Говоря о музыке в Узбекистане, старшее поколение вспомнит песню о трех колодцах некогда знаменитой на весь Союз группы Ялла, бардовскую песенку о Бричмулле и (смутно) певицу Азизу. Поколению MTV появления узбекских коллективов в российском теле- и радиоэфире вряд ли запомнились. Тем не менее, не столь далекий Узбекистан в России наверняка знают хотя бы по рассказам родителей - расскажем немного и о том, что сегодня играют и слушают в этой стране.
Сегодня музыка в Узбекистане существует словно в четырех параллельных друг другу измерениях: официально признанная эстрада, классическая и джазовая музыка, фолк и андерграунд. Любой исполнитель эстрадной музыки в Узбекистане должен обладать лицензией на подобную деятельность, даже если это выступления в ресторанах и на свадьбах. Монопольным правом на выдачу такой лицензии обладает объединение "Узбекнаво" и процесс ее получения связан с таким количеством формальностей и условностей, что большинство музыкантов даже и связываться не желает. Наличие профессионального музыкального образования является непременным условием обретения лицензии (представьте себе Шнура на зачете в Консерватории - абсурд ситуации станет более очевиден). По большому счету, ситуация во многом напоминает 80-е годы прошлого века, когда тщательно отобранные по моральным и партийным соображениям исполнители распевали песни либо патриотического либо безвредно-лирического содержания, фольклорные и классические музыканты разъезжали на гастроли, а представители андерграунда полулегально выступали в ДК и клубах молодежи.
Итак, самой яркой представительницей узбекской эстрады вот уже не один год можно считать Юлдуз Усманову. По уровню влияния и народной любви сравнить ее можно разве что с Пугачевой, тем более что ее основная аудитория - люди старше 35. В отличии от своей российской коллеги, плотный концертный график и студийная работа не мешают Юлдуз также быть депутатом узбекского парламента. В том же направлении чувственной поп-фолк музыки для взрослых работают также Насиба Абдуллаева, Илхом Фармонов, Озода Нурсаидова, Джахонгир и Улугбек Атаджановы. Среди поп-групп для "тех кому за 30:" выделим неизменно популярные коллективы Байрам, Шахзод и Аср, исполняющих заводной поп с элементами народной музыки на узбекском языке. Следует отдать должное всем этим исполнителям, которые уже почти десяток лет выдают неизменно качественный продукт, следят за современными тенденциями и фонограммой пользуются лишь в самом крайнем случае. Услышать их выступления можно на самых больших концертных площадках Ташкента, а также на VIP-вечеринках в дорогих ресторанах, гостиницах и клубах. Многие успешно гастролируют в Европе, где неизменно собирают полные залы выходцев из Узбекистана.
Вкусы молодой узбекской публики не сильно отличаются от вкусов ровесников за
пределами страны. Элементы народной музыки в творениях новых звезд встречаются
крайне редко и, кроме языка, от российских аналогов ничем не отличаются.
Райхон Ганиева, обладательница чарующе нежного голоса и столь же хрупкой
внешности, более чем соответствует своему лиричному репертуару и регулярно
возглавляет хит-парады.
Певица, а с недавних пор актриса, Лола -
напротив: этакое воплощение бурного восточного темперамента; активно ротируется
на популярных радиостанциях, чему, видимо, весьма способствует то, что она
приходится дочерью одному из ведущих продюсеров. Аналог российских
Smash!, бой-бэнд Фазо, начинал свою карьеру в группе детского
творчества "Алладин", и по сей день довольно успешно выступают на
сборных концертах и регулярно транслируются на радио - их простые, но искусно
аранжированные композиции из моды практически не выходят. Восходящая звезда
коммерческого хип-хопа на узбекском - Шохрух - пришелся по вкусу
городской молодежи и теперь считается едва ли не самым ярким явлением
молодежной поп-сцены в Ташкенте.
Популярный всего пару лет назад формат
girls-band сегодня заметно сдал свои позиции: звездная группа Сетора,
некогда выступавшая на "Рождественских вечерах" с Аллой
Пугачевой и выпустившая клип для МузТВ, дала последний концерт и
разбежалась замуж; о группе Аъло - дебютантках прошлогодней "Новой
волны" в Юрмале - вот уже больше года ничего не слышно, а ее бывшая
участница Света пытается заняться сольной карьерой. Их место в радиоэфире
теперь занято группой Анен и певицей Tina Q - все тот же поп для
танцпола. Самый звездный коллектив узбекской эстрады, группа Болалар, за
десять лет своего существования успели несколько раз полностью поменять жанр и,
соответственно, - от простейшего попа до рэпа и коммерческого рока (а-ля Bon
Jovi), несчетное количество раз сменить музыкантов и выпустить с десяток
альбомов. Впрочем, хриплый голос бессменного лидера группы Тахира
Садыкова по сей день вызывает восторг у слушательниц женского пола.
