С охальником и балагуром, лидером группы No Smoking Orchestra (это где
кинорежиссер Кустурица на гитаре играет) доктором Нелле Караджличем я
разговорился почти случайно: от меня сбежал скрипач Деян Спаравало,
который вместе с Кустурицей написал музыку к фильму "Жизнь как чудо". А Доктор
Нелле никуда не бежал. По здравом размышлении я решил, что это не только не
хуже, но даже лучше - это ведь именно он много лет назад (точнее, в 1980-м)
основал в Сараево "цыганскую техно-рок-группу" Забранено Пушенье,
которая в
результате и стала The No Smoking Orchestra. Еще в социалистической Югославии у
группы было несколько настоящих хитов, она не раз подвергалась политической
цензуре и била рекорды по продажам дисков (90 000 проданных альбомов, для
маленькой балканской страны - серьезный результат). А еще он написал уже
знаменитую полуматерную песню на полурусском языке "Вася", - песню, как
выяснилось, о русском военном моряке, ставшем промышлять торговлей наркотиков,
которой с энтузиазмом подпевала "Горбушка". И это он устроил на концерте сеанс
массового раздевания (публика все равно ничего не видела, оставалось только
догадываться) и секса (секс был с тем самым Спаравало, и все его видели)! Более
того, он, в конце концов, сагитировал группу спеть песню про Ромео и Джульетту
аккурат под балкончиком, где в ложе сидели Владимир Шахрин и Светлана
Сурганова... Впрочем, подробностей концерта я тогда не знал, но разговор у
нас состоялся.
И я не прогадал.
Звуки.Ru: - Доктор Нелле, почему вас зовут "Доктор"?
Нелле Караджлич: Когда мы были молодыми и только начинали играть, у нас у всех были клички. А меня прозвали Доктором за то, что я поговорить люблю. Порассуждать на разные темы. Вроде как ученый человек.
Звуки.Ru: - Как получилось, что Кустурица стал играть с вами?
Доктор Нелле: - Знали мы друг друга давно. В одном городе жили, как не знать? В 1986-м от нас ушли барабанщик и басист - за границу уехали. Барабанщика мы нашли быстро, а вот басиста все не было. А Эмир тогда только что закончил свой фильм "Папа в командировке" и был, что называется, свободен. Он спросил меня: "А сколько нужно времени, чтобы научиться играть на бас-гитаре?". Я сказал: "Ну, полгода минимум". И он за шесть месяцев выучил все, что требовалось!
Звуки.Ru: - С нуля?
Доктор Нелле: - Нет, на гитаре-то он и раньше играл! Он на бас переучивался. Мы записали ему на кассету все песни тогдашние, и он везде ходил с наушниками: Как только выдавалось свободное время, он включал бас и играл. А репетиции у нас тогда шли ежедневно, и каждый день для Эмира был экзаменом. Первое время у нас был приглашенный басист, для подстраховки - он на концертах половину песен играл. Но недолго, скоро Эмир уже и сам мог играть вполне достойно.
Звуки.Ru: - И как долго?
Доктор Нелле: - Два года. Он участвовал в записи одной пластинки: и 50-60 концертов он с нами отыграл. А после этого он совершил ошибку - стал снова снимать кино.
Звуки.Ru: - Ага. И, значит, во второй раз все закрутилось вокруг "Кошки и кота":
Доктор Нелле: - Могло закрутиться и раньше, но тут опять его ошибка - до этого он работал с Гораном Бреговичем.Эх, если бы он раньше начал с нами, мы бы раньше начали международную карьеру! Ну вот, когда в 1987-м Эмир снова взялся за кино, с нами он работать не мог - мы никакого интереса к киномузыке не испытывали. Я на самом деле и сейчас не люблю кино. Скучное занятие - сидишь два часа в темном зале, даже сигарету выкурить нельзя...
Звуки.Ru: - Так как именно это случилось?
