В клубе "Апельсин" на концерт Psychic TV собрались самые разные люди, публика была разношерстной просто на удивление. По залу ходили и прожженные индустриальщики в кожаных куртках, и странные персонажи с диким взглядом и вычурными прическами, и представительные мужчины в дорогих пиджаках, и главные редакторы московских глянцевых изданий, ну и так далее. Понятно, что всеми двигал разный интерес: одни мечтали о приезде Дженезиса Пи-Орриджа (Genesis P-Orridge) всю жизнь и хотели посмотреть на человека, повлиявшего на их личную судьбу, другие пришли, чтобы просто увидеть странного и немного страшного андрогина, главного безумца мировой культуры. И тем, и другим, кажется, понравилось.
В Москву приехал коллектив, который официально называется PTV3 - то
есть третий собранный
Пи-Орриджем состав группы. Надо сказать, что Дженезис набрал в музыканты людей,
которые в те
годы, когда будущий лидер Psychic TV агрессивно завоевывал свой статус,
ещё, вероятно, и не
родились. Все участники группы очень молоды, что, впрочем, не мешает им
выглядеть колоритно.
Одетые в черные майки с символикой группы, мрачные, выходя на сцену, они
производили впечатление
членов какой-то загадочной секты - хотя саму группу Пи-Орриджа со всеми её
оккультными
концепциями и мистическими проектами вполне можно так назвать. Сам Дженезис
вышел на сцену
последним, держа над головой большую книгу в кожаном переплете с меховой
окантовкой. Помнится, в
романах Джоан Роулинг (да простится мне столь странная в данном контексте
ассоциация) в подобном
фолианте содержались различные бестия и чудовища - и Пи-Орридж словно бы
вынимал оттуда
свои монструозные песни. Сам он достоин отдельного описания, и, честно говоря,
увидев этого
человека, мне уже окончательно непонятно, можно ли писать об этом в мужском
роде. Дженезис в его
нынешнем обличии на мужчину не похож совсем, а похож на старую проститутку,
выкрасившую волосы, в
несколько слоев намазавшую губы и вышедшую на охоту. Совершеннейший монстр,
весь покрытый
татуировками, и вот совсем не знаешь, смеяться, увидев его, плакать или
бояться. Вероятно, и то,
и другое, и третье.
PTV3 - это довольно большой состав: гитара, бас, барабаны, электронная перкуссия, синтезатор и странное приспособление, именуемое радиостанцией. С помощью всего этого и создается музыка, звучащая яростно, энергично и довольно жестоко. Похоже это по большей части на психоделический рок со сведенной к минимуму мелодией и большим количеством специально создаваемых помех - как если бы группа CAN решила поэкспериментировать в области нойза и индастриала. Временами напоминает Sonic Youth, временами - Suicide, а иногда - и вовсе совместные экзерсисы Пи-Орриджа и Merzbow. Звучат скорее не песни в традиционном смысле слова, а треки - однообразный бит, скупые проигрыши и немилосердно терзаемая и искажаемая гитара. Прямо посреди песни начинается жестокая нойз-импровизация, все дрожит, гремит и кряхтит - а потом композиция продолжается, как ни в чем не бывало. Psychic TV не щадили уши слушателя, по сравнению с ними другие заезжавшие в Москву индустриальщики кажутся вполне мелодичными.
Поведение на сцене Пи-Орриджа - отдельная песня, а вернее, форменный цирк.
Он(а) кривляется,
прыгает, строит гримасы, обнажает грудь, брутально заигрывает со зрителями и
недвусмысленными
жестами предлагает заняться оральным сексом. Пи-Орридж то своим
гнусаво-потусторонним голосом
медитативно начитывает в микрофон тексты, то срывается на истошные вопли и
крики,
сопровождающиеся до предела разгоняющейся гитарой, то и вовсе начинает издавать
какие-то странные
звуки, похожие на пение кукушки. Тексты слышны не слишком хорошо, но посыл понятен.
Концерт начался с
песни про шедшего по воде Иисуса, а продолжился громчайшей композицей, в
которой Пи-Орридж
вопрошал зрителей, действительно ли они свободны (подразумевалось, разумеется,
что нет). Звучали
и вещи, знакомые всем, кто когда-либо соприкасался с обширным творческим
наследием Psychic TV,
вроде "Just Like Arcadia", и новые композиции вроде давшей название
всему шоу "S/he is He/R". То,
что происходило на экране позади музыкантов, вряд ли можно назвать полноценным
видеошоу, которое
было обещано - это скорее такие визуальные иллюстрации к песням Пи-Орриджа,
кислотные картинки с
перевернутыми человечками и обезображенными лицами.
Все это произвело впечатление, однако так и не дало ответа на главный
вопрос, который волнует
меня по отношению к деятельности Пи-Орриджа. Что это - игра или настоящее Дело,
провокация или
серьезное разрушение поп-культуры? Концерт - это тоже одновременно и цирк, и
устрашающий
музыкальный ритуал. Пи-Орридж скакал по сцене с идиотскими гримасами,
неприлично шутил со
зрителями, читал издевательскую речевку "monday nado, tuesday nado"
(звучало так, что было похоже
на русское слово - не исключено, впрочем, что Дженезис имел в виду всего лишь
НАТО) - и в то же
время играл крайне радикальную музыку с мистическими текстами и
недвусмысленными призывами.
Видимо, одно от другого здесь неотделимо, такой уж вот Пи-Орридж странный
человек: играет
всерьез, устраивает концептуальные акции в отношении самого себя. Люди,
пришедшие в "Апельсин", слушали Psychic TV по-разному: одни улыбались,
другие, закрыв глаза, погружались в звуковой поток, третьи устраивали слэм.
Пи-Орридж явился, как живая легенда, и исчез, добавив в свой миф
дополнительных красок. Он, конечно, уже стар и во многом смешон в своей
разорванной до пояса
маечке с обнаженной грудью, со своими рожами и кривляниями, и даже со своими
идеями по разрушению
себя и внесению мистического опыта в процесс смотрения телевизора. Ему вряд ли
удастся сделать
что-нибудь ещё большое, значимое и шокирующее - разве что громко умереть. Но,
ей-богу, в этом
есть что-то такое, чем взрывают мир.
1810 – В польской деревне Желязова Воля родился Фредерик Шопен, знаменитый польский композитор и пианист-виртуоз, представитель романтизма в музыке. Благодаря ему весь мир танцует вальсы и мазурки »»
1950 – Родился Дженезис Пи-Орридж, английский музыкант, писатель и перформанс-деятель, основатель стиля industrial, автор концепции breaking sex »»
1992 – Вышел дебютный альбом Radiohead, названный "Pablo Honey". Именно с этой пластинки начал свое путешествие по чартам хит "Creep". Название альбома - аллюзия на телефонный розыгрыш американской пранк-банды Jerky Boys. Небольшой отрывок из этого пранка засэмплирован в композиции "How Do You?" »»
R.S. RANKIN (1933)
Marc CHARIG (1944)
Harvey Mason, SR. (1947)
Genesis Breyer P-ORRIDGE (1950)
Graham LEWIS (1953)
Дмитрий "Сид" СПИРИН (1975)