Abydos - один из тех странных и редких музыкальных проектов, где музыка,
пожалуй, важна во вторую очередь - хотя не факт, что его авторы это
планировали. Впрочем, на этот диск возможны две точки зрения, и обе заслуживают
того, чтобы их привели.
I. С одной стороны, это очередная классическая хэви-металл поделка, выкованная
неутомимыми тевтонами. Автор этого проекта - Энди Кюнтц (Andy Kuntz),
известный тем, что поет в Vanden Plas, "европейском ответе Dream
Theater". И если диск и отходит в чем-то от прог-металл-штампов, то только
чтобы заменить их на другие, но не менее активно используемые. Да, техно-сбивки
в "Нyperion Sunset" хороши, но так шкодничать позволяли себе еще
Amorphis во времена Elegy. "You Broke the Sun" явно
одалживается у Pink Floyd (в менее психоделичные моменты последних), а
также сдобрен мощной дозой Queen'овского пафоса. Гимны в духе "Far
Away From Heaven" только обилием оркестровок на заднем плане отличаются от
того, что Михаэль Вайкат (Michael Weikath) в Helloween делает уже
двадцать лет кряду. Наконец, сам Кюнтц - бесспорно, один из лучших вокалистов в
деле, но здесь это ему скорее вредит: его голос слишком характерен, и сразу
вызывает очень трудно преодолимые ассоциации с музыкой его основной команды. По
аналогичной причине во времена Великого Cмятения Гиллан не прижился в Black Sabbath...
Упрекая "Abydos" в недостатке самобытности, было бы вопиющей несправедливостью
не отметить, что это зато, пожалуй, идеальный пауэр-прог-альбом. Просто THE
Album. Энергия музыки, сложность (но и продуманность) партий, эмоциональный
настрой - все ингридиенты подобраны прекрасно. И даже более. И это "более"
отсылает нас ко второй части нашей рецензии.
II. ...Почему, собственно, здесь якобы не так уж важна музыка? - Кого-то могло
насторожить уже название. "The little boy's heavy mental opera about
the inhabitants of his diary". Однако, концептуальный альбом - кого этим
можно удивить в мире, где записан и продан "Metropolis II: Scenes from Memory"?..
Все зависит от концепции. Мало того, что это самая не-металлическая тема для
альбома со времен Das Schachbrett Des Trommelbuben Zacharias
Angizia. Она еще и просто совершенно реализована. История основана на
пьесе, написаной Энди Кюнтцем, и поэтому сюжет на голову превосходит обычные
плоские металл-поделки. King'у Diamond'у лучше не брать это в руки... А
как все оформлено! Очаровательные комиксно-готические уродцы, заполонившие
страницы буклета (сделанного под большой фолиант), задают совершенно необычное
в нынешнем прог-металле настроение. В этом есть что-то от фильмов Тима
Бартона, а сам автор дневника-с-обитателями наверняка бы нашел общий язык с
Эдом Руки-Ножницы.
И самое интересное - игра с правилами жанра буклетом на самом деле не
оканчивается. Если внимательно слушать диск, нельзя не заметить мелкие, но
крайне любопытные эксперименты с основными штампами подобной музыки. Смена
почти трэшевого напора на плач под клавиши на "Silence" слишком резка и
неожиданна, чтобы ее позволили себе обычные прог-пауэр-команды - каким-то
неуловимым образом это не подходит под каноны. Прог-соло в той же
"Silence" неожиданно разбивается на две части каким-то странным, почти
мультяшным пиканьем синтезатора, только чтобы потом с удовольствием безоглядно
обрушиться обратно в бодрый галоп по струнам. Едва ли не один-в-один снятый у
Yes фолк-прогон в "Radio Earth" звучит поверх танцевального
loop'a ударных. Да и те же техно-сбивки... Неспроста это все.
Можно считать это паранойей, но, похоже, Кюнтц и Стефан Гласс (Stefan
Glass, основной автор музыки "Abydos") не отказали себе в удовольствии,
реализуя свои творческие устремления, параллельно слегка поглумиться, доводя
любимый стиль до абсурда. И хотя нестандартные ходы завуалированы до степени
полной неосознанности, они, несомненно, присутствуют. В сочетании с прекрасным
концептуальным оформлением диска и собственно музыкальным мастерством - а
богатство "цитируемых источников" и просто хороших риффов выше всяких похвал -
это дает нам один из самых любопытных и сильных альбомов в жанре. В самом деле,
кто еще в состоянии так бесшовно соединить классический пафос металла и
трогательных маленьких уродцев?..
David "Fathead" NEWMAN (1933)
Nicky HOPKINS (1944)
Bob MAGNUSSON (1947)
Rupert HOLMES (1947)
Steve JOBS (1955)
Michelle SHOCKED (1962)
Александр "Дусер" ВОРОНОВ (1965)
Chad HUGO (1974)