Не так давно в передачу "12 злобных зрителей" (MTV) пригласили участников проектов "Фабрика Звезд" и "Народный артист" и, как водится, заставили их обсуждать всевозможные новые клипы. Громче всех была Юля Савичева, звезда второй "Фабрики" и бывалый лауреат европейских музыкальных конкурсов.
"Ну как это надоело, одно и тоже! Ничего нового - все эти девушки, позы, взгляды!" - негодовала Юля, глядя на клип дуэта Дива "Хочу". Сидящие вокруг коллеги одобрительно улюлюкали. Впрочем, на главный прокол по части оригинальности обратил внимание один лишь композитор Виктор Дробыш, присутствовавший в студии: сама песня "Хочу" - перепевка довольно известного хита Дебелы Морган "Dance With Me".
Досталось на орехи и молодой английской группе McFly за клип и песню "All About You". "Ну сколько можно? Так уже надоело все это британское," - роптала Савичева. Да-да, та самая Савичева, которую до недавней смены имиджа только ленивый не назвал клоном Аврил Лавинь (Avril Lavigne) - клип последней, кстати, редакторы "12 злобных зрителей" шутки ради тоже включили в программу. И та самая Савичева, которая на "Евровидении-2004" выступала с песней, местами очень напоминающей "Summer Son" группы Texas. В общем, что и говорить, воплощенная оригинальность.
Но что поделать - в такое время засияла фабричная звезда, когда продюсеры (а Юля ведь - человек подневольный) предпочитают идти по пути наименьшего сопротивления и делать что-то привычное, знакомое, понятное, в общем - хорошо или плохо забытое старое. Кстати, сама же "Фабрика" в таком положении дел виновата чуть ли не больше всех - столько звезд наклепали, куда уж тут думать об индивидуальности и оригинальности. Группа ВИА ГРА под руководством своего продюсера Константина Меладзе даже песню на этот счет спела - "Нет ничего хуже, чем быть как все". Благородная такая забота о чистоте русской поп-сцены. Клип с элементами пародии на телефабрику и неприкрытой иронией в тексте ("Ты родился на одной из фабрик, ты в лаборатории клонирован") звездным злобным зрителям, увы, не показали - видимо, потому, что он уже прошел в одной из предыдущих передач. Зато показали другую работу композитора и продюсера Константина Меладзе - клип его младшего брата Валерия "Салют, Вера!". Странно, что Юля Савичева тут не нашлась, к чему придраться, а ведь оригинальностью работа тоже не блещет. Только повторяет Константин Меладзе не кого-то, а сам себя - очень уж "Салют, Вера!" походит на немного подзабытую песню той же ВИА ГРЫ "Убей мою подругу", вплоть до аранжировки. Впрочем, чему удивляться, если даже сам гимн несовпадениям ("Нет ничего хуже") - причем как песня, так и клип - до боли напоминает недавний боевик ВИА ГРЫ "Биология". Что ж, видимо, самоповторы у Меладзе-старшего за совпадения не считаются.
И таких вот римейков, каверов, повторов, самоповторов и откровенного плагиата на музыкальных каналах - полные хит-парады. Взгляните на верхние строчки. "Отель" группы Руки Вверх - плохо замаскированная композиция "17" проекта Aquapura. В песне Алсу "Небо" звучит продолжительный музыкальный фрагмент из "Somebody Already Broke My Heart" Sade. Главную тему из фильма "Бой с тенью" в обработке Триплекса несложно спутать с ее предшественницей из саундтрека к сериалу "Бригада". А теперь еще новое поветрие возникло - ремиксы на мелодии из советских фильмов, регулярно сменяющие друг друга в чартах МУЗ-ТВ и MTV...
В рассказе американского фантаста Спайдера Робинсона "Жизнь коротка" говорится о сравнительно недалеком будущем, в котором почти не осталось неиспользованных комбинаций музыкальных тонов. Благодаря доступности техники количество композиторов растет, а сочинить что-нибудь новое им удается раз в пять лет. И вот герой рассказа посвятил своей жене прекрасную искреннюю песню, которая казалась ему уникальной. В восторге от этого он пришел регистрировать свое произведение и узнал, что такая песня была известным шлягером в его детские годы и с момента регистрации предлагалась заново четырнадцать раз. После этого автор сжег все свои ноты и покончил с собой.
Согласитесь, иногда складывается впечатление, что такое будущее уже не за горами, по крайней мере в области поп-музыки. Вот только композиторы и исполнители, даже прекрасная зная, что повторяют уже написанное и спетое до них, совсем не спешат отчаиваться и тем более расставаться с жизнью. Да и с чего бы - песни идут на ура, попадают в чарты, мобильники и сердца слушателей, в "12 злобных зрителях" опять же обсуждаются.
Как-то раз мне удалось задать Земфире вопрос о том, не придет ли музыка к такому финалу, какой описывает Робинсон. Земфира ответила довольно уверенно: "Мне кажется, этого никогда не будет... В каждую секунду какой-то студийной работы, даже в каждую секунду репетиции может родиться нечто новое." А потом добавила: "Пускай уже кем-то сыгранное - но не так, иначе." И вот это "пускай уже кем-то сыгранное" меня насторожило. Как будто от категоричного поначалу ответа вдруг повеяло неуверенностью.
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)