По формальным признакам (отсутствие электрических гитар, эл. баса и барабанов)
это, конечно, акустическая пластинка. Но звучит она на редкость плотно и
полноценно, - все-таки не сольник Александра Чернецкого, а
полногрупповая запись со множеством используемых инструментов: труба в руках
нового участника группы Ивана Васильева и бурный мультиинструментализм
Чижа (рояль, аккордеон, баян, перкуссия и, конечно, гитара). При том всё
это изобилие не только не перегружает звук и не утомляет психику, но, напротив,
превращает последнее творение Разных Людей в самый, наверно, легкий и
веселый их альбом. На языке все время вертятся слова "капустник" или
"хэппенинг", что, опять-таки формально, может быть обосновано стремительностью
работы, - "Акустика" сыграна-записана-сведена ровнехонько за 20 дней, с
26 марта по 16 апреля, да и то не сплошным сидением в студии, а бойцовскими
туда набегами. Но непринужденность исполнения вытекает не из какой-либо
небрежности или халявности, а, напротив, из очевидного мастерства всех
музыкантов, которым не нужно многомесячное корпение над знакомым материалом, и
для которых чувство локтя и свобода самовыражения - лучший стимул к творчеству.
Непрофессионал тут всего один - Инна Чернецкая (бэк-вокал), но ее милое
дилетантство (не переходящее, впрочем, в лажу) впечатления не портит, а придает
песням еще большую теплоту, и привносит в их восприятие даже некую
ностальгическую нотку: были же времена, когда друзья и любимые приглашались на
запись охотнее, чем виртуозы-сессионщики, и дело тут было вовсе не в скудости
денежных средств...
Не знаю, таков ли был глубинный замысел, но по результату даже грустные песни
здесь звучат, скорее, жизнеутверждающе, - так же как и программно-серьезные
"Superбизоны" и "Ворон". Тем более - лирика ("Ты здесь", "20 и
6"). Что ж говорить о "Рабочем" и "Русском" рок-н-роллах
(приятно, что эти старинные вещи наконец-то зафиксированы в студии), - тут сам
музыкантский бог велел похулиганить. Интересно, что аранжировочные решения
вернули большинству песен их изначальный стилистический рисунок, который можно
было отследить по сольным исполнениям Чернецкого, но который в "электрических"
альбомах и былых концертных решениях оказывался заслонен традиционным мощным
хардом РЛ: "Жизнь" и "Пришел с войны", например, снова стали
кантри, "Ты здесь" - софт-джазом, "Рабочий рок-н-ролл" с женскими
подпевками (второй бэк-вокал - Марина Опара) теперь напоминает о
классической продукции "Motown", а "Ворон" несколько неожиданно оказался
балладой в духе "Boat on the River" Styx. Об источниках и
составных частях рока напоминают и ненавязчивые цитаты из, скажем, The
Beatles (не только привычная "She loves you" в "Жизни", но и
"Here comes the sun" в "Superбизонах") или Led Zeppelin
("Black dog" в "Рабочем рок-н-ролле"), - и они здесь удивительно
уместны. Сколько велось уж баталий вокруг т. н. "русского рока", сколько "фи"
было брошено его приверженцам, - ан, выходит, что нет такого жанра: есть -
просто рок. Или рок-н-ролл, если угодно. Глобальная форма с локальным
содержанием, как определяют музыковеды. И это определение вовсе не обидно, -
особенно в применении к Разным Людям. Потому что группа играет именно
рок-н-ролл на хорошем западном (мировом) уровне - играет умело и со вкусом, -
но при этом наполняет его тем, что максимально близко и понятно именно русским
слушателям. И это получается у Разных Людей на пять баллов: гармонично и непротиворечиво.
Katie WEBSTER (1936)
Clarence CLEMONS (1942)
Andrew Freddi THOMAS (1963)
Mary J. BLIGE (1971)