Еврейская музыка известна нам в основном по клезмеру, интерес к которому в последнее время стал исключительно широким, можно вспомнить хоть Джона Зорна (John Zorn) (исправно выпускающего на своем лейбле Tzadik все, что имеет хоть какое-то отношение к еврейской культуре), хоть пост-рокеров с канадского лейбла Constellation (записавших в прошлом году чудную пластинку с песнями на идиш). Однако в Израиле, как легко догадаться, есть не только клезмер - так же как у нас есть не только "Ой, мороз, мороз", а в Туве, хочется надеяться, - не только горловое пение. Недавно созданный проект "Эшколь" и стремится познакомить российскую публику с современной и актуальной израильской культурой во всем ее многообразии. Первыми музыкантами, которые приедут в Россию по этому поводу, станет группа Билуим.
Конечно, от корней никуда не уйдешь: слышны у "Билуим" и традиционные жизнерадостные хасидские мотивы, и мрачная атмосфера еврейских местечек. Однако что по музыке, что по текстам "Билуим" - панки, и вот это уже гораздо интереснее. Традиционный клезмер вплетается у них в заводной, почти танцевальный рокабилли-панк - этакие израильские "Вопли Видоплясова", а то и "Ленинград".
Как и подобает панкам, поет группа о насущных политических и человеческих проблемах. К примеру, песня "Шауль Мофаз" является злобной сатирой на начальника израильского генштаба, композиция "Как поживает Чан Кайши" представляет собой диалог двух эмигрантов, решивших отравить своих работодателей, ну а название песни, за клип на которую группа в свое время получила премию израильского телевидения, "Забери меня домой, мусоровоз", кажется, и комментировать не надо. Помимо всего прочего, у "Билуим" много опыта (группа существует уже 8 лет) и большой набор инструментов - от привычных гитар до аккордеона, саксофона и кларнета. Как выглядит и звучит это израильское панк-шоу, можно будет выяснить уже в самом скором времени.
"Билуим"Manu DIBANGO (1934)
Roberta FLACK (1939)
Nigel OLSSON (1949)
Robbie NEVIL (1961)
Poli GENOVA (1987)