Этот диск не просто развивает основные идеи Манго-Манго (чем
Андрей Гордеев сотоварищи занимаются
уже 15 лет), но и доводит эволюцию этой группы, начавшей с простого желания
поприкалываться, до логического конца. Что в случае с ММ означает - "до полного абсурда".
По музыке это, кажется, самый аскетичный альбом ММ: вместо былых духовых и
гармошек - классический рок-квартет плюс
ипримкнувшийкнимАлександрДронов. Дронов - один из лучших клавишников
российской рок-сцены, и его мастерство стоит многого... жаль только, что
по-настоящему развернуться ему дают только в псевдокабацкой "Дибули", да
еще он подсовывает хорошую рок-н-ролльную партию в припев дебютной
"Провода". В остальном ему приходится ограничиваться скромными рюшами
клавишных текстур. Вообще, на "Кальмарах..." музыка преимущественно поддерживает
текст, создавая нужное настроение, но не более того. Это не всегда плохо - к
примеру, регги-ритмы и какие-то тихоокеанские распевки в "Миклухе"
идеально соответствуют теме песни. Есть и более любопытные исключения - быстрая
"Ямомото", неожиданно жизнерадостно-лиричная "Свобода" чем-то
неуловимо похожа на раннего Цоя ("Оу-о-у, но это не любовь..."), удачный
"клубный" ремикс "Кальмаров", "Гюлькюлюм" - восточный вариант
эпоса "У попа была собака"... Однако все-таки при всей компетентности в
исполнении "Манго-ролла" динамики на альбоме не так много, как, может, хотелось
бы. Без текстов эту музыку нельзя воспринимать серьезно.
А вот в том, что касается текстов, Манго-Манго удивили, покинув нишу стебщиков.
Ныне стеб - это Лебединский, Ленинград или пресловутые "Уйогурты"
Жуков. А вот озаботиться проблемой не только передвижения, но и
морального облика кальмаров, и более того - связать эти две животрепещущие темы
- на такую запредельщину отваживались разве что Тайм-Аут. В текстах ММ
больше вообще нет привязок к конкретным вещам, событиям и личностям; это
натуральный сюрреалистический "мир в себе". Там, где вырастают, камыши, лежит
специальный позитронный жгут, а зато форсунку пескоструйную
Гордеев не хочет. Просто не хочет. Не нужна ему форсунка.
Наверно, это и есть
постмодернизм - все взято отовсюду, а в "Если ты не вернешься"
прослушивается тема из "Пусть бегут неуклюже пешеходы по лужам...". Это
может как
нравиться, так и не нравиться: кому-то будут не в кайф "шутки ни о чем", по
сравнению с которыми советский КВН - образец злободневной сатиры, но зато
кто-то другой с восторгом усвоит позитивный заряд, заложенный в этом коллаже.
Но, так или иначе, на "Кальмарах..." авторы сказали то, что хотели сказать.
Можно ли
это понять? - а это уже ваша проблема!
Лукерья КОШЕЛЕВА (1924)
Monty BUDWIG (1929)
George Porter, JR. (1947)
John SCOFIELD (1951)
Lars ULRICH (1963)
Teron BEAL (1974)
Павел КЛЮЧАРЕВ (1976)