К числу ветеранов можно также отнести группу Анор и ее лидера Карена
Гафурджанова - ритм-энд-блюзовый репертуар группы бешеной популярностью не
пользуется, однако спрос на их творчество достаточно стабилен. Сам Карен
занялся также бизнесом открыл кафе "Элвис" где можно послушать старые
рок'н'ролльные композиции. Все эти, а также многие другие исполнители,
работающие по принципу "найди 10 отличий", составляют довольно
пеструю с виду, но весьма однородную по содержанию палитру молодежной эстрады.
Увидеть их можно на сборных концертах, в ночных клубах и на ежегодной церемонии
вручения музыкальной премии "Тарона".
Особняком стоит исключительно талантливая певица Севара Назархан, карьера которой началась едва ли не в караоке-баре, однако бурно пошла в гору с обретением уникального стиля - микса этно-джаза и прогрессивной электроники. Сегодня Севара собирает полные концертные залы в Европе, под руководством самого Питера Гэбриэла (Peter Gabriel) записала диск вместе со знаменитым продюсером Гектором Зазу (Hector Zazoo), а также получила престижнейшую премию BBC World Music Award. Сегодня концерт Севары можно скорее увидеть в Москве или Риме, чем в родном Ташкенте, в то время как ее последний "ташкентский" альбом оставлял впечатление сделанного впопыхах демо начинающей участницы "Фабрики Звезд". Правда, сессионных музыкантов Севары по вечерам можно услышать в арт-кафе "Караван" - излюбленном месте ташкентских экспатов. Невероятно красивый, талантливый и на удивление непопулярный в Узбекистане этно-джаз на восьмиструнном (!) басу играет также Марат Шункар и его Азия -бэнд - причем все чаще за пределами Азии.
Еще одним исключением из правил можно назвать творчество DJ Piligrim aka Ильхом Юлчиев. В недолгий период расцвета клубной культуры в середине 90-х Ильхом встал за вертушки, а к началу 2000 года занялся сольной карьерой. Экспрессивная и динамичная клубная музыка, ремиксы известных композиций и элементы народной музыки плюс мелодичность и тексты на странном русско-узбекском молодежном диалекте принесли невиданную никому популярность - на первый сольный концерт в цирке народ пробирался с боем и стоял в проходах. Альбомы и многочисленные пиратские компиляции разлетались в мгновение ока, а треки Пилигрима звучали в каждом приемнике и на каждой вечеринке. Впрочем, Ильхом оказался слишком противоречивым, непредсказуемым и непостоянным и вскоре практически исчез с ташкентской сцены и перебрался в Москву (по своему ли желанию или по стечению обстоятельств достоверно сказать нельзя). Триумфального возвращения после года молчания не получилось - новый музыкальный материал оказался значительно слабее. Последний раз DJ Piligrim стал центром внимания прессы и публики в 2003 году - во время своей свадьбы с бывшей солисткой группы Сетора - Камилой Ходжаевой. Впрочем, его композиции по прежнему нет-нет, да и звучат в радиоэфире, а песню "Он и Она" лично я до сих пор считаю одной из лучших композиций узбекской эстрады в целом.
Наибольшее разнообразие жанров, индивидуальностей и просто хорошей музыки узбекскому слушателю представляет андерграунд - причем в случае Узбекистана слово это можно понимать буквально. Продюсерский интерес к многочисленным рок-командам, а также рэп, электронным и просто экспериментальным коллективам равен практически нулю, редкие концерты в ДК и клубах заканчиваются либо визитом милиции, либо визитом разъяренно-недоумевающего руководства, а запись профессионального CD обходится в неподъемную сумму. О том чтобы попасть в хит-парады или в ротацию на музыкальном ТВ (недавно открывшийся канал "Марказ") даже и мечтать не приходится. Тем не менее, подобная музыка в Ташкенте продолжает развиваться, и за последние годы появилось несколько коллективов, достойных того чтобы рассказать о них побольше.
Группа Fromuz, премьерный концерт которой состоялся на днях в Молодежном Театре в Ташкенте - это пожалуй самое яркое музыкальное явление последних лет в Узбекистане. Квартет, состоящий из знаменитого барабанщика и уникального этно-перкуссиониста Владимира Бадырова, гитариста Виталия Попелова, клавишника и актера Альберта Халмурзаева, а также продюсера и басиста Андрея Мара-Новика, исполняет совершенно исключительный прог-рок в духе King Crimson и Psychotic Waltz, используя элементы джаза, этно-музыки и компьютерные сэмплы. Правда несмотря на то что, что уровень исполнения и звучания никаким мировым стандартам не уступает, репертуар группы кажется застрявшим в конце 80-х (мнение совершенно субъективное), несмотря на уверения музыкантов об актуальности своих композиций. Услышать Fromuz в Москве можно будет во время проведения Чеховского театрального фестиваля (постановка Узбекского Молодежного Театра "Содом и Гоморра")
Отдельного внимания также заслуживают
рэпперы Shark Attack: во-первых,
своим профессионализмом и солидным для ташкентской хип-хоп группы более чем
пятилетним стажем, а во-вторых, тем, что основатель и идейный вдохновитель
команды Mr Slan - ныне ударник российского шоу-бизнеса, пишет тексты и
музыку для группы Sky и готовит к выходу свой англоязычный сольник.
