Радиостанции бывают двух типов - успешные и мертвые. Радио ULTRA к числу успешных, по мнению его руководства, не относилось. И теперь его нет. 7 ноября на 100,5 круглые сутки звучал джингл "ULTRA кончилась, началось радио" (в противоположность привычному "Радио кончилось, началась ULTRA") и одна песня - "Rock Is Dead" Мэрилина Мэнсона. А уже 8 ноября с песни "Simply The Best" на 100,5 началось вещание нового радио - Best FM.
Открывая ULTRA четыре года назад, ее
генеральный продюсер Михаил Козырев
исходил из модного в те времена суждения, что скоро широкоформатные поп-проекты
исчезнут из эфира, уступив место небольшим, "нишевым" радиостанциям,
транслирующим музыку какого-нибудь одного стиля и ориентирующимся на небольшую,
но четко очерченную аудиторию. Козырев был прав - это суждение вполне
соответствовало мировым тенденциям. Но Россия, как всегда, пошла особым путем.
Местные рекламодатели так и не поняли, что нишевой проект, про аудиторию
которого все доподлинно известно, выгоднее с точки зрения рекламы. Размещая
свой ролик в СМИ с огромной, но размытой аудиторией, они палят из пушки по
воробьям - из тех миллионов, что его увидят или услышат, лишь малая часть будет
их целевой аудиторией. Куда выгоднее и дешевле отдать ролик на маленькую
станцию или телеканал, аудитория которого полностью состоит из тех, кому этот
ролик адресован. Но рекламодатели упрямо продолжали нести свои бюджеты на
станции крупных форматов - "Авторадио", "Русское радио", "Европа Плюс". В итоге
богатые становились еще богаче, а бедные - еще беднее.
Радио ULTRA, увы, относилось к числу последних. Конечно, коммерческая
деятельность станции навсегда останется тайной, но если уж ее руководство
поместило на сайте текст следующего содержания: "Проект не оправдал себя с
коммерческой точки зрения и завтра на частоте 100,5 будет новое радио", то,
видимо, дела и впрямь были плохи.
В итоге Михаил Козырев принял то решение, которое принял бы на его месте любой бизнесмен - сменил формат станции. И обвинять его в этом, писать ему открытые письма и устраивать митинги, как сделали поклонники ULTRA, бессмысленно. Те, кто лишился своей любимой станции и очень по этому поводу расстроился, не учитывают одного: радио - дорогое удовольствие. Лицензия, зарплаты сотрудников, авторские отчисления, аренда передатчика, промоушн - все это стоит денег, и эти деньги нужно откуда-то брать. А радиостанция может взять эти деньги только из кармана рекламодателей, и то если те захотят. Видимо, они не захотели.
Разумеется, всем, и в том числе автору этих строк, обидно, что рок-музыка вымывается из FM-диапазона. "Открытое радио", "Куранты" и ULTRA закрыты, а уцелевшие "Наше радио" и MAXIMUM явно не в состоянии удовлетворить запросы любителей серьезной рок-музыки. Но радио не существует само по себе, оно лишь часть общественного и культурного контекста, в котором живет страна, и, в какой-то мере, является отражением того, что в ней происходит. И если на тяжелой рок-музыке нельзя заработать деньги, то радио здесь ни при чем. Времена энтузиастов и филантропов в радио, как и в любом другом бизнесе, давно прошли.
Вместо ULTRA на 100,5 появилось радио "Best FM", которое транслирует популярную музыку всех стилей и эпох, от диско 80-х до клубных хитов 00-х. Судя по первому дню вещания, главный критерий отбора музыки - ее популярность, известность. По иронии судьбы, как и "Открытое радио", ставшее "Попсой", ULTRA превратилось в свою противоположность. Добьется ли новая станция успеха - покажет время. У нее будет очень много конкурентов - та музыка, которая звучит в его эфире, есть на многих других радиостанциях, от "Диско" и "Авторадио" до "Монте-Карло" и "Европы Плюс". Ясно только, что рок-станции на частоте 100,5 больше не будет.
Рано или поздно ситуация изменится. Уже сейчас в FM-диапазоне Москвы работают более 30 станций, и их число только увеличивается. Мелкие станции поглощаются крупными - "Куранты" были проданы "Радио 7 На Семи Холмах", "Хит-FM" - "Русской Медиа-Группе" ("Русское радио", "Русское радио-2", "Монте-Карло", "Динамит-FM", MAXIMUM). Радиоэфир меняется - пока что в сторону поп-музыки. Надолго ли это - неизвестно. Но однажды наступит момент, когда кто-то решит, что в FM-диапазоне не хватает рок-музыки, откроет соответствующую станцию и добьется успеха.
Другой вариант - дальнейшее развитие интернет-радиостанций и переход на
цифровое вещание. Интернет-станции стоят дешевле эфирных и, следовательно,
могут позволить себе большее. Их успех напрямую связан с ростом числа
пользователей "толстых" каналов связи и снижением цен на траффик. Переход на
цифровое вещание будет означать, что новые приемники смогут ловить
неограниченное число станций (сейчас оно технически ограничено возможностями
FM-диапазона). Это будет революцией в радиовещании - в эфире будут звучать
сотни радиостанций в цифровом качестве. И одна из них обязательно будет
транслировать рок.
В США этот процесс уже начался. Россия - в листе ожидания.
1962 – В Тбилиси родилась Тамара Гвердцители, грузинская певица и актриса, обладательница глубокого насыщенного вокала. Ее песни звучат на грузинском, русском, французском, итальянском, испанском, английском, иврите, украинском, армянском, немецком и других языках »»
2012 – Родился Джонатан Дэвис - вокалист калифорнийской nu-metal группы Korn и фотограф журнала Playboy »»
Johnny COSTA (1922)
Hargus "Pig" ROBBINS (1938)
T-Bone BURNETT (1945)
Frankie KNUCKLES (1955)
Tom BAILEY (1957)
Jeremy HEALY (1962)
Joanna NEWSOM (1982)