Когда мне как-то раз пришлось писать большой аналитический материал про Машину времени в одно издание, его главный редактор в разговоре со мной сказал примерно следующее: "Да, конечно, о какой-то интересной музыке тут говорить нечего, но зато какая моща!". Оно и верно: группа, которая каждые 5 лет празднует свой очередной юбилей с большим размахом и неизменными аншлагами на самых крупных площадках, давно уже стала этаким "нашим всем", символом всего доброго, вечного и романтичного, что есть в русском роке. Андрей Макаревич последние 10-15 лет - не только и не столько музыкант, сколько публичная персона: повар, телеведущий, бизнесмен, герой светской хроники, человек, сидевший рядом с президентом на концерте Пола Маккартни (Paul McCartney),- в конце концов, торговая марка. Он востребован в прессе - рядом со мной перед концертом сидела девушка из программы "Личное время", собиравшаяся взять у Макаревича интервью и спросить, что он думает об освобождении из тюрьмы убийцы Джона Леннона (что и было осуществлено). Он всенародно любим - тут, кажется, даже никаких доказательств приводить не надо. Что бы он ни делал сейчас в рамках своих проектов, в национальном мифе все равно останутся "новый поворот" и "марионетки", а пытаться предъявлять к нему какие-то требования по поводу "иной музыки" и " поиска новых стилей" - по меньшей мере, странно. Но пусть это вас не обманывает: музыка, которую сейчас играет Макаревич с коллегами, более чем интересна и качественна.
В среду в клубе "16 тонн" Андрей Макаревич представлял свой очередной альбом с
Оркестром креольского танго - коллективом, в котором он с удовольствием
играет и поет уже не первый год. Диск "От меня к тебе" записан вживую на
майском концерте группы и в студии не чистился и не дополнялся, дабы сохранить
ощущение живого выступления и спонтанности и импровизационности происходящего.
В отношении Оркестра креольского танго Макаревич вообще много говорит о
джазе - и вот тут, мне кажется, имеет место некая терминологическая путаница. Джаз
- он ведь не
в том заключается, что в составе группы имеется труба и контрабас, а в рамки
обычной песенной формы вставляются какие-то импровизационные моменты. Джаз - он
в некоем особенном чувстве, feeling. Конечно, было время, когда
диксиленды играли стандарты по довольно строгой схеме, в которой были
предусмотрены и моменты небольшой свободы исполнителя, только было это годах в
30-х - 40-х, - а с тех пор были и би-боп, и импровизационная музыка, и
фри-джаз, и
много что еще. Духового инструмента и свинга недостаточно, чтобы получилась
свободная музыка; вообще говоря, современный джаз - это больше Джон Зорн
(John Zorn) или Владимир Волков, а не Игорь Бутман.
Это, впрочем, отдельная большая тема, к Оркестру креольского танго
отношения не имеющая. А то, что делает Макаревич в рамках своего нового проекта,
правильнее было бы назвать эстрадой - и этим словом я в данном случае
совершенно не хочу никого обидеть. Эстрадой эта группа является в самом хорошем
смысле слова. Побольше бы в России такой эстрады!
Позитивные и мелодичные песни, сыгранные в качественном, живом и ярком
исполнении - баян переливается, скрипка забавно подвывает, контрабас ухает,
труба весело дудит, клавиши выводят бодрые и симпатичные пассажи. Это музыка
для людей, которые устали после работы и хотят поднять себе настроение после
напряженного дня живой музыкой с долей романтики и осмысленности, которым ни к
чему эксперименты, а надо бы чего-нибудь родного и знакомого. В основном на
концерте присутствовали немолодые господа в пиджаках, у которых с Макаревичем
явно связаны самые приятные воспоминания и которые и сейчас готовы внимать ему
с большим энтузиазмом. Так что если это в каком-нибудь смысле и джаз - то
прежде всего в том,
который вкладывала в это понятие пропаганда начала советской эпохи, называя его
"музыкой толстых", - опять-таки, не подразумеваю никакого негатива в этом определении.
Одно только смущает. Когда успешный, всеми востребованный, в меру упитанный,
в самом расцвете сил, улыбчивый Андрей Макаревич поет со сцены клуба "16 тонн"
что-то про
"надежду, которой нет" и "свободу, которой казалось так много",
эти слова ассоциируются с нашим общим прошлым - но не ассоциируются лично с
Андреем Вадимовичем в настоящем. Совсем уж странно было слушать строчки
про то, что "шансон превратился в блатняк" в ситуации, когда радио
"Шансон" стало одним из главных информационных спонсоров новой пластинки, и его
большой рекламный плакат висел в 5 метрах от сцены. Незатейливая грустная
романтика - это, конечно, понятно, но в данном случае как-то уж чересчур
неуместно. Ей-богу, лучше уж "тонкий шрам на любимой попе" - это хотя бы
весело, просто и не претендует на какую-то "рокерскую честность", которой по
инерции ожидают от проектов Макаревича экстремалы.
Оркестр креольского танго - это, как часто
бывает, тот случай, когда музыканты выдают (или слушатели воспринимают?) песни
за то,
чем они совсем не являются. Но ведь то, что представляет из себя нынешний
основной коллектив Макаревича, - вовсе не плохо, красиво и весело - в конце
концов, никто
же не говорит тут об андеграунде и недоступности. Это творчество рассчитано на
самую широкую аудиторию и, разумеется, хорошо ей принимается. Слово "моща",
употребленное в начале репортажа, могло вызвать ассоциации и со словом "мощи" -
так вот, спешу ее устранить: Андрей Макаревич жив, бодр, активен и готов
исправно поставлять публике то, чего она от него ждет, и дальше.
Последовательный, спокойный, уверенный в себе человек и пароход.
1917 – В городе Ньюпорт Ньюс штат Вирджия родилась будущая "первая леди джаза" Элла Фитцджеральд. До участия в конкурсе Amateur Nights в гарлемском театре "Аполло", который стал первым шагом ее сценической карьеры, Элла подрабатывала смотрительницей в борделе »»
Albert KING (1923)
Vassar CLEMENTS (1928)
Jerry LEIBER (1933)
Harry MILLER (1941)
TONY CHRISTIE (1943)
Bjorn ULVAEUS (1945)
Stu COOK (1945)