Как считает президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга, 9 мая у нас празднуют, положив воблу на газету, распивая водку и распевая частушки. Не знаю, как водка с воблой, а частушки - это уже явно не актуально. Российские телезрители, по крайней мере, отмечали День Победы под музыку самую разнообразную - от оперного пения до хип-хопа.
Музыкальная программа центральных каналов оригинальностью и новизной не отличалась - концерт Иосифа Кобзона, концерт группы Любэ, сборная солянка "эстрадников" с песнями о войне. Песням, кстати, не везло катастрофически: кому их только не давали исполнять, перепало даже сомнительному мальчуковому коллективу Дискомафия. Впрочем, и среди более заслуженных артистов было немало тех, кому явно не хватало искренности, почтения, такта, а иногда и просто понимания песни.
Тут, конечно, можно бесконечно спорить о том, нужны ли такие проекты вообще и насколько они честны и этичны. Наверное, действительно важно, чтобы эти песни продолжали звучать, а в каком виде - вопрос второстепенный. И к тому же очень субъективный. Вот, к примеру, тысячи зрителей с восторгом наблюдали на Красной площади концерт Дмитрия Хворостовского "Военные песни". Мне же почти от каждой такой песни становилось не по себе. Хворостовский - признанный оперный певец, но военные песни в его исполнении становятся неприятно пафосными и безжизненными. Представьте себе, как знакомую каждому "Темную ночь", простую, тихую, лирическую, вдруг исполняют хорошо поставленным раскатистым оперным голосом: она сразу теряет всю естественность, искренность, душевность, короче говоря - весь смысл. То ли дело - версия песни, исполненная тихим голосом под гитару Борисом Гребенщиковым...
Да, не вся музыкальная программа была такой беспросветной, случались и удачи - ожидаемые и неожиданные. Самой большой неожиданностью стал вечерний концерт на Красной площади (Первый канал транслировал его полностью, по 'России' показывали отдельные эпизоды вперемешку с другими, явно уступавшими концертами - на Поклонной горе и на Дворцовой площади в Петербурге). От самого официального мероприятия дня (после парада, конечно), среди зрителей которого был замечен и неоднократно показан сам президент Путин с женой, можно было ожидать обычной тягомотины с пафосными речами, напыщенными ведущими и 'Господами офицерами' в финале. Но концерт, как ни странно, оказался зрелищным, интересным и, главное, честным. Вдруг оказалось, что в концерте ко Дню Победы можно обойтись без кричащего патриотизма Олега Газманова и без второсортных поп-звезд, с трудом понимающих, как нужно петь военные песни.
Большей частью происходящее умышленно напоминало советские спортивные праздники и невольно - церемонию открытия Олимпийских игр (впрочем, так ли уж невольно?). Многочисленная массовка воссоздавала сцены из прошлого - выпускной вечер 22 июня 1941 года, начало мобилизации, боевые действия на суше и воде, жизнь в военном Ленинграде, возвращение победителей домой. В эту масштабную и действительно впечатляющую постановку были удачно вплетены музыкальные номера - пели Тамара Гвердцители, Галина Хомчик, Валерий Золотухин, Мирей Матье, под конец неожиданно появилась Алла Пугачева с песней "Скупимся на любовь", пришедшейся как нельзя кстати. Несколько смутило, что на последних словах ("Помянем тех, кого нет с нами, и будем думать о живых") на большом экране возникли кадры с Владимиром Путиным, видимо, означающие, что он-то и будет думать. Тем более что несколькими минутами ранее на том же экране под свиридовское "Время, вперед!" мелькали этапы развития общества после 45-го года, и закончилось все непрозрачными намеками на враждебные вихри мирового терроризма. Так что совсем без идеологии не обошлось, но в целом впечатление от хорошего концерта это не испортило.
Любопытно было наблюдать, как юбилей победы отмечали музыкальные каналы MTV и МУЗ-ТВ, вещающие в основном для молодежной аудитории. Ви-джеи МУЗ-ТВ нацепили на себя георгиевские ленточки и активно призывали зрителей сделать то же самое. MTV запустило 'концептуальный' (по определению официального сайта) проект 'Спасибо за Победу' - симпатичный, но очень уж искусственный. По поводу концертной программы оба канала ломать голову не стали, видимо, справедливо предположив, что в этом они с центральными каналами тягаться не смогут. MTV показало концерт 'Песни Победы' двухлетней давности, а на МУЗ-ТВ и вовсе обошлись 'Песней года' и восьмимартовским 'Тебе, любимая'. Интересно другое - аккурат к памятной дате в ротацию музыкальных каналов попали новые 'актуальные' клипы.
Про 'Песенку фронтового шофёра' ("Эх, путь-дорожка фронтовая...") в исполнении бывшего участника группы Шао? Бао! Олега Чинарова сказать особо нечего - банальное исполнение и банальный клип, каких, как я наивно полагал, больше не делают. Оказалось, еще как делают и крутят, как будто ко Дню Победы такое показывать не стыдно.
