1948)
Michael SEMBELLO (1954)
Maynard James KEENAN (1964)
Акакий Назарыч ЗИРНБИРНШТЕЙН (1964)
Liz PHAIR (1967)
REDMAN (1970)