Доктор Нелле: - Как случилось? Эмир вспомнил о старых друзьях, расставшись с Гораном. И наше с ним сотрудничество оказалось: основополагающим, что ли. У него за плечами был "Андерграунд", а мы только что закончили очередной альбом, и для нас он был столь же серьезен, как и его фильм - для него. И новый фильм казался - да и оказался - неким выходом из того кошмара, который окружал нас всех. Как только он вышел, один наш знакомый итальянец пригласил нас в Италию на маленький гастрольный тур - всего четыре концерта, но с условием, что мы будем играть только музыку из фильма. Тут-то нам стало понятно, что эта музыка отлично воспринимается живьем! А Эмир и говорит: раз такое дело, я тоже буду играть! Вот, и с тех самых пор он вместе с нами дурака валяет - в отличие от Бреговича, который делает вид, что занимается "серьезной" музыкой. А мы - мы просто панки! Брегович играет в церквях и костелах, а мы любим играть там, где пью и курят.
Звуки.Ru: - То есть вы пытаетесь поддерживать изначальный дух рок-н-ролла...
Доктор Нелле: - Ну да! Хотя народ у нас очень разный. Есть даже один джазмен! Кое-кто в кабаках играл, народную типа музыку. А Стрибор, наш барабанщик (Стрибор Кустурица, сын Эмира Кустурица. - А.Л.) , кроме регги, вообще ничего не слушает. Вот из соединения таких разных людей и получается тот конгломерат безумия, который мы на данный момент собою и представляем.
Звуки.Ru: - Вся история группы "Забранено пушенье" до 1998 года нам практически неизвестна. В России вас до "Кошки и кота" никто не знал. А потом появился альбом "Унца Унца Тайм"... Скажите, это было логичным продолжением всего вашего творческого пути - или некий крутой поворот?
Доктор Нелле: - В каком-то смысле логика тут имела место. Впрочем, в Югославии нас часто критикуют за то, что мы сильно изменились. Но ведь мы просто изменили форму! У нас появилась скрипка... впрочем, она у нас и раньше была, гармошка появилась, саксофон и туба, это правда. Но ведь энергия, сущность ее, тексты мало изменились, в них все тот же заряд! Правда, мы теперь на многих языках поем. Включая русский. А наш альбом 1997 года был кульминацией предыдущей фазы. И прощанием с этой фазой.
Звуки.Ru: - В музыке к "Жизни как чуду" вы снова меняетесь. Сохраняя раздолбайский внутренний дух рок-н-ролла, вы поднимаетесь до очень сложной мелодики, а соотношение инструментальной музыки и песен очень сбалансировано, одно другому не мешает. Раньше этого не было...
Доктор Нелле: - Тут есть две причины. Во-первых, в "Кошке и коте" музыку писал в основном я. А в "Жизни как чуде" главными авторами были Деян и Эмир. Мне ближе рок, и "Кошка" куда более рок-н-ролльна, чем "Жизнь как чудо". Новое кино Эмира - это симфония. Вот вам и причина: Правда, чтобы немного сгладить эту разницу между альбомами, мы добавили в компакт-диск саундтрека несколько песен, в том числе и "Васю".
Звуки.Ru: - А как вы шли к року? Что вас толкнуло к этой музыке в свое время?
Доктор Нелле: - В детстве мы слушали много музыки. Нам казалось, что рок-н-ролл - это самый демократичный способ что-то высказать. Чтобы написать книгу, нужны годы. Кино тоже не за один день делается. А в рок-н-ролльной песне всего три минуты! И в бывшей Югославии рок-н-ролл был серьезной частью молодежной субкультуры. Когда мы начали играть, мы думали, что можем изменить мир! Впрочем, я и до сих пор так считаю (смеется). Нет, правда, когда я перестану так считать, мне нужно будет заняться чем-то еще или вообще выйти на пенсию...
Звуки.Ru: - Но все равно придется чем-то заниматься?
Доктор Нелле: - Да играть буду, пока не умру, я так думаю.Я радуюсь, глядя на выступающих и поныне ветеранов рок-н-ролла, которым уже по шестьдесят: значит, у меня еще есть серьезный запас времени. Лет двадцать точно есть.
Звуки.Ru: - А когда вы начинали, кто был вашим героем?
Доктор Нелле: - Мы начинали в панковскую эпоху, и герои были соответствующие. Что говорить - мне было пятнадцать, когда Sex Pistols выпустили сингл "God Save The Queen"! Потом - Clash, "London Calling". В Югославии было полно панк-групп. Для меня это был весь мир! Я всю неделю ждал субботы - по субботам я ходил на концерты, а с воскресенья по пятницу меня вообще ничего не интересовало! И я оставался страстным меломаном: пока сам не начал играть. А вот когда мы стали играть, я в какой-то момент понял, что мы это делаем лучше других.