Вообще хип-хоп за последние годы приобрел огромное количество поклонников и,
соответственно, исполнителей в среде городской молодежи, правда практически все
команды работают на одном и том же любительском уровне и упоминания заслуживает
только сообщество Хип-хоп реакция, состоящее сразу из нескольких
коллективов и студийных проектов.
Рок-музыка в Узбекистане, несмотря на почти полное отсутствие
возможностей развития, тем не менее предлагает ряд весьма любопытных
коллективов и большое разнообразие жанров. Поскольку, рок-групп в Ташкенте
довольно много, а еще больше совсем недавно свое существование прекратило,
остановлюсь лишь на нескольких. Группа Zindan играет в стиле death с
элементами восточной мелодики и считается одной из лучших металлических команд
города.
Titus - пионеров ню-метал в стране, несмотря на довольно
молодой возраст, можно смело назвать одним из самых профессиональных
коллективов, выступления которого вызывают буйный восторг у публики. Евгений
Попелов - лидер группы - является обладателем редких вокальных данных;
помноженные на мелодичность и энергетику они составляют основу стилистики
группы.
Domino и их харизматичный лидер Макс Фролов исполняют
заводной фанк и, несмотря на частые перемены в составе, являются одним из самых
стабильных и популярных коллективов. Еще один тяжелый прог-метал коллектив -
Sweet Silence - стремится к сложной композиционной структуре, иногда в
ущерб драйву. Лидер-гитарист группы Олег Нафасов, кстати, считается
одним из лучших соло-гитаристов Ташкента. Сольный проект экс-барабанщика
легендарной группы Паучок Ананси - Я и мой компьютер - это микс
живых ударных инструментов с сэмплированными мелодиями, сдобренный энергетикой
панк-рока и экспериментаторским подходом. Так называемый русский рок
представлен группами Маль - одной из старейших команд в Узбекистане, и
группой Globalное Потепление - неоднократные участники рок-фестивалей в
Казахстане и российском Оренбурге в полном составе перебрались в Москву, где
надеются продолжить карьеру.
Электронная музыка представлена
сообществом музыкантов NRNN, в которое
входит ряд любопытных проектов, таких как Cyclone (intelligent dance),
Defeeceet (experimental) и Status X (drum'n'base). Группа
Non+, несмотря на отсутствие профессиональных музыкантов, тем не менее,
выдает очень красивые и меланхоличные композиции, отдаленно напоминающие
творчество Mogwai и Xiu Xiu. Трип-хоп коллектив Ваниль,
собранный бывшими рокерами, создает музыку для приятного времяпровождения с
неплохими текстами и вполне европейским звучанием.
Услышать, а тем более увидеть вышеперечисленные андерграунд-команды проблематично - на сегодняшней день практически единственной платформой для непризнанных официальной культурой жанров является Фестиваль "Создавая Легенды", который проводит Британский Совет.
Увы, отразить все происходящее в одном материале весьма проблематично - есть еще джаз, барды, фолк и многое другое. Узбекистану, кажется есть что предложить сегодня российскому слушателю - кроме, конечно, знаменитых узбекских фруктов и не менее знаменитых туристических памятников. Как говорится, был бы интерес...
1810 – В польской деревне Желязова Воля родился Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, представитель романтизма в музыке. Благодаря ему весь мир танцует вальсы и мазурки »»
1950 – Родился Дженезис Пи-Орридж, английский музыкант, писатель и перформанс-деятель, основатель стиля industrial, автор концепции breaking sex »»
1992 – Вышел дебютный альбом Radiohead, названный "Pablo Honey". Именно с этой пластинки начал свое путешествие по чартам хит "Creep". Название альбома - аллюзия на телефонный розыгрыш американской пранк-банды Jerky Boys. Небольшой отрывок из этого пранка засэмплирован в композиции "How Do You?" »»
R.S. RANKIN (1933)
Marc CHARIG (1944)
Harvey Mason, SR. (1947)
Genesis Breyer P-ORRIDGE (1950)
Graham LEWIS (1953)
Дмитрий "Сид" СПИРИН (1975)