То, чем на сегодняшний день является группа Jethro Tull, лучше всего наглядно изображено на афишах грядущих московских концертов коллектива. Если кто-то ещё не видел, картинка следующая: Ян Андерсон (Ian Anderson) и Мартин Барр (Martin Barre) представлены там в виде скульптурной группы на Красной площади и как бы заменяют собой Минина с Пожарским. Монумент, конечно, но какой-то уж больно живой: флейтист стоит на одной ноге и явно наигрывает на своем инструменте нечто виртуозно-прекрасное. Вот так и с Jethro Tull: конечно, в первую очередь они - легенда, чью музыку знают прежде всего по великим альбомам 30-летней давности и на которых идут во многом для того, чтобы соприкоснуться с классическим арт-роком, чтобы услышать (и подпеть) "Aqualung", ну и так далее. Но объявлять их всего лишь памятником самим себе значит несколько погрешить против истины: за модой Jethro Tull особенно не следят (да это им и не нужно), за актуальностью не гонятся, но убежденно, честно и, что самое главное, толково продолжают делать свое собственное дело - и получается у них это совсем неплохо, двухлетней давности "Christmas Album" тому лучшее доказательство. Так что поход на их концерт никак нельзя назвать банальным сеансом ностальгии.
История Jethro Tull насчитывает к
нынешнему моменту уже 38 лет, и подробно
пересказывать все её этапы незачем - в конце концов, интересующийся всегда
сможет найти их подробное изложение, поскольку, как и подобает настоящей
легенде, о Jethro Tull написаны целые книги, да и количество поклонников,
писавших о группе на всех языках, в том числе и на русском, огромно. У Яна
Андерсона с его многочисленной компанией было все, что может и должно
происходить с подобными музыкантами - и годы признания и огромной популярности,
и последующий кризис в связи с пришедшими новыми веяниями, и окончательное
решение следовать по своему собственному пути. Уникальный звук, по которому
опознаешь Jethro Tull моментально и безошибочно, группе удалось создать ещё в
конце 60-х - начале 70-х, когда и были записаны главные альбомы коллектива
("Stand Up", "Aqualung", "Living In the Past"). Основан он на хитром и
замысловатом сочетании непростого хард-рока с блюзом, фолком и джазом - в
какие-то периоды одни элементы в музыке группы выходили на первый план, затем
наставало время других, но, так или иначе, основные составляющие этого
замечательного коктейля всегда были примерно одними и теми же. В композициях
Jethro Tull сложный ритм взаимодействует с мощными рифами гитары, которая,
впрочем, вполне может играть и на балладный манер, и по-блюзовому тоскливо - а
на этом фоне звучит флейта Яна Андерсона, главный "опознавательный знак" саунда
группы, и сам голос солиста. На первых порах Андерсона обвиняли в подражании
игре на флейте знаменитого Роланда Кирка (Roland Kirk) - но теперь время
всех рассудило: конечно, именно Андерсон - главный флейтист в истории
рок-музыки, его пронзительные трели одинаково легко способствуют как
возникновению драйва, так и созданию тягуче-медитативного настроения, да и сам
он напоминает какого-нибудь персонажа средневековой легенды, доброго и честного
барда-менестреля, вдохновенно играющего в свою дуду. Сколько бы инструментов не
привлекали Jethro Tull для записи своих пластинок (как и подобает классическим
арт-рокерам, их количество частенько переваливало за десяток - да и с
симфоническим оркестром музыканты играли), флейта всегда выделялась на общем фоне.
Записям Jethro Tull, конечно, свойственно все то, чем занимались
первооткрыватели прогрессив-рока в начале 70-х: это и непростые концепции, и
длинные сложные песни, и альбомы-симфонии с замысловатой композицией, и
внедрение в рок-музыку новых для нее инструментов. Но важно не только это - все
же для Андерсона музыкальные формы никогда не были ценны сами по себе, Jethro
Tull никак не назовешь "музыкой для музыкантов", и если в сравнении с многими
коллегами по цеху их композиции частенько проигрывают и в сложности, и в
концептуальности, это только потому, что Jethro Tull никогда и не считали это
своей основной задачей. Тексты у этой группы не менее важны, чем эксперименты
со стилями и направлениями. Как поэт Андерсон стремится размышлять о проблемах
глобальных и вечных, но размышления эти довольно часто отливаются в форму
историй-притч, призванных заставить слушателю поразмышлять самого. Для 70-х то,
как и над чем лидер Jethro Tull брался размышлять, иногда выглядело
провокацией, и критики пытались упрекнуть в посягательстве на святое (нечто
подобное, скажем, произошло с самым известным альбомом Jethro Tull
"Aqualung"), однако из нынешних времен философские истории Андерсона не
тянут, конечно, ни на какую крамолу - что, впрочем, не мешает им оставаться
интересными и глубокими.
За свою долгую жизнь в искусстве Jethro Tull пытались и заигрывать с новыми веяниями, и внедрять в свою музыку элементы диско или электроники (особенно это заметно на альбомах конца 70-х - начала 80-х), но в конечном счете оказалось, что старые проверенные, пусть и более "немодные" приемы, работают лучше. Уже немолодой, но по-прежнему энергичный сказочник-менестрель Андерсон снова начал петь со сцены свои старинные хиты, а музыка новых альбомов группы стала больше похожа на то, с чего Jethro Tull начинали. Два года назал они впервые приехали в Россию - и тогда, конечно, для всех многочисленных здешних фанатов Jethro Tull это было событие чуть ли не великое. Теперь, когда они приезжают уже второй раз, вряд ли можно говорить о какой-то большой сенсации или уникальном выступлении. Тем не менее, опять увидеть Jethro Tull в Москве (и не только) снова, услышать наизусть выученные аккорды, посмеяться байкам и шуткам Андерсона, подпеть ему в "Too Old to Rock-n-Roll, Too Young To Die" - исключительно приятно и здорово. В конце концов, это в любом случае история не про то, как важно меняться и держать нос по ветру, а, скорее, про старое-доброе-вечное.
Jethro Tull
21 марта, Киев, "Национальный Дворец Украины"
22 марта, Москва, ГЦКЗ "Россия"
24 марта, Санкт-Петербург, БКЗ "Октябрьский"
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)