Гораздо больше резонанса вызвала новая работа Глюкозы под названием
"Швайне"'. Выйди она в другое время, реакция зрителей, возможно, была бы
иной. Клип восприняли бы как очередную пародию на компьютерную игру (на этот
раз - известную стратегию "S.W.I.N.E."), тем более что с текстом он практически
не связан. Песня, если вслушаться и вдуматься, посвящена невразумительным
любовным переживаниям о некоем "мальчике-свине". Так или иначе, клип выпустили
именно сейчас, и, разумеется, намеренно. Если верить прессе, Глюкоза даже
посвятила его своему дедушке, герою войны. Подарочек, прямо скажем,
сомнительный. Пусть даже видео и в самом деле имеет антифашисткую
направленность, как заявляет певица, - слишком уж вольная, если не сказать
дерзкая, вариация на тему Великой Отечественной предъявляется зрителю.
В клипе армия свиней в немецкой военной форме (только вместо свастики у них -
пятаки) под руководством истеричного хряка с гитлеровскими усами нападает на
город, где живет анимированный вариант Глюкозы. Далее следуют боевые действия,
перестрелка на улицах и, разумеется, победа добра над злом. Такое вот
неожиданное преломление. Припев тоже неожиданный - "Айн, цвай, драй,
шики-шики швайне". Напомню, что так ("руссише швайне" - русские свиньи)
немецкие захватчики называли своих русских противников. Приятно, наверное,
дедушке Глюкозы будет услышать это из уст внучки. При всей, повторюсь,
антифашисткой направленности клипа и отсутствии особой связи текста и видео.
Другую смелую интерпретацию событий войны дал в своем клипе "Первый отряд" рэппер Лигалайз. Песню, начинающуюся с проигрыша знаменитого "Утомленного солнца", сопровождает любопытный ролик в стиле аниме. Со всеми вытекающими последствиями: фашисты выглядят как типичные инфернальные злодеи из японских мультиков, русские солдаты (многие почему-то в форме времен Первой мировой войны и пионерских галстуках) орудуют не только автоматами, но и мечами, в финале невесть откуда берутся роботы, выступающие против русских танков, и так далее. Русские фанаты аниме, увидев этот клип, теперь с нетерпением ждут полнометражного мультфильма "Первый отряд" (о котором пока ходят только неясные слухи). Почему-то мало кто задумывается о том, насколько этично опрощать до мультика или компьютерной игры Великую Отечественную, а значит - миллионы погибших людей, разрушенные семьи и судьбы, трагические события на фронте и в тылу. В этом смысле "Первый отряд", пожалуй, мало чем отличается от "Швайне" Глюкозы. Хорошо хоть обошлось без "айн, цвай, драй" - Лигалайз всю песню твердит что-то патриотичное вроде "Дома мама, а за нами - Русь, она меня ждет, и я вернусь".
Наблюдая за всем этим, невольно приходишь к выводу, что День Победы в этом году для многих музыкантов стал эдаким удачно подвернувшимся поводом попасть в струю, так же, как Новый год становится порой праздничных песенок, а лето - сезоном горячих танцевальных хитов. Так же, как теракт в 'Норд-Осте' стал для певца Шамиля поводом выпустить клип "Джихад", пресловутый мировой терроризм - зацепкой для проекта Ивана Шаповалова NATO, а украинская революция - удачным шансом для группы Грiнджолi, которая уже совсем скоро будет покорять зрителей Евровидения своим оранжевым хитом "Разом нас богато".
Окончательную точку поставило в этом разгуле памяти (иначе и не скажешь) шествие движения "Наши" по московскому Ленинскому. Страна была шокирована зрелищем огромной толпы, марширующей в бело-красных футболках с текстом известной советской песни на спине. Как утверждали организаторы движения, они стремились "свозить молодежь 16-15 лет по местам боевой славы наших ветеранов в целях развития патриотизма". Патриотизм развивали хором в сотни глоток - под песни Любэ и Газманова.
Но вот отгремели последние праздничные салюты и концерты, молодежь разъехалась по домам, получив за участие в марше законную плату, Глюкоза скоро выпустит новый клип, группа "Дискомафия" вернется к легкомысленным песенкам про "Летнюю пору", русские фанаты аниме переключатся на "Хеллсинг" по MTV, от всеобщей памяти как будто ничего не осталось. Даже новой песни...
1959 – В этот день в 1959 году трое ливерпульских юношей Джон, Пол и Джордж проходили прослушивание в британском шоу талантов TV Star Search под именем "Johnny and the Moondogs". Пробы ни к чему не привели, и троица вернулась домой. Годом позже они организовали свою новую группу, назвав её The Beatles »»
Seldon POWELL (1928)
Petula CLARK (1932)
Pete WELDING (1935)
FRIDA (1945)
Richard STRANGE (1948)
Graham PARKER (1950)
Mitch EASTER (1954)
Kevin EUBANKS (1957)
Toots MONDELLO (1993)