О чем поведает нам самописец рухнувшего с небес самолета? Какими мимолетными
сплетнями обменивались пассажиры перед последним ударом о землю? Какие мысли
вышибло из их бедных голов в этот ужасный миг? Скоро узнаем: одевшись металлической плотью из обломков
Flugmaschine, они материализуются в музыку с наводящей ужас механической
неумолимостью. С производственного конвейера Rammstein сошла очередная
индустриальная страшилка.
Можно сколько угодно говорить о том, что индастриэл этого германского секстета
- такая же коммерческая поделка, как и сатанинский рок у Marilyn Manson,
что техническое решение многих песен группы - лишь бледная копия того, что
можно услышать у Die Krupps или Oomph!, что весь интерес к группе
держится на ее зверском имидже, немецкоязычной лирике и пиротехническом шоу...
Можно, но не нужно! Rammstein от этого - ни горячо, ни холодно. Они давно уже не
принадлежат к какому-то направлению - они сами стали направлением. Единственные и неподражаемые в узком, но своем собственном стилистическом
диапазоне. Многие, знаете ли, мечтают о хотя бы такой экологической нише, да
только не у всех получается ее найти.
Судя по песням нового альбома группы "Reise, Reise" музыкантам в самолично
определенных рамках вполне просторно. Они могут позволить себе уйти от
привычного индустриального звучания куда угодно - хоть к головоломным сменам
ритмов, раскатистым ударным и атакующей риффовке классического немецкого трэша
уровня Sodom ("Keine Lust"), хоть к примитивизму
шестидесятнического гаражного рока с почти не перегруженными гитарами и губной
гармоникой ("Los") - и остаться самими собой.
По страницам буклета альбома раскиданы обломки пассажирского авиалайнера.
Подложка под компакт-диск украшена изображением установленного в черном ящике
самописца. Тяжела и неказиста жизнь немецкого (да и не только) артиста: вслед
за каждым помпезным позированием в зале для особо важных персон обычно
наступает мандраж в момент посадки на борт самолета. Во время
трансатлантического рейса между двумя странами, так и не сцепившимися в
смертоубийственной схватке и трещащими по швам от атак мирового
терроризма, о чем только не думаешь (центральная композиция на эту тему - "Dalai Lama"). Может быть, полет закончится мягкой посадкой,
и перемывание косточек русским и американцам выльется в пару песен, а может,
этим мыслям так и суждено остаться дорожками на металлической ленте самописца...
По счастью, восхитительно плакатные и даже чуть китчевые песенки
"Amerika" и "Moskau" увидели свет. Разумеется, в первой
поминаются Микки-Маус и Санта-Клаус, а во второй поверх стремительных гитар и
металлических ударных вовсю наяривает гармонь и татуобразный девчоночий голосок
выводит: "Пионеры там идут, песни Ленину поют". Помнится, рецензируя
"Thunderball" U.D.O., какой-то критик уперся в песню "Поезд По
России" и расстроился: ну как же, каким-то японцам от металлистов достаются
роскошные гимны, а нам - лишь пьяные куплеты под гармошку. Так вот, если столь
разные монстры тяжелого рока настолько едины в своем взгляде на просторы нашей
необъятной - нечего на зеркало пенять, ребята.
Rammstein по-прежнему с нами. Такие же несгибаемые, как, скажем, Motorhead или ACDC. Что
уже само по себе неплохо.
Captain BEEFHEART (1941)
Pete WATERMAN (1947)
Duke ERIKSON (1951)
Mark MORRIS (1963)
9TH WONDER (1975)
Александр ИЛЬЧУК (1987)
SKRILLEX (1988)