Минское инструментальное трио Князь Мышкин существует тринадцать лет, имеет
свою аудиторию и на сегодня, пожалуй, остается единственным на территории
Белоруссии коллективом, в чьем творчестве тонко и оригинально сочетаются
жанрово-стилевые признаки фри-джаза, "оперативной композиции" (термин В.
Чекасина), new age, этно и камерной музыки. Сами участники группы для
характеристики своего стиля предпочитают обозначение "интуитивная
импровизация": трио ориентируется на сиюминутное коллективное сотворчество.
Музыка исполняется на концертах и записывается в студиях исключительно на
чувствах и интуиции - без предварительных согласований и звуковых наложений.
Традиционные выразительные средства (мелодика, лад, квадратная структура,
регулярный ритм, тональность) уступают место композиционным приемам алеаторики,
сонористики и так называемой "конкретной музыки" (вуалирование мелодики или же
отказ от нее как таковой, ладовая неопределенность, сегментирование композиции,
внезапные переходы от атональности к политональности, от аритмии к полиритмии,
использование - наравне с музыкальными звуками - естественных шумов и
плэйбэков).
Князь Мышкин - редкий случай, когда спонтанность не мешает, а,
напротив, способствует раскрытию замысла композиций. Посредством импровизации
это уникальное трио утверждает идею единства корней всего человечества. "Как ни
пыжатся музыканты разных стран в импровизе, - а нутро у всех придурков
одинаковое, разве что технологии разные" - говорит лидер коллектива Леонид
Нарушевич (экс-Iнтэр, экс-Зартипо), раскрывая концепцию Князя Мышкина. Наконец,
состав трио калейдоскопически меняется - также, очевидно, из концептуальных соображений.
Две представленные пьесы вошли в записанный в 2001 г. альбом "Summer Session", выпущенный американской фирмой Wood Records. Обычно
продолжительность композиций Князя Мышкина составляет 30 - 40 минут. "Pogranec
Day" и "Shitti Guitarist", вошедшие в сингл, звучат чуть меньше пяти минут каждая.
"Pogranec Day" во всей полноте демонстрирует живописный стиль мышления коллектива. Пьеса воспринимается как фантазия по мотивам картины a la
"лирически-эмоциональный" абстракционизм, существующей в богатом сознании
участников трио. Не рискуя впасть в преувеличение, ее можно назвать "симфонией
красок-звуков", в которой Леонид Нарушевич, индивидуальность игры которого
отмечена печатью непревзойденности, исполняет партию "первой скрипки", вернее -
единственной гитары. Бас-гитара Валерия Башкова ведет непринужденный диалог с
искаженно звучащим, то "смеющимся", то имитирующим некий загадочный восточный
инструмент, кларнетом Виктора Семашко (также известного по работе в группе
Нагуаль); эпизодическое вторжение голосов, произносящих лишенные смысла
"слова"-звуки, отсылает к футуристской "зауми". В целом же звуковые
нагромождения в композиции, как и цветовые сочетания в абстракционистских
картинах, чисто выразительны, напрочь лишены изобразительных ассоциаций.
Тяготение к абстракциям отчетливо проявилось и в композиции "Shitti Guitarist",
принадлежащей Леониду Нарушевичу, в которой автор на все сто самореализуется
как гитарист-виртуоз. Партия баса сводится к многократному, настойчивому
повторению одного и того же риффа. Пьеса являет собой не столько звуковой
комментарий к воображаемой фотографии придурковатого гитариста, сколько эмоции,
ею вызываемые. А быть может, это автопортрет? Или саморефлексия? Самоирония?..
Сколь бы положительным ни было впечатление от этих вещей, - все-таки сингл есть
сингл. Для полноты картины необходимо слушать альбом целиком.
Дата образования:
1 января 1991
1943 – Родился Кит Ричардс выдающийся английский гитарист и автор песен, вместе с Миком Джаггером составляющий неизменный костяк легендарной рок-группы The Rolling Stones »»
1948 – Чес Чандлер, басист группы Animals и продюсер групп The Jimi Hendrix Experience, а также Slade и Ника Дрэйка, родился в Ньюкасле »»
Ira GITLER (1928)
Allen KLEIN (1931)
Chas CHANDLER (1938)
Keith RICHARDS (1943)
Rod PIAZZA (1947)
Bill NELSON (1948)