Имя покойного эрцгерцога Фердинанда с 1914 года не упоминалось в московской прессе настолько часто, как весной 2005 года. Особенно впечатляли анонсы с занозистым рефреном "ВСЕ БИЛЕТЫ ПРОДАНЫ". Ажиотаж достиг апогея. Своевременность, что никогда не была прерогативой нашей концертной индустрии, в случае ангажемента Franz Ferdinand была оправдана: первый sold-out в истории московских рок-концертов - факт, который убедительно это свидетельствует. На сей раз никакие ярлыки и превосходные степени не были лишними: чего лукавить, шотландская четверка на сегодняшний момент - действительно главная рок-группа мира. Оттого и рекорды: клуб "Б2" распродал все билеты на концерт ещё месяц назад, и все равно перекрыл свой предел посещаемости (900 человек против 750 на каком-то из давнишних концертов "Ленинграда"). На входе истошно просили лишний билетик, купить который можно было только по цене, многократно превышающей изначальную, - и покупали.
Если вкратце описать, в чем же
состоит феномен Franz Ferdinand, получится
примерно так: эта группа играет боевитый плясовой рок настолько изобретательно
и умно, что прыгать и распевать под него не стыдно даже самым отъявленным
снобам. Если вспомнить, что группа образовалась во время штудий в
художественном училище, можно переформулировать старый штамп: Franz Ferdinand
отменно демонстрируют, как можно танцевать про архитектуру.
Эта универсальная
двойственность (эрудированность и образование плюс драйв и аутентичная
рок-н-ролльная энергия) проявилась уже на пресс-конференции, предшествовавшей
концерту. Иронично посмеиваясь, Алекс Капранос (Alex Kapranos) со
товарищи не слишком оригинально отвечали на стандартные вопросы ("что вы
думаете о всех тех группах, которых называют вторыми FF?" - "да нас тоже
называли вторыми The Smiths или вторыми Interpol, ну и что?),
но в то же время демонстрировали свою любовь к русскому авангардному искусству
начала ХХ века (можно вспомнить обложку диска, на которой присутствуют
реверансы и Малевичу, и Кандинскому): "да-да, мы очень ценим супрематизм и
кубизм, вообще все эти вещи очень важны для нас".
А ещё отшучивались,
отвечая на "народные" sms-вопросы: "кто круче, белка или барсук?" -
"голоса разделились поровну, двое за белку, двое за барсука". И,
вспоминая лучшие концерты в не такой уж долгой истории собственного коллектива,
не преминули отметить Санкт-Петербург, где накануне распивали водку на сцене и
восхищались местной публикой. Новый триумф ждал Franz Ferdinand уже через
несколько часов, а до этого им пришлось лицом к лицу столкнуться с той самой
загадкой русской души, о которой музыкантов тоже спрашивали: хитрый незнакомец
под шумок утащил ноутбук Алекса Капраноса и удалился с ним восвояси. Неприятно,
конечно, но, в общем, дело житейское - по крайней мере, на концерте
разочарование группы по поводу дорогой потери нисколько не было заметно.
К моменту появления разогревающей группы Blast в зале негде было, что
называется, яблоку упасть. Плечом к плечу, в тесноте, да не в обиде, стояли
преданные фэны, vip-персоны, журналисты, светские львы и прочие товарищи.
FF появились на сцене, подобно
супер-героям. С первых же аккордов даже те, кто еще минуту назад рассуждал "о
типично коммерческом проекте однодневного пошиба", сдали эстетские позиции,
нырнув в поток энергии, бивший со сцены, и растворив скепсис в общей эйфории.
Припиджаченный vip с тинейджерской пылкостью скандировал: "It's always
better on holiday!!".
Franz Ferdinand умеют все делать по правилам - так, чтобы мало не показалось. Умеют начать свой сет с ураганного гитарного гей-диско "Michael". Умеют одеваться и вести себя на сцене, как этакие рок-эстеты, - бокал красного вина, полосатая рубашка, зауженные брюки, изгибы и ужимки, позы и улыбочки, - все это смотрится как игра, к которой очень хочется присоединиться. Умеют составить трек-лист так, чтобы проверенные хиты с первого альбома ("Jacqueline", "Auf Achse", уже бессмертная "Take Me Out" и, конечно, ставшая кульминацией концерта "This Fire") перемежались с новыми, ничуть не уступающими давно знакомым, песнями. Умеют не спеть великолепную "Come On Home" - зная, что от по-настоящему грандиозного концерта всегда остается ощущение чего-то недопетого, чего-то, что было бы даже излишним. Умеют создать ощущение настоящего, неподдельного праздника рок-н-ролла без всяких задних мыслей - чтобы даже пресыщенный Артемий Троицкий подпевал вместе со всеми остальными "Take Me Out". Умеют сделать все, чего от них так ждали. Они были безупречны, все четверо.
Когда пресловутый АК Троицкий в начале пресс-конференции вальяжно заявил,
что Franz Ferdinand - величайшая шотландская рок-группа, да и вообще эти люди
доказывают, что рок-н-ролл жив, - по правде говоря, в душу закралось некоторое
сомнение: оправдают ли возложенные надежды? Слов нет: оправдали. Весомейше
подтвердили справедливость своих многочисленных титулов и наград - и Звуки тоже
не ошиблись, когда объявили диск Franz Ferdinand главным альбомом минувшего
года. И если среди тех нескольких сотен счастливчиков, что попали в пятницу в
"Б2", и были сомневающиеся - теперь они все поняли. А остальные кусают локти и
надеются, что Franz Ferdinand прониклись загадкой русской души и ещё вернутся.
Дата образования:
1 января 2002
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)