Когда мне как-то раз пришлось писать большой аналитический материал про Машину времени в одно издание, его главный редактор в разговоре со мной сказал примерно следующее: "Да, конечно, о какой-то интересной музыке тут говорить нечего, но зато какая моща!". Оно и верно: группа, которая каждые 5 лет празднует свой очередной юбилей с большим размахом и неизменными аншлагами на самых крупных площадках, давно уже стала этаким "нашим всем", символом всего доброго, вечного и романтичного, что есть в русском роке. Андрей Макаревич последние 10-15 лет - не только и не столько музыкант, сколько публичная персона: повар, телеведущий, бизнесмен, герой светской хроники, человек, сидевший рядом с президентом на концерте Пола Маккартни (Paul McCartney),- в конце концов, торговая марка. Он востребован в прессе - рядом со мной перед концертом сидела девушка из программы "Личное время", собиравшаяся взять у Макаревича интервью и спросить, что он думает об освобождении из тюрьмы убийцы Джона Леннона (что и было осуществлено). Он всенародно любим - тут, кажется, даже никаких доказательств приводить не надо. Что бы он ни делал сейчас в рамках своих проектов, в национальном мифе все равно останутся "новый поворот" и "марионетки", а пытаться предъявлять к нему какие-то требования по поводу "иной музыки" и " поиска новых стилей" - по меньшей мере, странно. Но пусть это вас не обманывает: музыка, которую сейчас играет Макаревич с коллегами, более чем интересна и качественна.
В среду в клубе "16 тонн" Андрей Макаревич представлял свой очередной альбом с Оркестром креольского танго - коллективом, в котором он с удовольствием играет и поет уже не первый год. Диск "От меня к тебе" записан вживую на майском концерте группы и в студии не чистился и не дополнялся, дабы сохранить ощущение живого выступления и спонтанности и импровизационности происходящего. В отношении Оркестра креольского танго Макаревич вообще много говорит о джазе - и вот тут, мне кажется, имеет место некая терминологическая путаница. Джаз - он ведь не в том заключается, что в составе группы имеется труба и контрабас, а в рамки обычной песенной формы вставляются какие-то импровизационные моменты. Джаз - он в некоем особенном чувстве, feeling. Конечно, было время, когда диксиленды играли стандарты по довольно строгой схеме, в которой были предусмотрены и моменты небольшой свободы исполнителя, только было это годах в 30-х - 40-х, - а с тех пор были и би-боп, и импровизационная музыка, и фри-джаз, и много что еще. Духового инструмента и свинга недостаточно, чтобы получилась свободная музыка; вообще говоря, современный джаз - это больше Джон Зорн (John Zorn) или Владимир Волков, а не Игорь Бутман.
Это, впрочем, отдельная большая тема, к Оркестру креольского танго
отношения не имеющая. А то, что делает Макаревич в рамках своего нового проекта,
правильнее было бы назвать эстрадой - и этим словом я в данном случае
совершенно не хочу никого обидеть. Эстрадой эта группа является в самом хорошем
смысле слова. Побольше бы в России такой эстрады!
Позитивные и мелодичные песни, сыгранные в качественном, живом и ярком
исполнении - баян переливается, скрипка забавно подвывает, контрабас ухает,
труба весело дудит, клавиши выводят бодрые и симпатичные пассажи. Это музыка
для людей, которые устали после работы и хотят поднять себе настроение после
напряженного дня живой музыкой с долей романтики и осмысленности, которым ни к
чему эксперименты, а надо бы чего-нибудь родного и знакомого. В основном на
концерте присутствовали немолодые господа в пиджаках, у которых с Макаревичем
явно связаны самые приятные воспоминания и которые и сейчас готовы внимать ему
с большим энтузиазмом. Так что если это в каком-нибудь смысле и джаз - то
прежде всего в том,
который вкладывала в это понятие пропаганда начала советской эпохи, называя его
"музыкой толстых", - опять-таки, не подразумеваю никакого негатива в этом определении.
Одно только смущает. Когда успешный, всеми востребованный, в меру упитанный, в самом расцвете сил, улыбчивый Андрей Макаревич поет со сцены клуба "16 тонн" что-то про "надежду, которой нет" и "свободу, которой казалось так много", эти слова ассоциируются с нашим общим прошлым - но не ассоциируются лично с Андреем Вадимовичем в настоящем. Совсем уж странно было слушать строчки про то, что "шансон превратился в блатняк" в ситуации, когда радио "Шансон" стало одним из главных информационных спонсоров новой пластинки, и его большой рекламный плакат висел в 5 метрах от сцены. Незатейливая грустная романтика - это, конечно, понятно, но в данном случае как-то уж чересчур неуместно. Ей-богу, лучше уж "тонкий шрам на любимой попе" - это хотя бы весело, просто и не претендует на какую-то "рокерскую честность", которой по инерции ожидают от проектов Макаревича экстремалы.
Оркестр креольского танго - это, как часто
бывает, тот случай, когда музыканты выдают (или слушатели воспринимают?) песни
за то,
чем они совсем не являются. Но ведь то, что представляет из себя нынешний
основной коллектив Макаревича, - вовсе не плохо, красиво и весело - в конце
концов, никто
же не говорит тут об андеграунде и недоступности. Это творчество рассчитано на
самую широкую аудиторию и, разумеется, хорошо ей принимается. Слово "моща",
употребленное в начале репортажа, могло вызвать ассоциации и со словом "мощи" -
так вот, спешу ее устранить: Андрей Макаревич жив, бодр, активен и готов
исправно поставлять публике то, чего она от него ждет, и дальше.
Последовательный, спокойный, уверенный в себе человек и пароход.
1955 – В британском Миддлексе родился Билли Айдол (настоящее имя William Michael Albert Broad) - первый поп-панкер 80-х. Знаменитый псевдоним подсказал Биллу школьный учитель, назвав его бездельником («idle» звучит похоже на «idol») »»
1979 – Выходит эпический альбом "The Wall" группы Pink Floyd - пик творчества Роджера Уотерса и самый успешный релиз: он 23 раза становился платиновым. Это также последний диск группы, записанный в классическом составе: сразу после записи состав покинул Рик Райт »»
2004 – Умер поэт, автор песни "Под небом голубым" Алексей Хвостенко »»
Dick CLARK (1929)
Jack SHELDON (1931)
Earl JOHNSON (1932)
Bob MOORE (1932)
Эдуард АРТЕМЬЕВ (1937)
Luther INGRAM (1944)
Roger GLOVER (1945)
Billy IDOL (1955)