Во времена безумной эклектики и вездесущих схем и механизмов мечта о "честном" существовании на лоне природы и в унисон с ней так притягательна!.. Может быть, это только идеальный образ, оставляющий за кадром неурожай, голод и благоухание сушеного помета; это не важно. Современный человек глубоко в сердце тоскует по простоте и естественности. К сожалению, для тех, кто не готов отринуть все и уехать в Сибирь, нет четкого рецепта, что же с этой тоской делать. Одно из лучших доступных средств - музыка тувинского ансамбля Хуун-Хуур-Ту. И уж тем более - живой концерт тувинцев.
В ЦДХ два первых дня этой зимы группа отмечает
десятилетие с начала своей творческой деятельности. Впрочем, от юбилейности все
участники празднования всячески открещиваются: дело в том,
что начала группы теряются в тумане рубежа 80-х - 90-х годов, и дата выбрана
весьма условно. Не основная причина и выход нового диска ХХТ. Просто они
собрались и приехали в Москву; вот это главное, другого и не надо.
Для видавшего виды ЦДХ это был вполне обычный концерт. Охрана около выключенных
металлоискателей была так либеральна, как только можно желать; фойе заполнено
московской интеллигентной тусовкой, а также тувинской публикой -
на концерт пришло немалое число соотечественников группы, находящихся сейчас в
столице. У входа в зал торговали дисками
самих ХХТ, а также других артистов с лейбла Green Wave Music - Laska
Omnia, Samsonov feat. McLaughlin СЦЫЛЫ!!! и пр. По звонку все устремились в
зал, который в итоге был заполнен почти полностью, и с минимальным, просто
академическим опозданием концерт начался.
Впрочем, начался он с небольшой лекции об истории ХХТ и всего, что с ними связано, которую прочел Александр Чепарухин - директор группы и президент Green Wave Music. Его повествование, похоже, мало заинтересовало публику, но об этом стоит пожалеть - Александр рассказывал действительно интересные вещи. Вообще говоря, все, что рассказывается у ХХТ на концертах, заслуживает того, чтобы быть когда-нибудь записанным. Пока же Александра смыли аплодисментами, и на сцену вышли сами Хуун-Хуур-Ту.
Они не делали тайны или шоу из своего появления: прошли при полном освещении на свои места, одетые в красивые однотонные халаты и с необычными инструментами в руках. Однако начало выступления обрушилось на слушателей в один миг, отрезая все, что было раньше, и все, что было вокруг. В одну секунду свет погас, а четверо музыкантов, закрыв глаза, с силой запели "Молитву", или "Prayer", как она обычно называется на дисках ХХТ. Эта вещь исполняется а-капелла, только четыре странных потока звука, в которых не сразу узнается человеческий голос. Это было похоже на мгновенное перемещение во времени и пространстве. Хуун-Хуур-Ту вбросили нас, слушателей, в свой мир, и там уже принялись за нас основательно.
Весь секрет ХХТ - вовсе не в том, что они исполняют "этническую музыку" и занимаются горловым пением. Чепарухин сказал перед концертом, что группа пытается не только возрождать национальную музыку, но и развивать ее естественным для нее образом. Он был абсолютно прав. Музыка ХХТ живая; невероятно живым было и их выступление. Оно одновременно очень странно, очень непривычно: эти голоса, эти инструменты, которые так безыскусно и так плавно гудят и поют, их музыка, гипнотически повторяющаяся, как бесконечные повороты колеса едущей по степи телеги, с ритмичной поступью коня, с такими простыми и чистыми эмоциями, от каких мы давно отвыкли. Все шоу очень естественно, и в этом - особая заслуга ХХТ. Они - не ботаники, выкладывающие перед нами засушенные листки из музыкального гербария; они не актеры, изображающие из себя давно мертвых персонажей. В них не чувствуется и бездумного отрицания текущей даты на календаре; они принимают и понимают, что время изменилось. Однако при всем том они ухитряются сохранить абсолютно живой (и не обезображенной) многовековую музыкальную традицию и позволить слушателю разделить эту другую жизнь, прикоснуться к ней - потому что искренне верят в нее сами. Это катарсис, честное слово.
В группе четыре человека, и каждый из них способен один составить целое шоу.
Алексей Сарыглар отвечает за ударные, которые, кстати, изготавливает для
себя сам. Поразительно, какие сложные и богатые ритмы можно извлечь из одного
большого барабана с несколькими дополнительными приспособлениями вроде
"репродуктивных органов быка с овечьими косточками
внутри" (цит. А. Чепарухин). Алексей, как и все члены группы, способен
также играть на струнных
и не хуже остальных владеет искусством горлового пения. Он создает
основательное, солидное впечатление, какое и должен оставлять тот, кто заведует
ритмом. Андрей Монгуш - самый молодой участник группы; в состав ХХТ он
входит только полтора года. Тем не менее он, со своей скорее даже китайской,
чем тувинской внешностью, управляется с целым рядом обязанностей: от простого
поддержания ритма до сложных сольных номеров; на него возложена значительная
часть вокальных партий, особенно дополнительных. По свидетельству его коллег,
он также активно участвует в написании нового материала.
С аудиторией обычно общается Саян Бапа, один из двух оставшихся с самого
начала основателей группы (вместе с Кайгал-Оолом Ховалыгом). У него очаровательный
трудноуловимый акцент, и он предваряет каждую песню коротким емким пояснением
(почти в каждой песне так или иначе поется о конях... на то тувинцы и
кочевники). Основной его обязанностью, однако, является игра на струнном
дошпулууре, и со своим обтянутым змеиной кожей инструментом он исполняет
партии, изумляющие подчас своей сложностью.
