Рок-группа может войти в историю музыки двумя способами: можно или создать
новый стиль, или выйти за рамки стилей вовсе. Metallica (и ее младший
брат Megadeth) изобрели трэш, а Nirvana - грандж, а вот то, что
изобрели Pink Floyd и Queen, в чистом виде не воспроизвел никто,
хотя ярлыков на них и наклеено немало, а одалживались у них еще больше.
Классики, о которых пойдет речь ниже,
относятся ко второму типу. Сиэтл, но не
"Нирвана"? Королева, но не "Queen"? Возможный вариант ответа один:
Queensryche, самые интеллигентные металлисты 80-х к югу от канадской
границы.
Начало: год 1981-й. Действующие лица: Крис ДеГармо (Chris DeGarmo, гитара), Майкл Уилтон (Michael Wilton, гитара), Джеофф Тейт (Geoff Tate, вокал), Эдди Джексон (Eddie Jackson, бас) и Скотт Рокенфилд (Scott Rockenfield, ударные). От этого списка за прошедшие два с лишним десятилетия случится только одно отступление, и это будет много позже. Пока же ДеГармо с Уилтоном неожиданно надоедает играть чужие песни в кавер-бандах, и они решают создать собственную группу и играть свой материал. Для этой цели ими призываются остальные три участника. Сближение облегчается тем, что все пятеро - длинноволосые лоботрясы, заканчивающие одну high school в Бельвю (Bellevue), пригороде Сиэтла. Однако новая команда ведет себя странно: вместо того, чтобы броситься лабать по клубам, они на два года исчезают на репетиционной базе, работая над своей музыкой.
Год 1983-й. Группа под названием The Mob выпускает демо-кассету с
четырьмя песнями, в их числе "Queen of the Reich" и "The Lady Wore
Black". Демо попадает к неким Киму и Диане Харрис (Kim & Diana
Harris). Эти добрые люди держат музыкальный магазин и становятся первыми
менеджерами "The Mob". Благодаря их усилиям запись получает хождение на
загадочной для европейца территории, определяемой как "Северо-Запад США".
Жители этой территории оказываются обладающими достаточно хорошим слухом, чтобы
различить потенциал высокого вокала Тейта и качество гитарной работы ДеГармо и
Уилтона; вскоре группа получает возможность основать собственный лейбл 206
Records и выпускает на нем свой EP. С этого момента "The Mob" больше не
существует: группу убеждают, что нужно более эффектное название, и слова "Queen
of the Reich" перекраиваются под "Queensryche", чтобы избежать любых аллюзий с
наци. Рождение состоялось.
К концу года группа продает, по разным данным, от 20.000 до 60.000 тысяч копий
дебютного сингла, и лейблы-мажоры осыпают их предложениями руки и сердца.
"Queensryche" делают свой выбор, и в 1984-м году на EMI выходит их
дебютный LP The Warning. Путь в пять тысяч ли начинается с одного шага,
и этот шаг сделан. В это время группа работает в стилистике NWOBHM, голоса
Iron Maiden и Judas Priest слышны весьма отчетливо. Q. еще полны
юношеского романтизма и упиваются эстетикой кожаных одежек и мачо от металла:
клип на "Queen of the Reich", снятый в то время, трогательным образом
похож на детский сериал Power Rangers. И тем не менее, такие вещи, как
"The Lady Wore Black" с ее мощным и почти зловеще серьезным ведущим
риффом демонстрируют, что с ними еще придется считаться.
1986-й. Второй альбом, Rage for Order. Тепло, горячо, но еще не в десятку. Этот альбом упрекали в непродуманности, однако на самом деле это самый авангардный из всех дисков "Queensryche". Группа уже нашла свой звук. Тейт способен работать и в среднем, и в высоком регистре, но его голос везде звучит естественно и эмоционально. Немного дыхания блюза - вот чего не хватает сонмам пауэр- и спид-вокалистов, чтобы не вызывать хохота. Голос Тейта в самых мрачных местах способен вызывать мурашки... Мрачность вообще присуща музыке Q. - именно ДеГармо с Уилтоном первыми из металлистов наполнили свои риффы этой американской мрачностью, не депрессивной, а мелодично-агрессивной; как раз от этого шли потом и Tool, и Psychotic Waltz, и много еще кто. Однако вещи вроде "Neue Regel" и "Surgical Strike" провисали под собственной концептуальностью. Да, ведь Rage for Order - тоже концептуальный альбом, хотя об этом, похоже, не любят вспоминать. Диски с единой историей часто страдают от того, что повествование ставит музыку себе на службу. В '86-м Q. пали жертвой этого вируса: риффы и ритмы часто причудливо и манерно, но не мелодично перекручиваются, чтобы передать требуемое настроение. Поэтому RfO, хоть и оставался хорошим диском, не изменил серьезно статуса "Queensryche". Тем не менее, они унесли свое 47-е место в чартах и туры на разогреве перед "Metallica" и Bon Jovi - а в 1986-м это были "САМИ Bon Jovi".
