Алексей ЕРЕМЕНКО  В 2005-м все уже сделано до нас

Историк по образованию и знаток музыки северных народов Алексей Еременко ничего такого, что перевернуло бы мир с ног на голову, в новом году ждать не рекомендует. Соотношение объема фекалий и вещей приличных в мире неизменно. Музыки это тоже вполне касается.

Как историк по образованию, ничего такого, что перевернет мир с ног на голову, в новом году ждать не рекомендую. Никто еще не опроверг старика Екклезиаста... Соотношение объема фекалий и вещей приличных в мире неизменны (10:1, это общеизвестно), и если чего-то убудет, то где-то другого станет больше. Музыки это тоже вполне касается.

Тем не менее, в грядущем году проблем у нас с вами, дорогие друзья, похоже, прибудет. Впрочем, лучше про "проблемы" не крамольничать - известно, что прибывает у нас в стране не проблем, а наоборот - порядка. Забота о наших с вами умах и душах в стране неуклонно повышается. Уже обрушены громы и молнии на передачу "Аншлаг", пестрят на экранах идейно выдержанные сериалы про честных ментов и хорошую армию, давно щеголяют орденками вторых-четвертых степеней БГ с Макаревичем, а чуткий Леня Агутин воспевает прелести срочной службы. Взоры законодательной власти неуклонно обращаются в сторону морального облика граждан, поскольку это единственное, что осталось неохваченным. Так что и музыке, вполне возможно, придется послужить высокому делу нравственного и патриотического воспитания граждан. Поскольку с кнутом у нас как-то (исторически) лучше, чем с пряником, то, вполне возможно, пошлые, развращающие молодежь каналы МТВ и Муз-ТВ призовут к порядку санкциями, а может даже, думскими решениями. Запретят, к примеру, использование в неприличных роликах образов людей и животных, что твоим пивоварам. Правда, у поп-музыкантов всегда останется возможность парировать блестящим ходом - покаянием. И тогда Агутин, как тот журавль, у которого карта, окажется во главе большого клина, пролетающего над бескрайними полями любви к родине в сторону теплых земель государственной пропаганды, где так уютно вить гнездышки...

Группу Ленинград в этом случае, конечно, придется запретить к употреблению на территории РФ, гнать их отсюда на... Мда, замяли. Но в общей массе наша рок-музыка не пострадает. Русский рок уже вышел за ту стадию, когда ему могло что-то повредить, и в будущем году наши юные и не очень соотечественники по-прежнему будут слагать слова в поэтические произведения, удачные и не очень, наигрывать на гитаре мелодии, старые и не совсем, и ломиться на Русское радио, Наше радио и любое другое радио. И так будет всегда, потому что публичность как катализатор роста денежной массы еще никто не отменял. Попутно процесс приобретет утраченный было оттенок андерграундности, потому что на голубой экран рок-музыке дорога уже прочно закрыта. Группы Массква и Звери обсуждать не будем...
И все же хорошей музыки у нас хватало и хватать будет - прорывов на Запад за прошедшие годы было, наверно, меньше, чем мы заслуживаем. Были и ППК, и Тату, и кое-кто из металлистов издавался за бугром, а уж про этническую музыку и говорить нечего - наших тувинцев и армян любит весь мир. В 2004-м новых имен не всплыло, но тем больше шансов ждать подарка миру от России в году грядущем. Угадать не имя, но даже жанр, в котором это будет, очень трудно. Однако у нас сложилась-таки очень неплохая альтернативная сцена, и поэтому возможно, какие-нибудь In A Nutshell, Salvador или Silence Kit заставят Запад обратить на них внимание, хоть в альтернативе и непросто пробиться. Впрочем, этника-то всегда с нами, и те же карельско-поморские Ватага в любом случае могут претендовать на "открытие года". Главное - не приведи Господи, чтобы прорывом оказалась группа Smash!! (которой этого ну ОЧЕНЬ хочется). За границу ведь стыдно ездить будет.

А что же сама заграница? Она большая, всего не упомнишь, всего не предскажешь. Однако создается впечатление, что перемен там пока никому особо не надо, прежде всего в шоу-бизнесе, конечно. Перемены - это риск, ненужные напряги, а тут задействованы солидные финансы, которыми играть не пристало; резкие повороты - это хорошо только для стрекоз-авангардщиков, известное дело - все это люди беззаботные и безответственные, сотни долларов в глаза не видели. А пока задействованы финансы, вековечные мелодии в новых старых обработках будут патокой течь в наши уши. Бесплатный обмен музыкой по Сети индустрия забила и заклеймила, и теперь может спокойно почивать под звон кассы онлайн-магазинов. Доходам разных крутых рэпперов, сладкоголосых кумиров для пубертатных подростков обоего пола (и лично непотопляемой мисс Спирс) и примкнувшим к ним ребятам с гитарами вроде Maroon 5 ничего не угрожает. Впрочем, уровень проработки музыки и шоу по-прежнему остается на порядок выше, чем неуклюжие потуги наших Кристин Орбакайте и Наташ Королевых. Но суп все равно готовится из топора.

Та музыка, которая пишется ради музыки, страдает от известной болезни - "все уже сделано до нас". Бог его знает, так это или не так, Вселенная большая, хотя нот всего 7, всех песен не пересочиняешь. И тем не менее груз поколений давит на молодых исполнителей, и все, что делается, основано на более ранних образцах. Электроклэш, ретро-рок-н-ролл The Hives, The Strokes etc., диско, готика, и даже нео-глэм Negative... В будущем году, возможно, править бал будут группы, заимствующие ранний готик-постпанк-звук - но если все будут делать это так же классно, как Interpol, этому остается только порадоваться. Потому что не обязательно делать новую музыку; прежде всего она должна быть хорошей.

А для музыки 2004-й был хорошим годом. Не лучше, но и не хуже остальных. Есть гениальный закон Старджона: "90 процентов чего бы то ни было - полное дерьмо". Остается еще 10 процентов нормальной музыки - и это же просто ужас как много! От Pram до Beastie Boys, от Chroma Key до Ewigkeit, от Offspring до Los Cicharrons - это был хороший год. Следующий будет не хуже. Потому что хорошая музыка будет всегда, пока она нужна людям; а ведь нам с вами она по-прежнему нужна, иначе зачем еще я пишу, а вы сейчас читаете это на Звуках?..

28.12.2004, Алексей ЕРЕМЕНКО (ЗВУКИ РУ)

Алексей ЕРЕМЕНКО