У команд, подобных Madredeus, факторов, ограничивающих их творческие
возможности, всегда больше, чем тех, которые этому творчеству способствуют.
Судите сами: группа существует с 1987 года, исполняет песни на основе фадо (это
такая разновидность португальского фолка - или, точнее, авторской песни).
Состав ее не меняется на протяжении
многих лет: нежный голос вокалистки Терезы Салгейру (Teresa Salgueiro)
все так же оттеняет
перебор струн гитаристов Хосе Пейшоту (Jose Peixoto) и Педро Айреш
Магальеша (Pedro Ayres Magalhaes,
заливается соловьем или исполняет томные арии страсти скрипач Франциско
Рибейро, выписывает петли аккордеонист Габриэль Гомес, аккуратно
аккомпанирует и аранжирует все это великолепие клавишник Родриго Лиау.
Казалось бы - чем мржет быть интересен состав, которому впору ставить
памятник за нерушимость творческих традиций?
Тем не менее, если провести здесь параллели с литературой - становится
очевидным, что можно ограничиваться традициями жанра и сюжета и именно в силу
этой консервативности быть стабильно
популярным, словно какой-нибудь Пауло Коэльо. В основе каждой песни - нечто
знакомое до боли, до
тоски, нежное как колыбельная. Сюжет - любовь: к миру, к человеку, к городу (в
данном случае - к Лиссабону). Рассказ о городе - полумистическом-полуреальном - витиеватый,
тонкий, прекрасно подходит для "музыкального чтива". Его популярность в мире
объяснить просто: не имея себе равных в родном Лиссабоне, этот состав говорит
на универсальном языке, который хорошо понимают во всем мире.
Кстати, голос Терезы, который на записи кажется обманчиво-мягким и нежным, как
дыхание, на самом деле - резкий, яркий и очень-очень экспрессивный. Это та
разновидность высокого сопрано, которая становится почти невыносима для
прослушивания с близкого расстояния. Он мало похож на манеру пения признанной
примадонны фадо - Амалии Родригес: тембр не тот, да и музыка гораздо
дальше от своих "кабацких" корней, и не настолько экзотична. Но и не слащава: в самый раз для европейского мейнстрима. И для русского уха.
"Fado" - один из самых малоизвестных в мире стилей этнической музыки. Но он столь же распространен в Португалии, сколь и пьяное пение "Калинки-малинки" у нас. Фадо, в свою очередь, основано на главном чувстве португальского народа. На русский это чувство не передается, а на португальском звучит как "saudade" - смесь грусти, томления и любви. Эти два понятия и дали миру группу Madredeus, выпустившую с 1988 года 6 альбомов, включая и последний - Movimento, с которым группа достигла 2-го места в чартах и заслужила золотой статус.
Подробности из жизни:
"Fado" - один из самых малоизвестных в мире стилей этнической музыки.
Порождение старинной португальской городской культуры, фадо столь же
распространен в Португалии, сколь и пьяное пение "Калинки-малинки" на
той 1/6 суши, что лежит восточнее. Фадо, в свою очередь, основано на
главном чувстве португальского народа. На русский это чувство не
передается, а на португальском звучит как "saudade" - смесь грусти,
томления и любви.
Эти два понятия и дали миру (а особенно Португалии) группу Madredeus,
выпустившую с 1988 года 6 альбомов, включая и последний - Movimento, с которым группа достигла 2-го места в чартах и заслужила золотой статус.
Вообще-то Madredeus всячески открещиваются от фадо, утверждая, что этого
добра у них на родине и так слишком много. Но кто им поверит? сами
участники группы признают, что стиль сей у них в подсознании. В любом
случае, для русского уха (и, видимо, не только) музыка Madredeus звучит
ново и необычно.
Главным инструментом в этой музыке…
Ronnie SCOTT (1927)
Acker BILK (1929)
Dick TAYLOR (1943)
Robert WYATT (1945)
Eddie BAYERS (1949)
JEAN-LOUIS MURAT (1952)
Henry JOHNSON (1954)
Sarah MCLACHLAN (1968)