Великим годом стал 1988-й. Вторая половина 80-х вообще была кипучим временем, мир лихорадило. Q. резонировали в унисон с Zeitgeist'ом - и поэтому была произведена Operation: Mindcrime. Концептуальный альбом, какого не было со времен The Wall и не повторялось до записи Ocean Machine. O:M был в чем-то даже эффективнее The Wall (о, кощунство!): он был куда короче, а процент собственно песен, не сюжетных интерлюдий, был куда выше. И каких песен! Проходных треков не было, зато хиты шли россыпью - от "Revolution Calling" и до финальных "I Don't Believe in Love" и "Eyes of the Stranger". Q. добились во многом уникального результата - они записали концептуальный диск, в котором не обязательно знать концепцию. Одновременно набор мощный вещей в фирменном стиле группы и хорошо продуманная история, умная и не пошлая, несмотря на легкий конспирологический флер - трех платиновых дисков (миллиона проданных копий) и номинации на Грэмми стоило ожидать.
Однако медные трубы еще не были пройдены до конца. 1990: Empire. Q. справились и с еще одной стратегической задачей: что записать, выпустив шедевр? "Metallica" споткнулась на ...And Justice for All. Queensryche немного отпустили вожжи, сменили агрессию и гнев на драйв и немного эйфории, и сделали Empire. Это был их самый коммерчески успешный альбом, и он вполне того заслуживал. "Silent Lucidity", один из трех синглов с альбома (также "Jet City Woman" и "Another Rainy Night (Without You)"), получил жесткую ротацию на MTV и радио. Продажи составили где-то между 2 и 4 млн. дисков. Q. прочесали весь земной шарик, кроме одной шестой, конечно, - Северная Америка, Япония, Европа, Южная Америка. Участие в турне "Monsters of Rock". Награда "Выбор зрителей" (Viewer's Choice Award) на MTV. Еще одна номинация на Грэмми в 1992-м, тогда группа еще и выступает на церемонии вручения наград. Не хватало только Нобелевской премии...
А потом все кончилось. В этот самый момент упомянутая "Нирвана" изобрела
грандж, и Сиэтл, взрастивший некогда "Queensryche", сам их обрушил. Хотя не их
одних - великое переселение фанатов убрало с вершин моды всех металлистов 80-х,
и даже "Metallica" до конца так и не оправились от удара. Однако все, что не
убивает нас, делает нас сильнее. Q. избавились от мимолетных поклонников, и в
сухом остатке оказалась мощная фан-база, процветающая и по сей день. Стойкие
были вознаграждены за преданность диском Promised Land (1994), и хотя
шансов соперничать с Operation... и Empire у него не было, это
один из лучших дисков группы. Гораздо более интроспективный и задумчивый, этот
альбом полон той музыки, которую иногда удается сделать группам, которым уже не
надо изменять мир - спокойной, взрослой, взвешенной музыки. Q. сказали то, что
хотели сказать, и то, что только надо было сказать. Наградой им было 3-е место
в чартах США и платиновый диск в те смутные времена.
После этого "Queensryche" наконец начали выдыхаться. В 1997-м году был
зачем-то выпушен Hear in the Now Frontier, где Q. решили зачем-то
поиграть в молодых и записали грандж. Очень хороший грандж, надо заметить;
однако в '97-м те, кому этот стиль был нужен, уже получили его достаточно, а
те, кому нужны были "Queensryche", не могли обрадоваться исчезновению любимой
группы. Можно говорить о перерождении Metallic'и на Load & Reload, но Q.
на Hear... не переродились, а просто потеряли себя. Следующий альбом,
Q2K (2001), еще пытался отчасти придерживаться той же линии, и это
доказывает, что группа не просто гонялась за популярностью, а пыталась
следовать "Sign of the Times" (так назывался трек на Hear...).
Увы, знаки были прочитаны неверно. Кроме того, сразу по выходе диска '97-го
года EMI обанкротилась. Полосу неудач довершил уход ДеГармо, одного из
двух официальных основателей группы и одного из основных авторов материала.
На этом полагалось бы или скончаться, или возродиться. Однако Q. не ходят
проторенными тропами. Нак какое-то время они просто удержались. На место
ДеГармо был взят Келли Грей (Kelly Gray), давний друг и продюсер группы.
Был записан упомянутый Q2K; для Q. это очень средний альбом, но он был
лучше своего предшественника. Тейт, Рокенфилд и Уилтон сходили на сторону,
записав несколько сольников. Видимо, это помогло стравить неподходящие
творческие импульсы. В 2003-м выходит Tribe - диск, который должен был
идти сразу после Promised Land и который ни на йоту не уступает ему в
качестве. Лучше поздно, чем никогда - Fear of the Dark и Brave New
World тоже разделяет целых восемь лет...
Сейчас Q. "on the road again". В их расписании Россия не значится - тур только
по Америке. Зато в ходе этого тура уже показывают ролик с новыми песнями.
Альбом должен выйти осенью 2005-го. Его название уже известно: Operation:
Mindcrime II. Можно быть уверенным, что на этом тоже ничего не кончится. И
Q. этого заслуживают.
Дата образования:
1 января 1981
1915 – Родилась Эдит Пиаф, французская шансонье. Ее необыкновенный голос, истинный драматический талант, трудолюбие и упрямство уличной девчонки сделали певицу любимицей Франции и всего мира »»
1955 – Записана песня "Blue Suede Shoes". Она стала легендой в истории рок-н-ролла и принесла Карлу Перкинсу, одному из первых рокабилли-исполнителей, огромную популярность и славу »»
Bob BROOKMEYER (1929)
Bobby TIMMONS (1935)
Maurice WHITE (1941)
MERZBOW (1956)