Между огромными рекламными щитами с портретами выступающих в БКЗ юмористов от музыки с трудом можно было разглядеть редкие афиши Dead Can Dance. Черные листы с неброским названием группы в центре и датой/местом в уголке. В общем-то, ход мысли организаторов понятен: показывать "понятную картинку" народным массам - бесполезно, кто такие эти люди - не объяснишь на пальцах, а те, кто вовремя услышал их фантастические записи - придут несмотря ни на что. Да что там придут - из другого города приедут. И приехали. Не до конца понимая, как могло случиться такое - мертвые возвращаются из небытия, чтобы станцевать для нас.
Брендан Перри (Brendan Perry) и Лайза
Джеррард (Lisa Gerrard) -
какие гости в этой стране могли быть желаннее? С момента, когда в 1998 году
Dead Can Dance объявили о своем распаде, многие поклонники великой
группы пали духом, справедливо полагая, что им больше не доведется увидеть
"живьем" выступление людей, оказавших огромное влияние на музыку двадцатого
столетия. В самом деле, что может быть на европейской музыкальной сцене
необычнее, значительнее и изменчивее, нежели DCD?
Их психоделические штандарты
развевались над павшими крепостями
общественного сознания, стирая границы времен и стран. В их музыке комфортно
уживаются языческие песнопения, католические хоралы из глубины Средних веков,
загадочный и
жестокий Восток и танцы Северной Африки. Они воплощают собой одновременно и
гармонию, и дисгармонию: взрыв, слом шаблона силами красивейшей музыки. (Многие,
вспомнив о панковском прошлом Перри в группе Scavengers, понимающе
улыбнутся, однако свое черное дело - локальные революции в сознании - Брендан
продолжает творить и по сей день, просто иными средствами.) Их последний альбом
"Wake" (2003),
как и
многие другие работы группы, возмущает,
восхищает и мгновенно порабощает.
Вместе с тем, за время расставания Лайза и Брендан издали внушительное количество сольных вещей, и именно с одной из них - лайзиной композиции "Nierika", открывающей альбом DCD "Spiritchaser" - начался питерский концерт.
Сцена, как и афиша, была оформлена
лаконично, даже скупо: в
этом шоу основные партии играют
свет и
звук, поэтому слушатели не отвлекаются на декорации или видеопроекции. До
отказа набитый "Октябрьский" с интересом наблюдал за тем, как неторопливый
техник расставляет гитары, подтягивает колки, переставляет поудобнее тамбурины,
вытаскивает из-за кулис увесистый харди-гарди. Получасовая задержка после
нескольких лет безнадежного ожидания? Ерунда, бывало хуже. И вот гаснет свет и
на сцену выходят музыканты. Солиднейшая перкуссия обживается тремя мужчинами
разной комплекции, люди в белом занимают места за огромными клавишами. Лысый
крепыш перед микрофоном оказывается Бренданом Перри.
В центре стоит задрапированный желтой шторой пюпитр для 58-струнного китайского
инструмента "янг-чин", на котором играет
Лайза. Она неторопливо вплывает на сцену в желтом одеянии, напоминающем
одновременно облачение епископа и балахон зазывалы. И издает первый
звук - такой чистый и тоскливый, такой невесомо-красивый, что в груди сразу
становится тесно.
Это было захватывающе и нереально - словно целому залу грезилось нечто давно
забытое и прекрасное, вроде средневековой легенды о принцессах и драконах. Одна
за другой следовали композиции со старых и новых
альбомов; при этом
внушительную часть вечера составляли вещи, звучавшие на известной концертной
пластинке "Toward The Within". Словно в каком-то невероятном, волшебном сне так
близко и живо исполнялись "Rakim", "Minus Sanctus", "Lotus Eaters", Love That
Cannot Be, Black Sun, Перри брал то бубен, то гитару, в какой-то момент у
него в руках оказалась знаменитая колесная лира, и зазвучала знаменитая
"Saltarello"... Лайза, виртуозно меняя тембр голоса, легко
"прогуливается" по стилям - от традиционной английской баллады "The Wind
That Shakes The Barley" до резких ориентальных композиций. А мягкий вокал
Брендана тоже может быть очень разным - он это с блеском продемонстрировал в
таких разных по настроению вещах, как "I Can See Now" и "American
Dreaming". Он умеет очень жестко сказать "I don't believe you
anymore" и тут же, без всякого перехода, спеть совершенно осязаемое,
ликующее счастье...
Аккомпанирующий состав (прекрасные,
разнообразные перкуссии, бас и два синтезатора) великолепен. Во время
исполнения Перри грустной баллады "How Fortunate The Man with None"
перкуссионисты ушли со сцены, и только тут стала понятна разница в
"исполнительской политике" двух лидеров: аккомпанемент для Перри строится так,
чтобы создавать у слушателя постоянное ощущение некой инверсии ("измены", как
выразился один из моих спутников), а Лайза, стремясь достичь этого эффекта,
практически отказывается
от аккомпанемента и исполняет вещь а капелла или в сопровождении клавиш - да
так, что закрыв глаза,
невозможно понять, сколько певиц одновременно исполняет композцию. Однако Dead
Can Dance не были бы теми, кто они есть, если бы набирали в группу только
"поддержку": в тот момент, когда
Лайза отходит от микрофона, инструментальная мощь состава становится особенно
очевидна - музыкантам подвластны и эмбиент, и этника, и нойз, и приемы из арсенала
world-music. DCD - уникальная группа, и красота ее музыкальной философии раскрывается
именно исполнительскими средствами.
На бис Dead Can Dance выходили дважды:
сначала - всем составом, чтобы сыграть
несколько вещей разных "эпох", а во второй раз, когда публика не желала
успокаиваться и расходиться, Лайза вдруг вышла и спела красивую, но совершенно
выбивающуюся из контекста вечера колыбельную в стиле соул, которую никто из нас
раньше не слышал - со смешными "мультяшными" интонациями классического
кинематографа начала века. И это было так неожиданно и так здорово, что больше,
кажется, никаких слов и не требовалось.
Мертвые вновь вернулись из небытия, чтобы станцевать для нас и удивить нас.
1810 – В польской деревне Желязова Воля родился Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, представитель романтизма в музыке. Благодаря ему весь мир танцует вальсы и мазурки »»
1950 – Родился Дженезис Пи-Орридж, английский музыкант, писатель и перформанс-деятель, основатель стиля industrial, автор концепции breaking sex »»
1992 – Вышел дебютный альбом Radiohead, названный "Pablo Honey". Именно с этой пластинки начал свое путешествие по чартам хит "Creep". Название альбома - аллюзия на телефонный розыгрыш американской пранк-банды Jerky Boys. Небольшой отрывок из этого пранка засэмплирован в композиции "How Do You?" »»
R.S. RANKIN (1933)
Marc CHARIG (1944)
Harvey Mason, SR. (1947)
Genesis Breyer P-ORRIDGE (1950)
Graham LEWIS (1953)
Дмитрий "Сид" СПИРИН (1975)