Наконец, о Кайгал-Ооле
Ховалыге Саян сказал, что тот для группы - старейшина. И Ховалыг, играющий
большей частью на игиле (такой смычковый струнный), а также вместе с
Андреем ведущий основную часть вокальных партий, действительно излучает
несуетное, уверенное спокойствие, которое и должно исходить от старейшины -
не столь важно, группы или рода.
Первую половину сета ХХТ в основном следовали трек-листу своего диска Live 1, не отклоняясь от него где-то до "Kongurey" и "Song of the Caravan Drivers". Стоит с удовольствием отметить, что звук на концерте был просто идеальный, а сами музыканты воспроизводили студийные версии своих композиций точнее, чем способны это делать многие современные рок-музыканты. Ударную силу репертуара группы составляют бодрые среднетемповые номера в духе "Oske Cherde"; однако ХХТ умело разнообразили свою программу. Прозвучала и жемчужина их репертуара, меланхоличная "Kongurey", где Саян отложил дошпулуур и взялся за гитару; и кое-что без аккомпанемента; и изящная баллада в сольном исполнении Андрея. Полтора часа (чуть меньше) выступления Хуун-Хуур-Ту пролетели не то, чтобы незаметно, но безо всякого напряжения для слушателя. Пару раз им подносили цветы, а в какой-то момент тувинский юноша-зритель даже сказал небольшую речь, путаясь в словах от волнения. Смеха это не вызвало - зал разделял его эмоции.
Концерт был разбит на два отделения, во втором были заявлены "друзья ХХТ". В
этот вечер из друзей в ЦДХ оказались Инна Желанная, а также карельская
группа Ватага. Инна исполнила две вещи из своего сольного проекта, одну
- вместе с ХХТ. Музыка у нее хорошая, песни были выбраны удачно - медитативные
композиции под стать музыке тувинцев, а ее голос по-прежнему выше всяких
похвал. Однако Инна держалась очень скованно, буквально напоминая попавшую на
сцену восьмиклассницу, составляя очень резкий контраст со спокойной
уверенностью Хуун-Хуур-Ту. Зато весьма порадовали вторые гости, "Ватага". Эти
музыканты из Петрозаводска в свое время увлекались кельтикой, однако затем
взялись за ум и теперь обратились к наследию поморов. Это наследие один
взрослый поджарый мужчина имперской внешности и три молодых парня финского вида
(гитара, контрабас и чумовая перкуссия) сочетают с восхитительной психоделикой,
вытягивая свои композиции в очень длинные, но очень интересные джемы - куда,
кстати, легко встраиваются и тувинские инструменты... Если "Ватага" будут
продолжать в том же духе, у них очень хорошие перспективы.
Последнюю композицию "Ватага" и ХХТ сыграли "вместе", хотя от карело-поморов
были слышны только редкие шумы щеточек ударника. Директор объявил, что время
уже баиньки, поэтому группа на бис выйдет почти сразу и только один раз. Что
же... зато они сыграли "Тайгу" ("Odugen Taiga "). Описывать это
бесполезно, и стоит лишь сказать, что эта вещь совершенно "увела" публику,
всех, сколько было в зале.
Потом мы медленно вытекли из зала и разошлись. Кто-то сел в машину, кто-то заполз в метро... Но побывав на концерте Хуун-Хуур-Ту, уже не забыть того непривычного вкуса простой кочевой жизни, который они так хорошо умеют передать. И это особенно редкостное по нынешним временам счастье. Еще один концерт будет сегодня, и они наверняка когда-нибудь еще приедут потом. И тогда можно будет сходить на них вновь, и еще раз на полтора часа погрузиться в ту природную простоту и естественность, о которой мы то и дело мечтаем.
"Хуун-ХурТу" - это группа из Тувы. Блестящее исполнение горлового пения, виртуозная игра на местных инструментах (дошпулуур, бызаанчи, игил, тунгур)... В их репертуаре - древнейший тувинский...
Подробности из жизни:
"Хуун-ХурТу" - это группа из Тувы. Блестящее исполнение горлового пения,
виртуозная игра на местных инструментах (дошпулуур, бызаанчи, игил, тунгур)...
В их репертуаре - древнейший тувинский фольклор, молитвы, боевые песни. Но
Хуун-ХурТу - это не экзотика ради экзотики. Статус, который Хуун-ХурТу занимает
в мире, четко показывает, что эта музыка является частью мировой культуры, не
изолированной, а, наоборот, полностью открытой для любых влияний и
экспериментов. История "Хуун-Хур-Ту" начинается в 1992 году, когда тувинцы
Кайгал-ул Ковалюг, Александр Бапа, Саян Бапа и Альберт Кувезин организовали
группу Кунгуртук. Свою миссию они видели в том, чтобы показать миру уникальные
музыкальные традиции своей страны. При этом они не исключали в своей музыке
появления элементов других стилей. Вскоре название коллектива несколько
изменилось и появилось привычное "Хуун-ХурТу". В 1993 году часть участников
"Хуун-ХурТу" и ансамбля Тува совершили легендарную поездку в США, где произвели…
Pete BEST (1941)
Donald "Duck" DUNN (1941)
Richard TEE (1943)
Clem BURKE (1955)
Эмир КУСТУРИЦА (1955)
Sven GRÜNBERG (1956)
Армен Сергеевич ГРИГОРЯН (1960)
Danny HOWELLS (1970)
Christopher Michael FEHN (1972)