Звуки.Ru: - Да, Югославия была одной из самых либеральных стран.
Во-первых, вы получали практически одновременно с миром все музыкальные
новинки, во-вторых, у вас было огромное количество своих групп - до сих пор
помню, как во время декад югославских грампластинок мы с друзьями скупали все -
и лицензии, и собственно ваши группы...
Доктор Нелле: - У нас была нетипичная соцстрана. Тито пытался быть хорошим для Запада и показать, что у нас свобода - потому мы и могли играть свободно.
Звуки.Ru: - Как минимум два артиста международного масштаба появились-таки из вашей страны: Брегович и Laibach.
Доктор Нелле: - Ну, Laibach с самого начала смотрели на Запад. А вообще у нас был огромный музыкальный рынок! Можно было музыкой, той, которую ты любишь и хочешь играть, зарабатывать на жизнь, вот в чем штука. В середине 80-х нас, помню, приглашали играть в Голландию - так у нас времени не было! Мы были слишком заняты дома, у нас были солидные гонорары... Мы играли дома в приличных залах, а в Амстердаме нам хотели дать какой-то полураздолбанный андерграундный клуб - зачем нам это было? Ночные поезда, ночлег в каких-то общагах: Так мы туда и не ездили. А эти словенцы, Laibach, они ничем не смущались. А когда началась война, рынок рухнул, и Брегович сразу же уехал во Францию. Я нисколько не осуждаю его, все хотят кушать. Это нормально.
Звуки.Ru: - Но остались ведь на родине артисты, которые ориентировались на внутренний рынок! Вот Джордже Балашевич - большой музыкант, спору нет, но вряд ли где-нибудь, кроме Югославии, он будет востребован...
Доктор Нелле: - О! Откуда вы его знаете? Балашевич - большая легенда нашей музыки. За последние годы так много югославов уехали из страны, что, я думаю, он соберет зал в любом крупном городе мира.
Звуки.Ru: - На вашем последнем альбоме есть несколько песен на английском языке. Таком нарочито-ломаном. И очень смешных - как "Stop Mr. DJ", например.
Доктор Нелле: - Я написал песню от лица персонажа, которого глобализация устраивает. От имени глобалиста, так сказать. Это была идея Эмира. Я хотел написать антиглобалистский гимн, а он сказал: нет, Нелле, это скучно. Сейчас все антиглобалисты. Вот и получилась такая песня. А то, что она по-английски - так английский ведь язык глобализации! Герою песни все нравится, кроме музыки. Вот он и требует от радиодиджеев - остановитесь, мол! Хватит! Ведь музыка вся разная! Его это раздражает.
Звуки.Ru: - Музыка народная, фольклорная, этническая, как считается - серьезная препона на пути глобализации, потому что она принадлежит конкретному этносу...
Доктор Нелле: - Глобализация и этническую музыку перемелет и использует. Запросто. А потом, любая музыка - этническая музыка. Откуда-то она ведь берется, не из пустоты же? Ну, кроме Штокгаузена, наверно.
Звуки.Ru: - А сами вы как относитесь к тому, что принято называть этнической музыкой?
Доктор Нелле: - Ну, как я могу относиться к народной музыке, если заимствую из сербской, румынской, болгарской? Я просто не люблю, когда ее переделывают, упрощают, адаптируют. Мы берем этномузыку как она есть - и просто перемещаем ее в другой контекст. В панк-контекст. Берем, к примеру, цыганскую музыку, перемешиваем с балканской, кладем на неее русский текст: Это - наш метод.
Звуки.Ru: - Нелле, а вы - вот лично вы! - жалеете о той Югославии, которой больше нет, и, видимо, никогда уже не будет?
Доктор Нелле: - Многие крупно ошибались, когда говорили, что чего-то никогда больше уже не будет. Особенно это относится к Балканам.
Звуки.Ru: - Возникли такие невероятные противоречия внутри одной страны, которые трудно загладить, а собрать всех вместе снова - просто невозможно:
Доктор Нелле: - Это всегда у нас было. Просто мало кто знал об этом.
Звуки.Ru: - Но столько крови пролито!
Доктор Нелле: - И всегда было много крови. Сейчас пролито куда меньше крови, чем во время Второй Мировой. Проблема в том, что у нас всегда приходит кто-то со стороны и решает, как нам дальше жить. Кто-то пользуется этими противоречиями, возникающими зачастую совершенно естественно - а как им не быть в стране, где примерно на равных существует три религии? Если бы я был уверен, что балканские народы сами решают свои судьбы... но каждый раз, когда у нас что-то меняется, все решает кто-то другой. И так происходит, начиная с распада Римской империи. Мой город, в котором я родимлся, Сараево, находится на границе двух царств. Моя кухня относится к Восточной Римской империи, а моя ванная - к Западной! Когда пришли турки, Османская империя, все еще более усложнилось. Потом была Австро-Венгрия: Тут уж вообще стало непонятно, где Восток, где Запад: Ну, с появлением Югославии мы снова стали Востоком. Потом - война, все было разрушено, потом пришли коммунисты... В общем, сейчас снова ничего нет - но путаницы не меньше. Снова идут споры, кому принадлежит кухня, кому - ванная: мы никогда не встречались и не расставались без влияния со стороны.
Звуки.Ru: - И еще: в любой войне есть те, кто зарабатывает на ней огромные деньги.
Доктор Нелле: - Эх, если б я раньше знал, что война - это такой бизнес, я бы стал генералом! (смеется)
Звуки.Ru: - Кстати говоря, о военных. В фильме есть такой герой - капитан Алексич (его, кстати, играет Стрибор Кустурица, - А.Л.), который, безусловно, герой положительный, и вынужден играть на чьей-то стороне в силу выбранной им некогда профессии. Насколько это реально отражает ситуацию?
Доктор Нелле: - Таких людей и было, и есть очень много. Они стали
заложниками ситуации и своей уверенности, что они могут военной силой все
исправить - так или иначе. Но никогда ведь не знаешь, кто зажжет бикфордов
шнур... Было и есть много честных офицеров, потерявших на этой войне все -
родных, семью, страну, и считавших, что они выполняют долг чести, свой
офицерский долг. И когда они понимали, что они - только пешки в чьей-то игре,
это приводило к самым тяжелым последствиям. Алексич - это персонаж, пришедший
в новый фильм из "Андерграунда". Он вполне реален, уверяю вас.
Звуки.Ru: - А вам-то фильм нравится?
Доктор Нелле: - Как и любой фильм Эмира, это - эпопея. Это наша история. У нас была одна песня об этом: как раз на том, рубежном для нас альбоме 97 года, в ней практически описана такая же история. Фильм этот непрост по структуре и для нас, югославов, очень тяжел. Но Эмир сделал его так изящно и красиво... На самом деле он будет работать не сейчас, а годы спустя. Как и многие Эмировы фильмы.
Звуки.Ru: - Вы приехали к нам с концертами: что дальше? Какие у вас планы?
Доктор Нелле: - Сейчас у нас впереди много концертов - в Израиле, Испании, в Латинской Америке, нас там знают и любят. Франция тоже в наших планах (в апреле The No Smoking Orchestra играет в знаменитом парижском зале Le Zenith. - А.Л.): А потом надо писать новый альбом. Это будет или совсем новый материал, но может быть, это будет и концертный альбом с новыми песнями.
Звуки.Ru: - А вам, как человеку творческому не мешает то, что вашу группу отождествляют с именем Эмира, всемирно известного режиссера?
Доктор Нелле: - Это неважно. Главное - делать музыку. Как бы группа не называлась. Эмир рано или поздно уйдет, а мы - мы останемся играть. Группу Velvet Underground поначалу тоже связывали с именем Энди Уорхола, ну и что? Они остались по отдельности: группа и он. И с нами будет так же.
1877 – Честер Гринвуд из штата Мэн запатентовал наушники »»
1939 – Родился Нейл Седака, американский певец и песенник, автор популярной песни "One Way Ticket". На русском языке эта песня почему-то исполняется со словами "Синий-синий иней лег на провода" »»
1942 – Родился Джон Пол Ларкин - американский джазовый музыкант и поэт, создавший уникальный стиль музыки, совмещающий в себе скэт и техно. Приобрёл широкую известность благодаря хиту 1994 года «Scatman (Ski Ba Bop Ba Dop Bop)» »»
Jan HOWARD (1932)
Mike STOLLER (1933)
Neil SEDAKA (1939)
Candi STATON (1940)
Bobby PATTERSON (1944)
Adam CLAYTON (1960)
Евгения ОТРАДНАЯ (1986)